В начале июня 2014 года я посетил Норильск — один из крупнейших городов, расположенных за полярным кругом. Удивляет то, что в июне здесь все еще снег и даже встречаются сугробы высотой с человеческий рост. Еще одной особенностью является полярный день, — это когда солнце ходит по кругу, не заходя за горизонт. В этом репортаже собраны фото, сделанные во время полета на вертолете от Норильска до Дудинки. Уникальность и суровость этих мест вы можете оценить сами.
Текст и фото: Степанов Слава
Норильск — город на севере Красноярского края в 90 км к востоку от Енисея. Своим появлением он обязан строительству крупнейшего в мире горнодобывающего и металлопроизводящего комбината.
Норильск — второй крупнейший по населению в мире город, расположенный за полярным кругом после Мурманска. Всего в Норильском промышленном районе проживает более 170 тысяч человек. Удивительно, что несмотря на суровый климат, здесь живут не «вахтовики», а целые поколения семей, которые не собираются никуда уезжать. А климат здесь действительно суровый — температура зимой достигает -50°C.
В городе бывают полярные дни и полярные ночи. Полярный день длится около 2 месяцев (солнце ходит по кругу, не касаясь горизонта), а полярная ночь продолжается около 1,5 месяцев (на улицах полная темнота, и не выключается свет).
Парадный въезд в город — «визитная карточка» Норильска.
Архитектура Норильска сформировалась под влиянием двух основных факторов: во-первых, особенностью возведения зданий на вечномёрзлых грунтах и во-вторых, существовавшими типовыми проектами.
Время показало, что практически вся часть «Старого города» и здания «сталинской архитектуры» стали непригодными для жилья. Это привело к переосмыслению строительства на вечномёрзлых грунтах. В частности же, разрушение зданий происходило в Норильске и из-за развала ЖКХ в 1990-е.
Районы города чётко разделены по времени застройки
Ленинский проспект — центральная улица Норильска. Проходит почти через весь центральный район города — от Октябрьской площади до площади Металлургов.
Октябрьская площадь. В архитектуре многих зданий Норильска прослеживается стилистическое сходство с архитектурой Ленинграда/Петербурга — это объясняется тем, что в строительстве Норильска участвовали ленинградские архитекторы.
Улица Красноярская
Никелевый завод в «старом городе». Предприятия Норильского комбината осуществляют ядовитые выбросы в атмосферу в больши́х количествах, в результате которых экологическая ситуация в городе катастрофическая.
Кайеркан. Район Норильска, имевший статус города с 1982 по 2005 годы, расположенный в 20 км. от Норильска. Образован благодаря, открытому здесь месторождению угля.
Дальнейшее развитие посёлка Кайеркан было связано со строительством и началом эксплуатации Надеждинского металлургического завода.
Расположен на плато Надежда на площадке бывшего аэропорта в 12 км от Норильска.
Завод перерабатывает весь объем никелевого и пирротинового концентратов Талнахской обогатительной фабрики, часть никелевого концентрата Норильской обогатительной фабрики и весь объем медного концентрата Никелевого завода. В состав НМЗ входят три производства – гидрометаллургическое (ГМП), пирометаллургическое (ПМП) и производство кислорода.
Брызгальные бассейны
Используются для поверхностного охлаждения плавильных агрегатов.
Готовой продукцией завода являются: файнштейн, аноды медные и элементарная сера.
Файнштейн отправляется на дальнейшую переработку на Никелевый завод и комбинат «Североникель», анодная медь — на Медный завод.
Медный завод
Перерабатывает весь объем медных концентратов Норильской и Талнахской обогатительных фабрик и медные аноды Надеждинского металлургического завода.
Завод выпускает примерно 300 тысяч тонн электролитной меди в год. Кроме того, готовой продукцией Медного завода является серная кислота и сера.
Выселенный посёлок Алыкель — бывший поселок военных летчиков. После вывода эскадрильи он стал нежилым.
Жилое образование Оганер
Тундра
Дудинка. Морской порт низовьях Енисея, с которым Норильск соединён автомобильной и железной дорогами (с другими городами Российской Федерации сухопутное сообщение отсутствует). Это самый северный международный морской порт в России и крупнейший в Сибири.
Основной региональный транспортный узел, обеспечивающий жизнедеятельность всего округа и Норильского промышленного района, через порт происходит вывоз продукции ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель».
Пропускная способность причалов порта — 25 тыс. тонн в сутки. Годовой грузооборот порта порядка 3 млн. тонн.
Причалы порта затопляются во время весеннего половодья, в связи с этим происходит полная эвакуация техники и грузов на незатопляемую отметку 20 м.
Погрузка контейнеров на «нулевом» причале
Летняя навигация составляет 130 дней, с июня по октябрь. Зимняя навигация обеспечивается проводкой транспортных судов ледокольным флотом.
Суда и баржи на рейде
Баржа с контейнерами и автомобилями
Вот такой он — июнь на северах.
В статье использованы материалы сайта Gelio Vostok
Gelio Vostok — издательство, которое занимается высотной фотосъемкой городов, а также специализируется на выпуске корпоративных фотоальбомов и подарочных книг о регионах, крупных компаниях и промышленных предприятиях.
За годы работы география проектов включила объекты на территории от США до Камчатки. Фотографии компании сегодня можно встретить практически повсеместно: от сувениров и печатных изданий до презентаций в Правительстве Российской Федерации. Издательские проекты Gelio Vostok в российских городах стали бестселлерами, а среди корпоративных клиентов появились крупнейшие компании и холдинги страны.
Смотрите также:
КАЗАНЬ — ТРЕТЬЯ СТОЛИЦА РОССИИ. ИСТОРИЯ, ФАКТЫ, КРАСИВЫЕ ФОТО