Искусство — неотъемлемая часть жизни и духовного мира человека и развитие духовности происходит ещё с тех древних времён, когда люди делали наскальные рисунки и интерпретировали их по-своему. Безусловно, подход к восприятию изменился, честно говоря, искусство само изменилось.

«Ха, это не искусство, я даже не понимаю, что изображено»— данная фраза витает в воздухе почти на каждой выставке, будь то именитые художники или молодые дарования, которые, возможно, творят революцию.

Трудно представить, но раньше даже реализм Сурикова с его «Боярыней Морозовой» был непонят крестьянами: они просто не могли вычленить человеческую фигуру из общей композиции. Тут открылась проблема восприятия, которое базируется на представлениях и культурном развитии общества.

Ещё одним примером революции в искусстве являются художники-авангардисты, которые перевернули мир с ног на голову и установили свои «законы». Сначала это, как и следовало ожидать, было воспринято негативно, но что мы наблюдаем сейчас?

В Европе на русский авангард очереди стоят больше, чем у нас на Серова (чьи работы находятся в постоянной экспозиции, но все-таки).

Трудно сказать, что сейчас имеются революционеры такого масштаба, но новое видение, безусловно, присутствует. Итак, как сходить в галерею и не потратить время зря?

1 Ходить «на искусство» нужно в правильном настроении

Как бы это странно не звучало, но именно настрой определяет то, что человек воспримет. Задайте себе цель— «понять». В это понятие не должно вкладываться штудирование неимоверного количества книг по истории искусств (хотя иногда это помогает), для взаимодействия с искусством нужно определить для себя факт, что художник— индивидуальность и в праве проявлять себя совершенно в разных амплуа. Не надо осуждать ничьи действия (вспомните «Боярыню Морозову» и очереди на Серова), возможно, перед вами работа, которая не имеет смысла, потому что он не найден, он выше, ещё только циркулируется в воздухе— что-то эфемерное.

2 Выбирая галерею, обращайте внимание на локацию

Неудивительно, что все непонятые гении чаще всего отвергнуты и не любят публичных мест. Обнаружив в себе желание посмотреть на «свеженькое», будьте готовы обнаружить для себя совершенно незнакомое место, предположительно, заброшенный склад или подвал. Поиски места— неотъемлемая часть процесса взаимодействия современного искусства и зрителя, ведь человек, находясь в незнакомой местности, ощущает неожиданные для себя эмоции, которые раньше никогда не испытывал. Иногда это самое сильное впечатление от мероприятия, но это для начала тоже неплохо.

3 Будьте готовы увидеть «нечто»

Всем известно, что художники не только ранимые особы, но и очень общительные, только общение происходит иногда своеобразно. Зачастую посетитель, сам того не ожидая, становится частью перформанса. К сожалению, некоторые люди пугаются и теряются, что ставит барьер между художником и зрителем. Потеряв тонкую связь с «творцом» уже трудно установить суть происходящего, тогда смысла продолжать бессмысленное «хождение по выставке» бессмысленно. Также не стоит грубо отвечать человеку искусства (не забывайте, он может общаться достаточно оригинально). И, конечно, не стоит смеяться над артистом.

4 Перед посещением обязательно почитайте о мероприятии

Совет, который, кажется, не требует комментария, зачастую нарушается. Многие люди, будучи слишком самоуверенными, идут с гордым видом «просвещаться», приходят и… Все, они просто приходят. Посещая мероприятие, необходимо знать осоновополагающую информацию. Как правило, если вы владеете следующими знаниями, то с вами уже будет о чем поговорить людям из художественной среды:

  • Кто выставляется? Как выглядит?
  • В каком пространстве организована выставка? (иногда выставки организуются не в галереях, а местах, которые лучше отвечают специфике экспозиции)
  • Какие мероприятия с участием художника проходили?

Соблюдая эти простые правила, вы сможете с лёгкостью контактировать не только с работами, но и с публикой.

Литературный бэкграунд

Помимо морального настроя необходимо также быть в курсе основополагающих работ, которые легли в основу большого количества произведений искусств, созданных в наше время.

Михаил Алленов
Михаил Алленов — автор «Истории русского и советского искусства»

1М.М. Алленов «История русского и советского искусства»

Данная книга— справочник для человека, который хочет за короткое время познакомиться со всей историей русского искусства. Текст написан понятным и доступным языком, не в виде сухой теории, более того, даётся историческая справка о художнике, о направлении, и о времени, когда творил художник.

Почему полезна эта информация? Ответ очень простой: данная информация помогает просмотреть параллель и взаимосвязь актуальных на тот период событий с тем, как они выражались в искусстве. Умение находить эти связи помогают это сделать и сейчас, потому что по сути ничего не изменилось — мы стали на один виток истерической спирали выше, но ось развития не поменялась.

Филип Хук «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я»
Филип Хук «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я»

2 Филип Хук «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я»

Филипп Хук — ключевая фигура в мире искусства, о которой точно нужно знать. Почему от справочника «обо всем» мы перешли на конкретику, причём не на художника? И снова всё очень просто: Филипп Хук— один из самых знаменитых искусствоведов и работник крупнейших арт-рынков Sotheby’s и Christie’s. Значение его личности интересно будет не только интересно людям из арт-среды, но и занимающимся маркетингом. Здесь описывается то, как формируется цена на искусство. Такие описания помогают сформировать представления и работе не с точки зрения критике, а с точки зрения оценки оригинальности. Что такое оценка оригинальности — это ключ, который привёл артиста к успеху. Порой совершенно разные факты могут создать ажиотаж и сделать стартовую цену настолько высокий, что пора задумать «где логика и злонравий смысл?».

Иосиф Бакштейн
Иосиф Бакштейн. Фото ТАСС

3 Иосиф Бакштейн «Внутри картины: статьи и диалоги о современном искусстве»

А теперь возвращаемся к истокам— на Родину. Иосиф Бакштейн— ведущий куратор выставок, и основатель московского Инститтута Проблем Современного Искусства (ИПСИ). Мнение участника концептуального движения играет большую роль в построении восприятия. Устанавливается роль концепта и как его правильно преподнести, ведь кураторская деятельность базируется, в основном, на идее, которую нужно донести до зрителя. Суть кураторской деятельности состоит в том, чтобы понять и раскрыть художественный замысел, так как, будучи человеком творческим, художник не всегда знает как взаимодействовать с публикой. Иногда этот опыт приходит со временем, а иногда— нет.

4 Роузли Голдберг «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней»

Rouzli-Goldberg-Iskusstvo-performansa.-Ot-futurizma-do-nashih-dnej
Роузли Голдберг. Фото: daily.afisha.ru

Однако, как уже упоминалось, с искусством можно и нужно взаимодействовать! Такой вид искусства, как перформанс, является сравнительно новым, но основательно закрепившимся в базисе. Столь быстрое укоренение связано непосредственно с тем, что стоические работы воспринимать легче, а когда происходит динамика, то мозг обрабатывает информацию по-другому и процесс восприятия меняется. И неудивительно, что перформансу свойственны различные жанры, как и живописи, скульптуре, архитектуре. Но главным отличием является подача информации— об этом и рассказывается в данной книге, как происходила эволюция и как правильно смотреть перформанс.

Джон Бергер
Джон Бергер — автор книги «Искусство видеть»

5 Джон Бергер «Искусство видеть»

Завершающей рекомендацией является собрание из семи эссе Бергера о том, как нужно видеть искусство, которое постоянно меняется. Вы сможете проследить ход целого века, который внёс неимоверный вклад в то, что мы видим сейчас. Все работы написаны легким языком, что облегчит понимание прочитанного. Можно сказать, что, в том или ином плане, это собрание — некий итог, подведённый за сто лет. Но в искусстве нельзя поставить точку, здесь приемлемо только МНОГОзначное МНОГОточие!…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя