ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В ШЛЯПЕ. «КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАСТОЯЩИЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ?»

"Говорят, интеллигенция умерла. С этим, думаю, повременим".

0
3929

tepikinЙельский университет США назвал ивановского ученого Виталия Тепикина одним из основоположников интеллигентологии. А в России определение интеллигента, сформулированное Тепикиным, — 10 основных признаков – одно время занимало первое место в рейтинге цитируемости. Наш корреспондент встретился с молодым ученым, чтобы разобраться, какой человек может считаться по-настоящему интеллигентным.

— Когда задумываешься о том, кто такой интеллигент, перед глазами встает профессор Полежаев из кинофильма «Депутат Балтики» — неловкий, рассеянный, добрый, но в то же время стойкий и бескомпромиссный. Формулируя признаки интеллигентности, вы представляли перед собой какого-то реального человека?

ВТ: Когда меня просят – а покажите настоящего интеллигента, я к этому отношусь очень осторожно. Однажды Александр Гордон собрал ученых и деятелей культуры на ток-шоу и задал вопрос, кто из вас интеллигент. И практически все ответили, что не являются интеллигентами, хотя таковыми по сути были. Ответили потому, что критерии трудноопределимы. На них можно ориентироваться, к ним можно стремиться, но объявить себя интеллигентом неудобно. В этом тоже проявляется черта настоящего интеллигента.

Ставя перед собой задачу сформулировать признаки этого явления, я руководствовался тем, что эта категория слишком аморфна. Существует огромное количество точек зрения, огромное количество определений, которые вроде бы не исключают друг друга, но очень размывают.

В 1990-е годы стало формироваться отдельное научное направление – изучение интеллигенции – интеллигентоведение, или интеллигентология. Я как раз попал в круг ученых, которые создавали в Иванове НИИ интеллигентоведения.

И 10 признаков – не какая-то устоявшаяся формула, а попытка консолидировать взгляды российских и зарубежных коллег и вывести через них определение предельно универсальное, насколько это возможно в гуманитарных науках. Хотя практика показывает, что привести все к одному знаменателю невозможно, моя попытка была оценена коллегами и получила очень много откликов.

— А где зародилась интеллигенция?

ВТ: Есть мнение, что это чисто русское явление. С этим согласен и я. Рассматриваю интеллигенцию как уникальное общественное явление, которое сформировалось в результате реформ Петра Первого. Когда общество было расколото на две группы – темную, необразованную, и немногочисленную просвещенную, получившую западное образование и вернувшуюся на родину. Из группы просвещенных стала прорастать будущая русская интеллигенция.

— Могут ли встретиться интеллигенты среди рабочих или крестьян?

ВТ: Конечно! Вообще сейчас существуют два подхода к интеллигенции. Один – социально-профессиональный, когда исходят из образования: если у тебя есть высшее образование, ты уже интеллигент. Второй подход нравственно-этический, где в первую очередь учитывают внутренние душевные качества, чутье к тому, когда, что и как сказать, как поступить в сложных жизненных обстоятельствах. Этого чутья, к сожалению, многие люди лишены. Безусловно, и в крестьянской, и в рабочей среде есть люди тонкие, которые занимаются самообразованием и самосовершенствованием.

— Помнится, у основателей советского государства встречались весьма нелестные высказывания об интеллигенции.

ВТ: Политики относятся к интеллигенции крайне осторожно. Она всегда доставляла и будет доставлять неудобства руководителям государственного масштаба, потому что слишком умна и самостоятельна и не поддается поточному программированию. Самостоятельность, проявление личного мнения без оглядки на кого-то и есть признак демократии, к которой стремимся. К сожалению, это часто подавляется и угнетается в человеке. Но настоящая интеллигенция всегда находила в себе силы противостоять этому и не изменять себе.

— А интеллигенция нашего времени чем-то отличается от ее предшественников из XIX-XX веков?

ВТ: Отличается, но скорее внешними формальными признаками, связанными с новыми веяниями, достижениями науки и культуры. А сущностные черты остаются неизменными.

— Наука уже давно изучает предрасположенность человечества к преступлениям. А интеллигентоведение не исследует свой предмет с точки зрения физиологии, чтобы научиться «культивировать» духовных людей? Чтобы увеличить, например, их пропорцию в обществе?

ВТ: Интеллигентоведение – междисциплинарная область, в ней объединяют усилия ученые из разных сфер – историки, философы, филологи, культурологи, социологи. В последнее время стали появляться специалисты из естественнонаучных областей. Возможно, когда-то такое исследование будет проведено.

С моей точки зрения, чем больше интеллигентов в обществе, тем легче жить. Но Дмитрий Лихачев говорил: «Не нужны толпы интеллигенции, достаточно 10-30 человек, чтобы представлять культуру страны». Так или иначе, это явление никогда не будет массовым.

—Последнюю свою книгу вы назвали «Кристаллизация интеллигенции». Что под этим подразумеваете?

ВТ: Кристаллизация – очень медленный, сложный и в то же время красивый процесс. Этот образ у меня остался с детства, когда я наблюдал в маминой лаборатории, как в растворе выращивали кристаллы. Эта общая модель становления интеллигента в ребенке и в нации. Моему сынишке пять лет. Я много с ним занимался с момента рождения. Грудным возил его в коляске и читал стихи. Многим это казалось странным, но в два месяца он сказал первое слово. Мы очень рано начали с ним играть в шахматы. В три года он стал вице-чемпионом Кинешмы по шахматам в группе детей до 9 лет.

— Вы хотите доказать, что интеллигента можно воспитать?

ВТ: Можно сформировать и воспитать, именно начиная с первых шагов.

— А не думаете, что вашему ребенку будет в жизни очень тяжело?

ВТ:Если интеллигентов мало в обществе, а их мало, они уже одиноки. Одиночество не делает счастливым. Но знание, самоощущение, что ты несешь добро окружающим, на мой взгляд, это окупают.

— А вы не считаете, что интеллигенция – это вымирающий тип человека?

ВТ:К сожалению, так и есть. Но о гибели говорить преждевременно. Я ориентируюсь на более глубокое изучение художественной интеллигенции. Подчеркиваю: художественной, а не творческой, поскольку любая интеллигенция – творческая. Это особая группа, которая выделяется среди других. Эти люди мыслят образами, более ранимы, и даже слово, взгляд могут воспринять неадекватно и вроде бы не вписываются в жесткие современные реалии. Однако эта группа сохраняется по сей день и никуда не исчезает. Взять музыкальную интеллигенцию. Она дробится на более мелкие группы. На западе появилась профессия хитмейкер. Это вроде бы композитор, а вроде бы и нет. Он сочиняет мотив, который будет узнаваем и использован, допустим, в фильмах. Это тоже художественная интеллигенция, но другого масштаба. И такая эволюция будет происходить постоянно.

Интеллигент, как писал наш выдающийся историк Ключевский, это диагност своего народа. Народ сам вылечит свою рану, если он ее почует. А вот вовремя заметить и указать ее – дело интеллигента.

intelligent
Кадр из Фильма: «Осенний Марафон»

10 ПРИЗНАКОВ ИНТЕЛЛИГЕНТА

Передовые для своего времени нравственные идеалы, чуткость к ближнему, такт и мягкость в проявлениях.

Активная умственная работа и непрерывное самообразование.

Патриотизм, основанный на вере в свой народ и любви к малой и большой Родине.

Творческая неутомимость всех отрядов интеллигенции (а не только художественной ее части, как многими принято считать), подвижничество.

Независимость, стремление к свободе самовыражения и обретение в ней себя.

Критическое отношение к власти, осуждение любых проявлений несправедливости, антигуманизма, антидемократизма.

Верность своим убеждениям, подсказанным совестью, в самых трудных условиях и даже склонность к самоотречению.

Неоднозначное восприятие действительности, что ведет к политическим колебаниям, а порой – и проявлению консерватизма.

Обостренное чувство обиды в силу нереализованности (реальной или кажущейся), что иногда приводит к предельной замкнутости интеллигента.

Периодическое непонимание, неприятие друг друга представителями различных отрядов интеллигенции, а также одного отряда, что вызвано приступами эгоизма и импульсивности (чаще всего характерно для художественной интеллигенции).

Автор: Светлана Биткина, «Российская газета»

Читайте также:

ОБРАЗ РУССКОГО МУЖЧИНЫ В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

ТАТЬЯНА ЧЕРНИГОВСКАЯ: «В НАШЕЙ ЖИЗНИ СЛИШКОМ МНОГО ГУГЛА. А С ЧЕГО ВЫ ВЗЯЛИ, ЧТО ОН НЕ ВРЕТ»

СЕРГЕЙ КАПИЦА: КАК РОССИЮ НАМЕРЕННО ПРЕВРАЩАЮТ В СТРАНУ ДЕБИЛОВ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here