«Служебный роман» (1977). Калугина (Алиса Фрейндлих)
Как же часто мы обсуждаем актрис, щедро и уверенно развешивая ярлыки «талантливая» или «бездарная»! И нередко мы сами не можем объяснить того, почему эта артистка кажется нам гениальной, а та – совершенной пустышкой.  

Какие качества должны быть у актрисы, достойной всенародной любви и уважения? Умение перевоплощаться, отсутствие комплексов, искусство принимать себя как есть, феноменальная память, сверхчувствительность, парадоксальным образом сочетающаяся с толстокожестью, что-то еще? Несмотря на километры инструкций, посвященных  выявлению актерского таланта, в жизни реально работает единственный критерий – признание публики.

Никакими пиар-технологиями, рекламными уловками, никаким ежедневным мельканием на титульных каналах страны нас – публику не убедить в гениальности бездарности, попавшей в кино по чьей-то высочайшей протекции.

Талант же мы находим сами – в театре, в кино, без массированной пропаганды и вложенных в раскрутку миллионов.

Мы просто чувствуем её роль, которая подсвечивает актерскую душу изнутри. Мы восхищаемся её перевоплощением. Мы верим ей. И мы её признаем. Только мы – публика!

Сегодня мы расскажем об актрисе, чьим талантом не перестает восхищаться уже четвёртое поколение зрителей. Да не рассердится на нас Алиса Бруновна за то, что мы чуть-чуть походим за ней по пятам, из гримерки — на сцену, со сцены – домой.

Сегодня Алисы Фрейндлих

Alisa-Frejndlih
Алиса Фрейндлих. Фото: star-magazine.ru

Есть женщины, которые не скрывают своего возраста. Зачем? Кого мы хотим обмануть, сначала прибавляя, а после и вычитая годы?! Уважение, почитание, восхищение – все это можно получить в любом возрасте, однако этот капитал зарабатывается нелегко и по дешевке не продается.  

Несмотря на известный афоризм актрисы «Тяжело ли быть красивой?.. Не знаю, не пробовала», Алиса Бруновна лукавит. Красивой она не только была, но и без сомнений осталась. Красивой и молодой!

Её амплуа – воплощенная женственность. И неважно, в каком образе эта женственность выражается – буфетчицы или королевы, растерянной директрисы или смекалистой мещанки, матери поэта-диссидента или богемной старухи. Актриса чутко и виртуозно выделяет характер, как скульптор, отсекая фальшь, надуманность, неестественность.   

Снимаясь в кино и играя на сцене с самыми талантливыми и выразительными актерами – Олегом Басилашвили, Андреем Мягковым, Михаилом Боярским, Евгением Мироновым, актриса всегда составляла идеальную пару – образец эмоциональной и эстетической гармонии. Каждый выход Алисы Фрейндлих на сцену наполняет зал актерской энергетикой, способной подарить счастье от возможности просто находиться в этой ауре.   

Сегодня слава актрисы вполне материальна и выражается в 20 национальных премиях и 5 орденах. Великая, великолепная, выдающаяся – каких только эпитетов не удостаивалась Алиса Бруновна от критиков, коллег по сцене и журналистов. Однако путь актрисы по красной дорожке был долгим и совсем непростым. Но тем и отличается исключительная личность – она никогда не опускает руки.

Алиса из Ленинграда

Alisa-Frejndlih
Алиса Фрейндлих, Фото: Валерий Плотников

Немецкий характер – спокойное умение общаться с людьми, способность контролировать себя на публике, талант выбирать из эмоциональных решений самое разумное, рациональная последовательность, — все это досталось Алисе Бруновне от Зейтцев — немецких художников-стеклодувов, обосновавшихся в России еще в екатерининские времена, и Фрейндлихов – также немецких мастеровых. А вот над несобранностью Алисе Бруновне пришлось поработать – с самого детства она была склонна к опозданиям. Как известно, опаздывать можно до тех пор, пока ты можешь себе это позволить. Театр опозданий не терпит. И актрисе пришлось научиться немецкой пунктуальности.  

И мать и отец Алисы Фрейндлих были не понаслышке знакомы с театральными подмостками – Бруно Артурович играл в театре, а Ксения Федоровна участвовала в самодеятельности.

Kseniya-Fedorovna-i-Bruno-Arturovich
Родители: Ксения Федоровна и Бруно Артурович. 1931г. Фото: из личного архива Алисы Фрейндлих
Легенда гласит, что девочку хотели назвать Наташей, но сочетание Наталья Бруновна Фрейндлих резало слух. В то время отцу попалась книжка «Алиса в стране чудес», которая, к слову, даже не была переведена на русский язык. Но имя на то имя, что оно интернационально. Так Алиса стала Алисой.
Alisa-Frejndlih-v-detstve
Алиса, 1935 г. Фото: из личного архива Алисы Фрейндлих

Алиса Фрейндлих – блокадный ребенок. Выжить помог… немецкий характер бабушки Шарлотты –  хлеб в семье выдавался строжайше по часам. Шкаф с хлебом запирался на ключ. Съесть все сразу – значило умереть. Вспоминая блокаду, актриса рассказывает, как семилетней сидела перед часами и умоляла стрелки бежать быстрее. Пили чай из корицы, ели студень из клея. Внучка блокаду пережила. Бабушка нет.

Еще учась в школе, Алиса начала мечтать об актерской карьере – что не удивительно для девочки из актерской семьи, правда юное дарование привлекало не кино – Алисе хотелось петь в опере. Однако какая опера при росте в 153 см! Руководительница драмкружка, в котором занималась Алиса Фрейндлих, вовремя подтолкнула будущую приму в сторону театрального образования. В 1953 году девушка поступила в ЛГИТМиК.

Играть, читать, петь и танцевать – эти четыре склонности сохранила и преумножила актриса за время обучения под чутким руководством талантливого педагога Бориса Зона.

Еще итогом обучения в театральном училище стал недолгий брак с ясноглазым сокурсником Владимиром Карасевым. Впрочем, этот союз не выдержал испытания сценой, которое ждало молодоженов за стенами института.

На сцену! На сцену!

A.-Frejndlih
Сцена из спектакля «Двенадцатая ночь». В центре — А. Фрейндлих (Шут). Фото С. Ионова
Малоизвестный факт – актриса, ставшая воплощением женственности, сыграла немало мужских ролей. Это и Лель в «Снегурочке», и Уриэль Акоста в «Людях и страстях», и шут в «Двенадцатой ночи». «Главное не фактура, а умение думать как мужчина» – говорит актриса об этом факте актерской биографии.

Что же касается первых ролей актрисы – ей доставалось то, от чего отказывалась звезда театра им. В.Ф.Комиссаржевской Эмма Попова. Юная Алиса рыдала, переживала, страдала, но впоследствии оценила огромные эмоциональные вложения в профессию. «Надо многое пережить и передумать, многое перестрадать, чтобы стать настоящим мастером» — сказала она в одном из интервью.

Первоначальное отсутствие ролей мечты не помешало талантливой молодой женщине стать знаменитой. Ленинградское театральное сообщество заговорило об Алисе Фрейндлих уже в начале 60-х годов. На спектакли с ее участием специально приезжали театралы из дальних уголков страны. На сцене Алиса Бруновна искусно воплощала любые образы, от леди Мильфорд Шиллера до леди Макбет Шекспира.

Бесспорно подъему интереса к Фрейндлих, как к театральной актрисе, помог ее блестящий дебют в кино. После нескольких незаметных ролей на всю страну прогремела картина «Похождения зубного врача», где Фрейндлих впервые снялась с Андреем Мягковым. Актрису узнали и признали.   

Kalugina-i-Novoseltsev
«Служебный роман» (1977). Калугина (Алиса Фрейндлих) и Новосельцев (Андрей Мягков)

Не пойти ли в кино?

Противостояние кино и театра заставляет актеров делать трудный выбор. У Алисы Бруновны не было недостатка в интереснейших театральных проектах. Привлекательными ролями на сцене соблазнял актрису, отвлекая её от кино, второй муж, главный режиссер театра им. Ленсовета — харизматичный и остроумный Игорь Владимиров. В течение многих лет Владимиров подбирал театральный материал под супругу. Точку в отношениях поставила заметка о театре Владимирова в московской газете, как о «театре одной актрисы»…

Alisa-Frejndlih
Алиса Фрейндлих и Вячеслав Зайцев в гримерной перед спектаклем «Вишневый сад». Московский театр «Современник». 1981 год

Разве звезда может долго оставаться одна? После развода с человеком, который был старше ее на 16 лет, Алиса Фрейндлих вышла замуж за молодого человека на 15 лет младше – Юрия Соловья. Увы, этот брак тоже не выдержал испытания славой.

Фрейндлих продолжала играть в театре. О ролях в кино не было и речи, пока… Пока она не получила приглашение сниматься у Эльдара Рязанова в «Сказке о руководящей Золушке», больше известной нам как «Служебный роман». Манкировать не вышло.

Ведь ради великой театральной актрисы, которой в 1977 году уже бесспорно являлась Алиса Бруновна, Рязанов построил декорации, в которых исполнительница главной роли чувствовала бы себя как на подмостках. Разве можно отказать тому, кто готов построить театр в кинопавильоне?

Алиса Бруновна подошла к роли так же, как делала все без исключения – ответственно, вдумчиво и виртуозно! Она подбирала гардероб, училась деревянной походке и исподтишка наблюдала за женщинами-начальницами.

Сказать, что это был успех – ничего не сказать. После премьеры Фрейндлих получала мешки писем от женщин, которые обрели надежду встретить своего Новосельцева. Не получила она только Госпремии СССР.

Alisa-Frejndlih-semki
«Служебный роман» (1977). Калугина (Алиса Фрейндлих) и Новосельцев (Андрей Мягков)
Это интересно: «Служебный роман» был принят всеми чиновниками настолько положительно, что его тут же было решено выдвинуть на Государственную премию СССР. Однако почетную премию получили все, кроме исполнительницы главной роли Алисы Фрейндлих. Оказывается, по правилам того времени подобные награды нельзя было давать раньше, чем через два года после предыдущей. А у Фрейндлих уже была премия за театральную роль.

После «Служебного романа» путь в большое кино для Алисы Фрейндлих был открыт. Анна Австрийская в «Д’Артаньян и три мушкетера», жена сталкера у Тарковского, Харита Игнатьевна в «Жестоком романсе», а в ХХI веке – Анна Борисовна из драмы «На Верхней Масловке» — каждая роль становилась кинособытием, и каждый образ открывал все новые стороны таланта актрисы, бесконечного, бездонного, безграничного.

Alisa-Frejndlih
Алиса Фрейндлих и Анатолий Ромашин в сцене из фильма «Агония» Фото: РИА Новости

Казалось бы, о чем еще может мечтать актриса, сыгравшая Шекспира и ставшая символом для нескольких поколений? Алиса Бруновна с сожалением говорит о том, что ей не удалось сыграть Маргариту. И добавляет, что, впрочем, хорошо сыграть эту роль вообще никому не удалось!

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Поделиться
Лиана Викулова
«Вкусные истории похожи на углеводы - они откладываются в организме. Хорошо приготовленную информацию можно употреблять без ограничений. Хоть по три статьи сразу. И после шести. А главное, никаких инфодиет!»

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Введите свое имя