Алексей Кондратьевич Саврасов создал понятие русского лирического пейзажа и написал картину «Грачи прилетели», ставшей символом русской живописи. Его обвиняли в увлечении иностранщиной, но это не помешало Саврасову воспитать плеяду великих русских живописцев, в том числе Левитана, Коровина, Каменева.
В конце жизни художник стал жертвой отчаянья. Одна за одной умерли четыре дочери Саврасова. Как результат Алексей Кондратьевич заболел «русской болезнью» – пьянством. Умер великий художник всеми забытый в московской больнице для бедных.
Становление художника
Алексей Саврасов родился в Москве в семье купца 3-й гильдии Кондратия Саврасова. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, однако мальчик проявил талант к искусству. Уже к двенадцати годам Алексей с легкостью исполняет большие рисунки гуашью, которые с успехом за копейки продает торговцам на Никольской и у Ильинских ворот.
В 1844 году 14 – летний Алексей поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста Карла Рабуса. После обучения с работами Саврасова знакомится Великая княгиня Мария Николаевна.
Сестра Императора Александра II была известным ценителем живописи и опекала Академию художеств. Княгиня разглядела в сыне московского купца талант и пригласила Саврасова на свою дачу на берегу Финского залива. Там молодой художник развивает свои способности и знакомится с северной природой России.
На императорской даче начинает проявляться и стиль Саврасова. Природа на его картинах изображена торжественно, спокойно, но без излишней помпезности и вычурности. Одно из полотен этого периода «Вид в окрестностях Ораниенбаума» в свою коллекцию приобретает и известный меценат Сергей Михайлович Третьяков.

Художник А.Г.Горавский писал Третьякову:
«…Забыл Вас я поздравить с приобретением Саврасовского пейзажа, из всех его произведений я лучше этой вещи не видал: к тому же приятно иметь такую вещь, за которую дано звание академика».
Швейцарские Альпы и русский художник
Алексей Кондратьевич заслуживает призвание и становится одним из самых востребованных художников Москвы. В 60-е годы он вступает в Общество любителей художеств, от которого его послали на всемирную выставку в Лондон. Впоследствии Саврасов вспоминал, что никакие уроки в академиях не заменят этой поездки. В Лондоне художник знакомится с работами лучших европейских мастеров, которые поразили его.
Путешествуя по Европе, Алексей Кондратьевич заехал в Швейцарию, где увидел Альпы. Горы покоряют его, и он забрасывает русскую природу и пишет этюды монументальных Альп. Считается, что именно в этот период творчества Саврасов отказался от условностей и красивости. Работы Саврасова реалистичны и буквальны. Пока художник путешествовал по Европе московские критики упрекали его в любви «иностранщине» и призывали вернуться домой и оправдать, выданный ему аванс доверия.

Стыдимся Родины
Вернувшись в Россию Саврасов с кистью в руках и мольбертом подмышкой, исходил пешком все Подмосковье. Он пишет русский пейзаж по-новому. До него художники находили вдохновение в натурном мотиве, а на холсте, подражая итальянскому стилю живописи, идеализировали действительность. Четко выстроенная композиция, дерево или куст в левой части холста, все объекты идеальны.
Саврасов отказывается от канонов. Он не изображает русский пейзаж «причесанным» на европейский манер, а показывает действительность такой, какая она есть. Дорога кривая и с живописной грязью, тяжелое осенней небо, серый весенний снег, низкие крестьянские дома и бескрайние русские равнины, уходящие в горизонт, вот новый русский пейзаж. Художник говорил:
«Нет у России своего выразителя. Стыдимся мы еще родины… Моя бабушка перед смертью сказала: Учись так писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты… Озера, заросшие осинником, мокрые поля и косые избы, перелески да низенькое небо – слепые мы, чтобы не радоваться этому свету…».
На картинах Саврасова даже воздух имеет особое свечение. Впоследствии он будет говорить своим ученикам, что если в пейзаже не нарисован воздух, то пейзаж дрянь.
Грачи Саврасова
В 24 году Алексей Кондратьевич становится академиком, а в 27 возглавляет пейзажную мастерскую художественного училища. Написал новый учебник рисования и ввел в него главу по изображению русских изб и деревень. Пейзажист дружил с известным художником Василием Перовым. Искусствоведы считают, что именно Саврасов писал пейзаж в «Охотниках на привале» и «Птицелове» Перова, а тот помог другу в изображении бурлаков на картине «Волга под Юрьевцем».

20-летний художественный стаж сделал Алексей Саврасова уважаемым мастером и один из самых востребованных художников. Однако его главная работа еще впереди. В 1870 году художник получает от Третьякова заказ на серию картин зимней Волги. Семья Саврасова переезжает из Москвы на берег великой реки, в старинное купеческое село Молвитино, что в Костромской области.

Здесь Алексей Кондратьевич сделал набросок своей самой известной работы «Грачи прилетели». В 1871 году картина была готова, и она приковала к себе внимание всех посетителей передвижной выставки русских художников. Глядя на грачей Саврасова создается впечатление устремленности ввысь, достигаемое благодаря шатровой колокольне древнего храма и тонким, но тянущимся вверх березкам.

Бескрайне русские дали, птицы, вернувшиеся в прошлогодние гнезда, и голубое весеннее небо, оживающей природы заставляет думать о лучшем и надеяться на скорый приход весеннего тепла. Картина — конструктор, в котором собраны все поэтические символы России — церквушка, колокольня, деревенская изба, простор, снег, талая вода, бездорожье. «Грачи прилетели» стала откровением для современников Саврасова и принесла художнику настоящую славу.
А. Бенуа:
«В 1871 году картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. Может быть, потому и сам Саврасов ничего уже больше не сделал подобного, что картина была выше своего времени и его личного таланта, что и для него создание ее было неожиданностью, плодом какой-то игры вдохновения!
…Зато в конце 80-х годов, когда лучшие силы в русском искусстве взялись за пейзаж… картина Саврасова послужила путеводной звездой не одному из художников. Глядя на это простое, бесхитростное произведение, они сами набирались смелости и бодрости и отделывались от последних пут прикрашенной буржуазной условности…»
Гибель детей
Алексей Кондратьевич работал над «грачами» в сложных жизненных условиях и его личная скорбь отобразилась на полотнах, в которых есть надрыв и ощущение печали. Одна за одной умирают четыре дочери Саврасова. Ни одна из девочек не дожила до совершеннолетия, а внутреннее состояние художника отобразилось в картине «Могила на Волге».

Последней работой показанной публике, на передвижной выставке, стала «Рожь». После нее в жизни художника наступает окончательный разлад, из которого он уже не выйдет. От Саврасова уходит жена, и он начинает сильно пить. Из-за прогулов и постоянных запоев Алексея Кондратьевича увольняют из Московского училища живописи и выселяют из казенной квартиры. Последующие годы он скитается по углам и ночует в ночлежках самого криминального на то время района Москвы – Хитровке.

Художник в рубище
На склоне лет академик живописи зарабатывал рисованием небольших этюдов, которые продавал на московских улицах по два рубля за штуку. Большую часть денег в этот же день он пропивал. Известный московский журналист Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что Саврасов месяцами мог жить у своего друга художника Сергея Грибкова:
В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в грибковской мастерской в рубище. Ученики радостно встречали знаменитого художника и вели его прямо в кабинет к С. И. Грибкову. Друзья обнимались, а потом А. К. Саврасова отправляли с кем-нибудь из учеников в баню к Крымскому мосту, откуда он возвращался подстриженный, одетый в белье и платье Грибкова, и начиналось вытрезвление… Живет месяц, другой, а потом опять исчезает, ютится по притонам, рисуя в трактирах, по заказам буфетчиков, за водку и еду».
Саврасову помогали друзья и меценаты, но эта помощь была иллюзорной, без права на выживание. Да и сам художник уже был слаб, морально и физически, чтобы перебороть состояние затянувшихся трудностей и творческого упадка. Гениальный и прославленный некогда русский художник, еще при жизни ушел из мира художественных интересов его современности.
В 1895 году А.С.Размадзе, обращаясь в письме к П.М.Третьякову с просьбой о помощи для А.К.Саврасова, подробно описывает те жизненные условия, в которых доживал свой век когда-то прославленный художник:
«…Старик Алексей Кондратьевич Саврасов в настоящее время доживает свой печальный век в такой бедности, в таком бедственном положении, на которое невозможно смотреть равнодушно. Последние годы он работал по мере сил и мог еще хоть кое-как перебиваться, но вот уже около года, как он ослаб настолько, что работать почти не может; теперешняя жизнь его похожа на медленное умирание. Он получает от Общества ежемесячное пособие в 25 рублей, но можно ли существовать на эти деньги вчетвером, имея двух малолетних детей.
Конечно, если обратиться к прошлому, то нельзя не признать, что в теперешнем своем бедственном положении художник виноват сам, что причиной всему послужила его несчастная слабость; но с другой стороны, какой же горькой бедою пришлось ему искупать свою вину.
Теперь, когда к концу дней своих ему удалось победить эту слабость, на него поистине жаль смотреть — так ужасно его положение… Адрес Саврасова: между церковью Смоленской Божией Матери и Бородинским мостом, во 2-м Тишинском переулке, дом Разживиной, квартира № 7. 24 декабря 1895 г.».
В поздних работах Саврасова все больше тоски и безысходности. Академик живописи, создатель русского пейзажа и учитель плеяды великих художников умер на 67 году жизни в бесплатной больнице для бедных. На его похороны пришла горстка людей, большинство из которых — это его приятели по хитровской ночлежке.
Незадолго до смерти, почти ослепший Саврасов зашел в фотоателье мужа своей дочери (фотограф Петр Петрович Павлов), сел на стул и попросил себя сфотографировать. Считается, что это и есть тот самый последний снимок.

До Саврасова понятия самостоятельного русского пейзажа не существовало. Алексей Кондратьевич отыскал прекрасное в грязи, бездорожье, сером весеннем снеге и научил будущие поколения русских художников находить красоту там, где раньше ее не замечали.
Александр Бенуа. Из очерка о Саврасове из книги «История русской живописи» (1901 г.):
Саврасов выступил гораздо раньше, еще в 50-х годах, однако вся его деятельность до 1871 года, до появления картины «Грачи прилетели», прошла бледной, жалкой и ненужной. Уже это одно – довольно странный пример в истории искусства, но еще более странно, что, дав эту замечательную и многозначительную картину, он снова ушел в тень, опустился и последние двадцать пять лет прожил в полном бездействии, страдая запоем, еле-еле перебиваясь продажей в московских подворотнях своих очень неважных этюдов.

Саврасов Алексей Кондратьевич:
«Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно. В этом — главное. В поэзии. А поэзию природы ты угадаешь тогда, когда полюбишь ее всем своим сердцем. У тебя и глаза-то будут смотреть по-другому, когда любовь их раскроет. Они станут большие, зоркие, всевидящие. У тебя и глаза-то будут смотреть по-другому, когда любовь их раскроет. Они станут большие, зоркие, всевидящие.»
Как же печальна бывает судьба таких талантливых людей. Очень интересная статья. Благодарю.
Отличная статья!
Печальная судьба.
Благодарю вас.
Полностью разделяю Ваше мнение.
Мысль хорошая, согласен с Вами.
Большое спасибо! Замечательная статья.