Алексей Саврасов. Личная трагедия художника, создавшего лирический русский пейзаж

"Саврасов создал русский пейзаж" - И. Левитан

4
15201
саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов создал понятие русского лирического пейзажа и написал картину «Грачи прилетели», ставшей символом русской живописи. Его обвиняли в увлечении иностранщиной, но это не помешало Саврасову воспитать плеяду великих русских живописцев, в том числе Левитана, Коровина, Каменева.

В конце жизни художник стал жертвой отчаянья. Одна за одной умерли четыре дочери Саврасова. Как результат Алексей Кондратьевич заболел «русской болезнью» – пьянством. Умер великий художник всеми забытый в московской больнице для бедных.

Становление художника

Алексей Саврасов родился в Москве в семье купца 3-й гильдии Кондратия Саврасова. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, однако мальчик проявил талант к искусству. Уже к двенадцати годам Алексей с легкостью исполняет большие рисунки гуашью, которые с успехом за копейки продает торговцам на Никольской и у Ильинских ворот.

В 1844 году 14 – летний Алексей поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста Карла Рабуса. После обучения с работами Саврасова знакомится Великая княгиня Мария Николаевна.

Сестра Императора Александра II была известным ценителем живописи и опекала Академию художеств. Княгиня разглядела в сыне московского купца талант и пригласила Саврасова на свою дачу на берегу Финского залива. Там молодой художник развивает свои способности и знакомится с северной природой России.

На императорской даче начинает проявляться и стиль Саврасова. Природа на его картинах изображена торжественно, спокойно, но без излишней помпезности и вычурности. Одно из полотен этого периода «Вид в окрестностях Ораниенбаума» в свою коллекцию приобретает и известный меценат Сергей Михайлович Третьяков.

Вид в окрестностях Ораниенбаума
Картина Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума» 1854 год
Художник А.Г.Горавский писал Третьякову:

«…Забыл Вас я поздравить с приобретением Саврасовского пейзажа, из всех его произведений я лучше этой вещи не видал: к тому же приятно иметь такую вещь, за которую дано звание академика».

Швейцарские Альпы и русский художник

Алексей Кондратьевич заслуживает призвание и становится одним из самых востребованных художников Москвы. В 60-е годы он вступает в Общество любителей художеств, от которого его послали на всемирную выставку в Лондон. Впоследствии Саврасов вспоминал, что никакие уроки в академиях не заменят этой поездки. В Лондоне художник знакомится с работами лучших европейских мастеров, которые поразили его.

Путешествуя по Европе, Алексей Кондратьевич заехал в Швейцарию, где увидел Альпы. Горы покоряют его, и он забрасывает русскую природу и пишет этюды монументальных Альп. Считается, что именно в этот период творчества Саврасов отказался от условностей и красивости. Работы Саврасова реалистичны и буквальны. Пока художник путешествовал по Европе московские критики упрекали его в любви «иностранщине» и призывали вернуться домой и оправдать, выданный ему аванс доверия.

Алексей Кондратьевич Саврасов. Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен) 1862

Стыдимся Родины

Вернувшись в Россию Саврасов с кистью в руках и мольбертом подмышкой, исходил пешком все Подмосковье. Он пишет русский пейзаж по-новому. До него художники находили вдохновение в натурном мотиве, а на холсте, подражая итальянскому стилю живописи, идеализировали действительность. Четко выстроенная композиция, дерево или куст в левой части холста, все объекты идеальны.

Саврасов отказывается от канонов. Он не изображает русский пейзаж «причесанным» на европейский манер, а показывает действительность такой, какая она есть. Дорога кривая и с живописной грязью, тяжелое осенней небо, серый весенний снег, низкие крестьянские дома и бескрайние русские равнины, уходящие в горизонт, вот новый русский пейзаж. Художник говорил:

«Нет у России своего выразителя. Стыдимся мы еще родины… Моя бабушка перед смертью сказала: Учись так писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты… Озера, заросшие осинником, мокрые поля и косые избы, перелески да низенькое небо – слепые мы, чтобы не радоваться этому свету…».

На картинах Саврасова даже воздух имеет особое свечение. Впоследствии он будет говорить своим ученикам, что если в пейзаже не нарисован воздух, то пейзаж дрянь.

Грачи Саврасова

В 24 году Алексей Кондратьевич становится академиком, а в 27 возглавляет пейзажную мастерскую художественного училища. Написал новый учебник рисования и ввел в него главу по изображению русских изб и деревень. Пейзажист дружил с известным художником Василием Перовым. Искусствоведы считают, что именно Саврасов писал пейзаж в «Охотниках на привале» и «Птицелове» Перова, а тот помог другу в изображении бурлаков на картине «Волга под Юрьевцем».

Картина Перова «Охотники на привале» 1871 год. Фон писал Саврасов

20-летний художественный стаж сделал Алексей Саврасова уважаемым мастером и один из самых востребованных художников. Однако его главная работа еще впереди. В 1870 году художник получает от Третьякова заказ на серию картин зимней Волги. Семья Саврасова переезжает из Москвы на берег великой реки, в старинное купеческое село Молвитино, что в Костромской области.

Село Молвитино, с которым связана история создания картины Грачи прилетели
Село Молвитино, с которым связана история создания картины «Грачи прилетели»

Здесь Алексей Кондратьевич сделал набросок своей самой известной работы «Грачи прилетели». В 1871 году картина была готова, и она приковала к себе внимание всех посетителей передвижной выставки русских художников. Глядя на грачей Саврасова создается впечатление устремленности ввысь, достигаемое благодаря шатровой колокольне древнего храма и тонким, но тянущимся вверх березкам.

Грачи прилетели
«Грачи прилетели» 1871 год

Бескрайне русские дали, птицы, вернувшиеся в прошлогодние гнезда, и голубое весеннее небо, оживающей природы заставляет думать о лучшем и надеяться на скорый приход весеннего тепла. Картина — конструктор, в котором собраны все поэтические символы России — церквушка, колокольня, деревенская изба, простор, снег, талая вода, бездорожье. «Грачи прилетели» стала откровением для современников Саврасова и принесла художнику настоящую славу.

А. Бенуа:

«В 1871 году картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. Может быть, потому и сам Саврасов ничего уже больше не сделал подобного, что картина была выше своего времени и его личного таланта, что и для него создание ее было неожиданностью, плодом какой-то игры вдохновения!

…Зато в конце 80-х годов, когда лучшие силы в русском искусстве взялись за пейзаж… картина Саврасова послужила путеводной звездой не одному из художников. Глядя на это простое, бесхитростное произведение, они сами набирались смелости и бодрости и отделывались от последних пут прикрашенной буржуазной условности…»

Гибель детей

Алексей Кондратьевич работал над «грачами» в сложных жизненных условиях и его личная скорбь отобразилась на полотнах, в которых есть надрыв и ощущение печали. Одна за одной умирают четыре дочери Саврасова. Ни одна из девочек не дожила до совершеннолетия, а внутреннее состояние художника отобразилось в картине «Могила на Волге».

«Могила на Волге»
Картина Саврасова «Могила на Волге» 1874 г.

Последней работой показанной публике, на передвижной выставке, стала «Рожь». После нее в жизни художника наступает окончательный разлад, из которого он уже не выйдет. От Саврасова уходит жена, и он начинает сильно пить. Из-за прогулов и постоянных запоев Алексея Кондратьевича увольняют из Московского училища живописи и выселяют из казенной квартиры. Последующие годы он скитается по углам и ночует в ночлежках самого криминального на то время района Москвы – Хитровке.

Картина "Рожь", Саврасов, 1881
Картина «Рожь», Саврасов, 1881

Художник в рубище

На склоне лет академик живописи зарабатывал рисованием небольших этюдов, которые продавал на московских улицах по два рубля за штуку. Большую часть денег в этот же день он пропивал. Известный московский журналист Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что Саврасов месяцами мог жить у своего друга художника Сергея Грибкова:

В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в грибковской мастерской в рубище. Ученики радостно встречали знаменитого художника и вели его прямо в кабинет к С. И. Грибкову. Друзья обнимались, а потом А. К. Саврасова отправляли с кем-нибудь из учеников в баню к Крымскому мосту, откуда он возвращался подстриженный, одетый в белье и платье Грибкова, и начиналось вытрезвление… Живет месяц, другой, а потом опять исчезает, ютится по притонам, рисуя в трактирах, по заказам буфетчиков, за водку и еду».

Саврасову помогали друзья и меценаты, но эта помощь была иллюзорной, без права на выживание. Да и сам художник уже был слаб, морально и физически, чтобы перебороть состояние затянувшихся трудностей и творческого упадка. Гениальный и прославленный некогда русский художник, еще при жизни ушел из мира художественных интересов его современности.

В 1895 году А.С.Размадзе, обращаясь в письме к П.М.Третьякову с просьбой о помощи для А.К.Саврасова, подробно описывает те жизненные условия, в которых доживал свой век когда-то прославленный художник:

«…Старик Алексей Кондратьевич Саврасов в настоящее время доживает свой печальный век в такой бедности, в таком бедственном положении, на которое невозможно смотреть равнодушно. Последние годы он работал по мере сил и мог еще хоть кое-как перебиваться, но вот уже около года, как он ослаб настолько, что работать почти не может; теперешняя жизнь его похожа на медленное умирание. Он получает от Общества ежемесячное пособие в 25 рублей, но можно ли существовать на эти деньги вчетвером, имея двух малолетних детей.

Конечно, если обратиться к прошлому, то нельзя не признать, что в теперешнем своем бедственном положении художник виноват сам, что причиной всему послужила его несчастная слабость; но с другой стороны, какой же горькой бедою пришлось ему искупать свою вину.

Теперь, когда к концу дней своих ему удалось победить эту слабость, на него поистине жаль смотреть — так ужасно его положение… Адрес Саврасова: между церковью Смоленской Божией Матери и Бородинским мостом, во 2-м Тишинском переулке, дом Разживиной, квартира № 7. 24 декабря 1895 г.».

В поздних работах Саврасова все больше тоски и безысходности. Академик живописи, создатель русского пейзажа и учитель плеяды великих художников умер на 67 году жизни в бесплатной больнице для бедных. На его похороны пришла горстка людей, большинство из которых — это его приятели по хитровской ночлежке.

Незадолго до смерти, почти ослепший Саврасов зашел в фотоателье мужа своей дочери (фотограф Петр Петрович Павлов), сел на стул и попросил себя сфотографировать. Считается, что это и есть тот самый последний снимок.

саврасов
Последний снимок Саврасова, 1897 г.

До Саврасова понятия самостоятельного русского пейзажа не существовало. Алексей Кондратьевич отыскал прекрасное в грязи, бездорожье, сером весеннем снеге и научил будущие поколения русских художников находить красоту там, где раньше ее не замечали.

Александр Бенуа. Из очерка о Саврасове из книги «История русской живописи» (1901 г.):

Саврасов выступил гораздо раньше, еще в 50-х годах, однако вся его деятельность до 1871 года, до появления картины «Грачи прилетели», прошла бледной, жалкой и ненужной. Уже это одно – довольно странный пример в истории искусства, но еще более странно, что, дав эту замечательную и многозначительную картину, он снова ушел в тень, опустился и последние двадцать пять лет прожил в полном бездействии, страдая запоем, еле-еле перебиваясь продажей в московских подворотнях своих очень неважных этюдов.

Саврасов. Первая половина 1870-х.
Саврасов. Первая половина 1870-х.
Саврасов Алексей Кондратьевич:

«Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно. В этом — главное. В поэзии. А поэзию природы ты угадаешь тогда, когда полюбишь ее всем своим сердцем. У тебя и глаза-то будут смотреть по-другому, когда любовь их раскроет. Они станут большие, зоркие, всевидящие. У тебя и глаза-то будут смотреть по-другому, когда любовь их раскроет. Они станут большие, зоркие, всевидящие.»

 

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Как же печальна бывает судьба таких талантливых людей. Очень интересная статья. Благодарю.

  2. Отличная статья!
    Печальная судьба.
    Благодарю вас.

  3. Полностью разделяю Ваше мнение.

    Мысль хорошая, согласен с Вами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here