kustodiev-krasavitca

Говоря о русском художнике Борисе Михайловиче Кустодиеве, тут же вспоминаются образы пышнотелых купчих, которых он писал довольно-таки много — в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях.

К художнику есть много вопросов — почему купчихи и почему практически все женские образы на полотнах художника обладают, по современным меркам, не самыми «идеальными» формами… Впрочем, рассуждать об идеальных формах самое последнее дело. Это все индивидуально. Важнее, первая часть вопроса — почему именно купчихи?

В поисках причинной связи, пролистал биографию художника. Борис Кустодиев жил в нелегкую эпоху — он пережил революцию, голодное время, гонения на ученых и людей искусства, которые были заподозрены в «буржуазности». Кустодиеву, изображавшего в большей степени купеческую и дореволюционную Россию, досталось по полной. Однако сам он не принадлежал к этому классу, часто недоедал, жил впроголодь.

В своих мечтах он уносился далеко — в сытную и мирную дореволюционную Россию, в детские годы и в небольшой флигель богатого купеческого дома, который арендовала семья Кустодиевых. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества.

  • «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, — писал впоследствии Б. М. Кустодиев, — был как на ладони…

«Купчихи» Кустодиева — это в первую очередь наблюдения детства, пронесенные художником через десятилетия. Во-вторых, образ купчихи передается художником с легкой иронией. Русские Венеры — молоды и красивы, у них приятные полные лица, не вызывающие негативных эмоций, но Кустодиев определенно иронизирует, как бы позволяет зрителю беззлобно улыбнуться, увидев полных и добрых купчих, их застолья, чаепития, яства…платья всех цветов радуги…

В третьих, художник восхищается пышущими здоровьем, полногрудыми статными русскими красавицами, в которых есть что-то необычайно пленительное.

В четвертых, холеные фигуры женщин имеют символическое значение. Художник передает реальную и достоверную информацию о естественной и здоровой жизни людей в патриархальной России.

Чего больше — иронии или восхищения? Вряд ли это имеет какое-то значение. Как говорил сам художник: «Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. И почему обязательно сюжет, то есть сюжет, как его у нас понимают — чтобы картина чему-то учила и что-то рассказывала. Разве не может быть картина только красивой?»

Русские красавицы Кустодиева

Красавица, 1915 год

kustodiev-krasavitca
Моделью послужила актриса МХТ Ф. В. Шевченко. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Купчиха за чаем, 1918 год

kustodiev-kupciha
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Купчиха с зеркалом, 1920 год

kustodiev-kupciha
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Русская Венера, 1925 год

russkaia-venera

Русская девушка у окна, 1923 год

kustodiev-krasavitca-u-okna
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Осень, 1924 год

kustodiev-oseni
Частное собрание

Лето. Провинция, 1922 год

Частное собрание
Частное собрание

Купчиха и домовой, 1922

kupciha-i-domovoi

В старом Суздале

v-starom-suzlale
Москва. Государственная Третьяковская галерея

Купчихи. 1912

kupcihi
Киевский национальный музей русского искусства, Украина

В бане. 1920

v-bane
Частное собрание

В березовой роще

v-berezovoi-roshe

Варвара. 1920

varvara
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Встреча (Пасхальный день). 1917

vstreca
Частное собрание

Две купчихи. 1913

2-kupcihi
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Девушка на Волге. 1919

devushka-na-volge
Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызтан

Купальщица. 1921

kupanie
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Купальщица. 1922

kupalishica
Тюменский областной музей изобразительных искусств

Купчиха. 1920

kupciha
Томский областной художественный музей

Купчиха. 1919

kupciha
Вологодская областная картинная галерея

Купчиха. 1915

kupciha-1915
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Купчиха. 1915

kupciha-1915-2
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Купчиха на балконе. 1920

kupciha-na-balkone
Частное собрание

Купчиха на прогулке. 1920

kupciha-na-progulke
Музей-квартира И.И.Бродского, С.-Петербург

Купчиха на прогулке (Провинция). 1920

kupciha-na-progulke-2
Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ

Купчиха с покупками. 1920

kupciha-s-poku[kami
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Купчиха, пьющая чай. 1923

kustodiev-kupciha-cai
Нижегородский государственный художественный музей

Молодая купчиха в клетчатом платочке. 1919

molodaya-kupciha
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Осень в провинции. Чаепитие. 1926

oseni-v-provincii
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рекомендуем также:

ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА

ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ — ИВАН ШИШКИН

ШЕДЕВРЫ ВРУБЕЛЯ

ТЕСТ: ПРОВЕРЬ СЕБЯ НА ЗНАНИЯ ШЕДЕВРОВ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ