Фото: Руслан Шамуков

Нужно зафиксировать точку, где стоим. Наследницей чего является Россия?

Никому, кроме самых упоротых, не нужно доказывать, что Россия — прямая наследница Руси языческой, Древней Руси православной, Московского царства, России, Советского Союза.

Россия наследует Византии — как правопреемница православия.

Москва — Третий Рим, и четвертому не бывать: это однажды сказали весьма проницательные люди.

Вместе с тем географически Россия — наследница империи Чингисхана, она приняла эту империю почти в том же виде. Большинство народов, составлявших войско Чингисхана и орду, — Россия приняла и сохранила.

Мы — дружественные племена, у нас великое общее прошлое и заманчивое будущее.

Мы не янки среди индейцев, мы, в отличие от янки, принимаем великое наследство Чингизидов и благодарим за него.

Бурятия и Татарстан, Якутия, Башкирия, Калмыкия, Чувашия, Хакасия, Крым и так далее — все те территории, где традиционно проживали (с какого-то времени наряду с русскими и другими народами) буряты, волжские татары, крымские татары, якуты, башкиры, калмыки, кумыки, ногайцы, хакасы, чуваши, балкарцы (мы еще не всех перечислили), составляют порядка 25% от нынешней России. Надо отдавать себе в этом отчет. Понимаете, что такое 25% России?

Россия — наследница традиции княжеской, традиции монаршей, традиции советской социалистической, демократической традиции.

Все эти вещи уживаются легко, и всякий здравомыслящий человек найдет во всем этом смысл, услышит движение истории, осознает масштаб и перспективу.

Россия — не Европа, а сложное евразийское образование, большая часть которой Европой не может называться географически; десятки народов России никак не могут являться европейцами даже этнически; сложно соотнести с европейцем сибиряка, жителя Камчатки, жителя Алтая, жителя Сахалина, жителя Кабардино-Балкарии. Более того, европеец никогда не будет всех их соотносить с собою.

Вместе с тем Россия — прямая наследница образа жизни Старого Света, великой европейской культуры.

Классическая музыка и балет, изобразительное искусство и литература, а даже с какого-то момента и воинское дело — почти все это нами было принято из Европы, и нашими стараниями культурные достижения Европы были многократно преумножены.

Мы оказали на Европу влияние во многом не меньшее, чем она на нас. В каком-то смысле мы — хранители европейских традиций, иные из которых современная Европа стремительно теряет.

 

А то, что сегодня Европа пытается примерить на себя сияющие одежды этнической толерантности и веротерпимости — так нас этому учить не надо: мы всегда тут так жили, другим свой опыт в качестве образцового не предлагали и на тесноту не жаловались.

Если доверить преподавание истории сторонникам монархии, они неизбежно будут исключать советский период или преподносить это время в сугубо негативном контексте. Но очевидно, что никогда Россия не занимала такого важного и определяющего положения в мире, как в советские времена.

Советские историки преподносили всю историю как неизбежный путь к свершению социалистической революции и откровенно вульгаризировали многие исторические процессы.

Русские националисты разумно радеют о русском человеке, но часто не берут во внимание интересы десятков народов России. Для многих русских националистов предпочтительно делать вид, что этих народов со всей их разнообразной историей нет вообще; или не должно быть.

Впрочем, националистам других народов России свойственны те же грехи и огрехи: они понемногу начинают преподавать свою историю как историю борьбы с Россией, уделяя все меньшее внимание нашему великому и многовековому общегосударственному сотворчеству и придавая все большее значение конфликтам, причем конфликтам зачастую откровенно маргинального толка. Вы воруете великую историю своего народа, чудаки.

Либералы изучают Россию какими-то странными скачками: отдельные демократические традиции Древней Руси (историю которой, впрочем, либералы готовы отдать Украине или Белоруссии, лишь бы не доставалась России), новгородское вече, а оттуда куда-нибудь к Борису Годунову или сразу к Петру Великому, принимая его весьма выборочно, а дальше к Екатерине Великой, а следом к Александру Третьему или Николаю — опять же весьма осторожно — Второму и, наконец, к Февральской революции.

Дальше у них следует «черная яма» и следом наступает весьма короткий период правления Горбачева (к нему, впрочем, есть вопросы) и Бориса Ельцина. Не история, а «выбранные места». «Вишенку я съем, коржик не буду, безе раскрошу ложкой».

ЗАХАР ПРИЛЕПИН: "НАСЛЕДНИЦЕЙ ЧЕГО ЯВЛЯЕТСЯ РОССИЯ?"
фото: s-pb.in
Но Россия — это все, что мы есть. Это огромное богатство, давайте не будем его разбазаривать в угоду чьим-то предпочтениям.

 

У меня тоже есть предпочтения, но я о них сегодня смолчу. Мы радетели своей страны, всегда ищущие смысл ее побед и поражений, — это нормально.

Конечно же, «демократические принципы управления государством» и прочая «децентрализация» не могут служить оправданием княжеским усобицам, поражению на Калке и последующим многовековым поражениям (но и многовековые поражения не могут отменить наших разнообразных, далеко не всегда деструктивных отношений с Ордой).

Борьба с боярской коррупцией не может служить оправданием опричнины.

Осмысленность никонианской реформы не оправдывает преследование старообрядцев.

Великие преобразования Петра не есть оправдание великих зверств и дуростей Петра.

Гибель всей семьи последнего российского монарха не должна служить оправданием Ходынки, Кровавого воскресенья и позору Русско-японской войны.

Белый террор — не оправдывает красный террор (впрочем, как и доказательства красного террора не могут отрицать сам факт белого террора).

Необходимость коллективизации — не оправдывает зверское раскулачивание.

Внутрипартийные конфликты — кошмар 1937-го и 1938-го.

Инерционные и геронтологические процессы времен позднего Союза — не оправдывают его рукотворный распад, некорректную приватизацию, расстрел парламента и очередную «семибанкирщину».

Однако определенную историческую логику во всей этой истории необходимо увидеть.

Опричнина была не случайно, был не случаен Никон и его ссылка не была случайной, не был случаен Петр, и эпоха дворцовых переворотов, наступившая после него, не была случайной, экспансия на Кавказ и в Азию не была случайной, и героическое сопротивление Кавказа и Азии случайным не было, не был случаен февраль 1917-го, октябрь 1917-го. И август 1991-го, увы, случаен не был.

Не была случайной потеря Крыма, и возврат его имеет очевидный смысл, не ясный только фарисеям и слепцам.

 

Не оправдывая все подряд и безоглядно, мы одновременно поймем все, примем все, исправляя то, что в силах исправить.

Ни слово «царский», ни слово «советский», ни слово «демократический» для истинно русского человека не может быть ругательным.

История — как вода: она пробивается сквозь толщу времен. Кто вправе осудить реку?

Нас вынесли сюда все эти волны, мы живы только благодаря тому, что ее течение нас сюда донесло.

Быть может, кто-то хотел приплыть в другое место — что ж, извините. Вашей мышечной силы не хватило, чтобы противостоять, попробуйте не утонуть, когда всех нас понесет дальше.

Помните: многие и многие государства погибли по пути, а мы есть. Сотни народов рассеяны, тысячи языков исчезли, но мы на месте.

Эту удачу надо ценить.

Александр Сергеевич Пушкин когда-то написал «Капитанскую дочку», где смог разглядеть правду Гринева и правду Пугачева. Се — зарок.

Сергей Александрович Есенин когда-то написал «Анну Снегину», где смог разглядеть правду помещицы Снегиной, русского большевика, русского мужика.

Александр Александрович Блок написал когда-то «Скифы», которые вмещают в себя если не все, то очень и очень многое: азиатские волны, кавказские волны, славянские рубежи, новые приливы и отливы.

Россия будет беречь все народы, живущие на ее территории, и помнить, что русский менталитет, русский язык, русский гений почти уже тысячу лет — определяющий центр евразийского единства.

 

Россия неизбежно будет конфликтовать с теми или иными соседями по той простой причине, что мы как минимум в сорок раз больше любой европейской страны — значит, у нас объективно в сорок раз больше протяженность границ и в сорок раз выше вероятность иметь те или иные спорные моменты во взаимоотношениях с кем бы то ни было. Никакой нацеленности на конфликт здесь нет — здесь исключительная арифметика.

Наши традиции добротолюбия, толерантности и веротерпимости ни в коей мере не противоречат нашим военным традициям. Кто не хочет этого понять, будет иметь дело с якутскими стрелками и сибирскими полками, с чеченским спецназом и бурятскими танкистами.

Наша страна неизбежно будет наследовать всей своей истории сразу и питаться мудростью всякого народа, ее населяющего.

Видя русскую правду, мы неизбежно разглядим правду всей непомерной России.

ЗАХАР ПРИЛЕПИН: "НАСЛЕДНИЦЕЙ ЧЕГО ЯВЛЯЕТСЯ РОССИЯ?"
Памятник «Тысячелетие России».

Время примирит нас всех, а пока наша задача — примирить времена внутри русской истории.

Это не так сложно, как может показаться.

Не надо сводить счеты, не надо звать ангажированных людей на раздел пирога. Этот пирог — не делится, он общий. Споря вокруг этого пирога, можно задуть любую из тысяч свечей, что горят на нем. К чему?

Если мы здесь, значит, все эти времена и все идеологии, порожденные прошедшими временами, работали в конечном итоге на нас.

Когда великого Шамиля после многолетней войны с русскими везли в Санкт-Петербург, он сказал: «Если б я знал, что Россия такая огромная, я бы не стал с ней воевать».

 

Русская история — такая же огромная, не пытайтесь бросить туда камень, в лучшем случае смоет волной вас самих.

Всякий, кто хочет преподать нашу историю через призму одной идеологии, — обворовывает нас.

Идеология — всего лишь выбор способа экономических и социальных отношений на ближайшее будущее.

У российского народа, у искусства, у истории — нет идеологии.

Белый генерал, идеалист и герой Анатолий Пепеляев, помыкавшись меж русским мужиком и якутским кочевником, в итоге записал в дневнике: «У народа идеи нет».

Он был в отчаянии, но отчаиваться тут нечему.

Ее нет, и она не нужна.

Но если все-таки спросят о будущей идеологии, что ж.

Наша идеология на будущее — быть соразмерными всему нашему прошлому.

Всему прошлому: европейскому, азиатскому, кавказскому, дальневосточному, «красному», «белому», анархическому, демократическому, монархическому, бунташному, верноподданническому.

Всему, говорю, прошлому, а не части.

Наше личное бессмертие — наша душа.

Россия — наше национальное, общенародное бессмертие.

По поводу будущего мы все равно поссоримся. По поводу прошлого нам делить уже нечего: это неделимо.

Читайте также: ЗАХАР ПРИЛЕПИН — «МЫСЛИ О ВЕЧНОМ»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

14 КОММЕНТАРИИ

  1. Я видел настоящую цивилизацию и эта цивилизация не считает землян себе равной и поэтому не воспренимает всех землян себе равной и не вступает в контакт ни с одним руководителем любого государства земли.А когда вступит время покажет.

  2. Все правильно, можно спорить о деталях татаро-монгольского иги или коллективизации, но это не меняет необходимости видет, принимать и осозновать ВСЮ нашу историю, целиком, нравится или нет… Вот только в конце не-увязочка: не возможно существование никакого социального образования — а тем более государства! — без идеологии. Идеология как образ будущего всегда есть, как бы этот образ ни называли. Как бы его ни запрещали в Конституции: это была уловка, чтобы протащить буржуазную идеологию «по умолчанию» — греби под себя, наплевать на остальных. А в России такое не получается, в результате — упыри повылазили, нормальным людям схужело, не понятно как жить… Так что без образа будущего — ничего хорошего, кроме развала и деградации — на что и был расчет у коллективного Запада! — не получится!

  3. я понял что мы не правильно живём тогда,когда мне удалось увидеть пролёт в небе внеземную цивилизацию,которая управляла облаком и не была замечена радарами СССР.И не проявляла агрессию,хотя могла Землю стереть в порошок,такая у корабля была сила,а посмотрели на берега Днепра и мирно улетели в сторону севера.А вы спорите про историю.

  4. Живи, Захар, лучше не скажешь!)
    «Время примирит нас всех, а пока наша задача — примирить времена внутри русской истории.»
    Так.
    Жаль, государственные сми не участвуют в этой работе накануне столетия Русской Революции. Но ничего, будем помогать друг другу познавать родную историю. Хороший был раньше учебник — «Родная речь». Надо бы издать «Родную историю». Историю рода. На-рода.

  5. Есть только два вопроса: 1) нужно ли что-то делать для того, чтобы русский менталитет, русский язык, русский гений ещё тысячу лет определял центр евразийского единства или оно теперь всё само покатит по инерции? Может быть стОит как-то по особому защищать и укреплять русский менталитет, русский язык, русский гений коли уж они являются определяющим центром государства? А ну как не сдюжат русские ещё тыщу лет? 2) Не хочет ли товарищ Прилепин попробовать поехать по России для набора вдохновения, выйти где-нибудь в Хакасии или Калмыкии на глухом полустанке распахнуть руки, возвести глаза к небу и со всей своей радости крикнуть местным хакасам и калмыкам: здравствуйте братья, вот он я русский пришёл рассказать про евразийское единство!?

  6. Текст хороший, полезный, нужный и злободневный. Но евразийские заморочки несколько разрушают логику. На счёт наследия чингизидов перегнул палку. Идиллия и сплошное благолепие. Просто кот Леопольд. К сожалению, реальность и правда не вписывается в эту картину, хотя бы в виде Байбакуловой. «Россия приняла наследие Чингизидов»,- как будто кто то что то давал, какое то наследие. Мы сами, силой взяли всё в жесточайшей борьбе не на жизнь, а на смерть. 300 лет безперывных набегов и разорения. А с крымским ханством вплоть до 18 века. Развитие Руси, ремёсел,промышленности было остановлено, по крайней мере на 200 лет. Города стёрты с лица земли. Русская цивилизация была почти уничтожена. Русских брали в полон и продавали в рабство в Кафе вплоть до 18 века, а в Самарканде до 19 века. От этого великого наследия Чингизидов Русь и ушла на север в леса. Потом Пётр, это отставание от Европы, навёрстывал жесточайшим, мобилизационным образом, завозя технологии и специалистов с запада и насильно насаждая западный образ жизни и западную культуру. Чем создал раскол в обществе на вненациональную, чуждую народу элиту и весь остальной народ. Что, в свою очередь, привело к жесточайшему краху и бунту страны в 1917 году. И чем вся эта логика отличается от толерастической мифологии современной Европы? Самообман и иллюзии приводящие к расслабленности и сдаче устоев, к потере воли к сопротивлению и самосохранению

  7. Нормальная, правильная статья. Мысль автора, направлена на принятие своей страны такой какая она есть. Нужно знать историю своей страны, своего народа, своего края. Чаще всего от незнания рождаются конфликты и вражда как между людьми так и между народами.
    У нас общее прошлое и общее будущее. А кому не нравится могут поменять место жительства. Россия всего лишь 1/6 часть суши и в мире много стран, где проще и дешевле жить.

  8. изнутри, может и кажется все это нагромождение исторических фокусов русью или там еще чем-то, а на самом деле — московия, прямое наследие ордынской, азиатской империи, мало чего имеющей общего с русами, славянами и т.п. Можно спорить до потери сознания, но менталитет россиян себя выдает везде.

  9. «Необходимость коллективизации…»
    Да не было необходимости коллективизации, если бы крестьянину дали работать на земле по совести и по своему разумению! Он сам с земли много больше бы дал! Но коллективизация была необходима, чтобы ЗАСТАВИТЬ крестьянина работать бесплатно. Следовательно, Прилепин подсознательно оправдывает это зверство большевиков против собственного народа!
    Он рассуждает с их позиции.

  10. Захар Прилепин ГЕНИЙ!! РЕСПЕКТ и УВАЖУХА!!! Что касается высказывания монаха Филофея в 16 веке: Москва третий Рим и четвёртому не бывать! Да, такое было. Теперь новые времена и новые формулы. На Всероссийской Конференции в Ялте 2015 года я предложил совершенно новую формулу: Херсонес Отец городовй русских а Москва Мать русской цивилизации! Эта формула как раз и отражает ту мысль, которая отображена Прилепиным в данной статье.

  11. Какая хитрая статья. То есть Русские все народы,живущие на территории России.,которые мы всех должны охранять,оберегать содержать и т.д? Что мы много лет и делали. Но тогда вопрос Зачем из паспортов убрали национальность? Почему у всех республик,свои границы,свой парламент? А почему русские не могут иметь тоже самое.?Почему в правительстве нет русских?в парламенте нет русских? Назовите министров русских. Россию просто отдали всем республикам. Так что сами сами себя охраняйте,содержите,оберегайте. Или что 150мил русских это рабы.?Надоело на все это смотреть и жить ради кого то . А что же нам? Деревня Кукуево?Вымершие села,разваливающие города русских.. Нет я за союз справедливый. чтобы все народы жили на своей территории. Но самое страшное…. Никто в трудную минуту не помогут,а ещё и войну с нами затеют. И что странно…..мы должны молчать и принимать всё как есть и прощать …прощать до бесконечности. Как все надоело…Наши предки точно также терпели паражения и уходили на новые места. Собраться бы всем нам 150мил русских и уйти на новые места обитания. Я гарантирую ,через лета , слава о новом государстве разнеслась повсюду.

  12. «Россия наследует Византии — как правопреемница православия.» — какого православия? В котором норма — рабовладение? Это, что ли, следует из учения пророка Иисуса Христа??!

    «Москва — Третий Рим, и четвертому не бывать: это однажды сказали весьма проницательные люди.» — напомните, пожалуйста — а что с теми то Римами случилось? Хотите запрограммировать и Россию на гибель?
    И т.п.

  13. Как-то европейские послы спросили российского императора, что же такое русский человек. Император указал на башкир, калмыков, татар. «А где же русские?» – спросили его. «А все вместе они и есть русские», – ответил император.

    Русским можно оставаться и будучи немцем, евреем, американцем, и даже африканцем. Потому что «русский» – это прилагательное (как и слово «хороший»). А значит, и башкиры, и татары, и калмыки, и чукчи – всё это хорошие русские люди!

    Профессор А.Г.Дугин считает: «Не из русских людей состоит русский народ. Это сборный народ, сочетаемый, открытый народ, включающий в себя совершенно разнообразные этнические потоки. Русский народ это не эксклюзивный народ, это народ инклюзивный, он всех вбирает в себя. Инклюзивность русского народа не позволяет связать его с биологическими характеристиками».

    Русские всегда были универсальной, а не этнической нацией. Любой мог назвать себя русским. Русский может и не быть россиянином. А не россиянин может быть по духу, по ментальности русским.
    Если мы потеряем качество универсальности, мы потеряем Россию.

    Известный немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер, разделявший идеи национал-социализма, в 1943 году говорил про Россию: «Мы (немцы) никогда не победим русских, пока не осознаем их метафизическую тайну. А тайна в том, что они являются землёй будущего. Русские – это не понятая самими собой, никем другим, тайная земля будущего… История земли будущего содержится в ещё не освобождённой для себя самой сущности русскости».

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ