Портрет Генриетты Гиршман у туалетного столика полон интересных деталей, имеющих отношение не только к живописи, но также к истории и даже к технологиям.

На протяжении всей своей творческой жизни В.А. Серов писал портреты на заказ. Обычно в таком случае у художников вырабатывается определенный набор приемов, которые они используют вне зависимости от характера модели. Серов всякий раз искал новое решение – то единственное, которое поможет раскрыть характер модели. «Каждый портрет для меня целая болезнь», – восклицал художник. Дочь Серова вспоминала, что многие добивались чести иметь свой портрет кисти ее отца, но многие и «…боялись его всевидящего глаза».

Действительно, Серов умел представить модель такой, какой она хочет видеть себя, и в тоже время он делал это не в комплиментарном духе, а с беспощадной обнаженностью сущности портретируемого. Мастер добивался столь сложного сочетания при помощи мастерства в выборе позы, антуража, костюма, общего композиционного решения.

Портрет Генриэтты Леопольдовны Гиршман (1885–1970), жены известного московского коллекционера В.О. Гиршмана, Серов писал на протяжении года (1907). Он изобразил светскую красавицу в элегантно-строгом костюме, а не в бальном платье. Дама перед зеркалом туалетного столика в своем будуаре – мотив, предполагающий нечто интимно домашнее, теплое по настроению. Однако от этого портрета веет холодом. Гиршман явно не настроена на откровение со зрителем. Несмотря на то, что она стоит вполоборота к зрителю, она вас не видит, а себя явно демонстрирует, но, судя по выражению лица, предлагает вам держаться на расстоянии.

Итак, самые интересные детали, очередные загадки гения В. Серова в портрете Генриетты Гиршман

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА В. СЕРОВА - ПОРТРЕТ ГЕНРИЕТТЫ ГИРШМАН

1. Поза

Портрет написан с низкой точки, что придает фигуре дополнительную значимость. Генриетта стоит спиной к зеркалу, но при этом кажется, будто она разглядывает свое отражение. Серов великолепно умел выбирать позы и жесты для своих моделей: здесь Гиршман вроде бы поправляет рукой меховое боа, но истинная цель — продемонстрировать богатые украшения на своих пальцах.

2. Отражение

В зеркале можно разглядеть отражение художника — это единственная работа Серова, где воссоздан диалог мастера и модели. Серов сосредоточен, и это не поза: даже будучи признанным мастером, он всякий раз очень волновался и не всегда был доволен своей работой. Мог запросто уничтожить почти законченный портрет и начать по новой.

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА В. СЕРОВА - ПОРТРЕТ ГЕНРИЕТТЫ ГИРШМАН

3. Стол

Генриетта Гиршман изображена стоящей спиной к будуарному столику карельской березы. Стол в стиле русский ампир — часть гарнитура начала XIX века, приобретенного Владимиром Осиповичем Гиршманом незадолго до начала работы над портретом. Именно появление этой детали интерьера помогло Валентину Серову понять, каким должен быть портрет.

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА В. СЕРОВА - ПОРТРЕТ ГЕНРИЕТТЫ ГИРШМАН

4. Стекло

Стекло на столе – примета времени, ведь лет за двадцать до этого на стол стекла еще не клали. Но с бурным развитием парфюмерии в конце XIX века столешницы пришлось защищать, поскольку даже маленькая капелька духов и одеколона, имевших спиртовую основу, моментально портила полированную поверхность, покрытую дорогим шеллаком, тоже имевшим в своей основе спирт.

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА В. СЕРОВА - ПОРТРЕТ ГЕНРИЕТТЫ ГИРШМАН

5. Интерьер

Обилие небольших вещей в комнате — примета главенствующего в начале XX века стиля модерн с его стремлением к уюту. На стене, в рамке красного дерева — плакетка, посвященная войне 1812 года. Учитывая, что портрет был написан в 1907 году, плакетке уже недалеко до столетнего юбилея. Вспомним страсть супруга модели Владимира Осиповича Гиршмана к собирательству древностей.

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА В. СЕРОВА - ПОРТРЕТ ГЕНРИЕТТЫ ГИРШМАН

6. Эскизы

Интересно, что портрет Гиршман удался не сразу. Несколько раз Валентин Серов делал наброски и каждый раз сетовал: вместо светской львицы получается провинциальная барышня. Решение нашлось неожиданно. Однажды, увидев модель в будуаре, обставленном недавно приобретенной мебелью, Серов нашел подходящую натуру.

Эскизы мадам Гиршман

P.S. Если «Девочка с персиками» излучала свет и обаяние непосредственности, что подчеркивалось импрессионистической техникой письма, то в данном портрете Серов далек от импрессионизма так же, как и модель далека от непосредственности и радости юности. Здесь Серов работает художественными средствами, близкими к стилю модерн, а игра смысла, возникающая в результате эффекта отражения в зеркале, обращает к картине «Менины» любимого Серовым художника Веласкеса, испанского мастера XVII века.

Читайте также: «ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ» В. СЕРОВА ПОД МИКРОСКОПОМ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Благодарю, Ольга! Исправили! Отрадно видеть прямое участие наших читателей в достоверности информации, и жизни журнала в целом. Низкий поклон.

  2. ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА В. СЕРОВА — ПОРТРЕТ ГЕНРИЕТТЫ ГИРШМАН

    Поправьте ошибку пожалуйста. В части 6.Эскизы на нижнем эскизе художник Серов изобразил Полину Ивановну Щербатову, а не Гришман. Особенность же картины состоит в том, что он не успел завершить эту работу, так как скончался. Картина должна была быть в цвете.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ