ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

Как-то крепостного «казачка» Ваську наказали. Дело было в том, что, собрав обувь для чистки, он забыл про полученное задание. Вместо этого рисовал углем и ваксой головы людей прямо на стенах людской. Просто ему хотелось стать настоящим художником. И, выкраивая любой момент, пусть еще совсем неумело, он пытался рисовать. Тогда мальчик служил в семье графа Моркова, и на просьбы отца юного художника отдать Васю в ученики к живописцу тот ответил: «Толку не будет!».

«Казачок» же стал одним из самых замечательных портретистов первой половины XIX в. — Василием Тропининым , оставаясь крепостным до 47 лет.

За свою долгую жизнь Василий Тропинин создал немало славных картин — портретов, жанров. Они хороши. Во многих из них, особенно в поздних работах, узнаешь знакомые облики московских дворян, высвеченных гением Грибоедова, Гоголя, Тургенева…

Но три портрета: сына, кружевницы и Пушкина сияют, как недосягаемые вершины в его творчестве.

«Портрет сына Арсения Васильевича Тропинина», 1818г. 

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

На академической выставке 1804 г. его картина “Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке”, написанная по картине Грёза, была замечена самой императрицей. О Тропинине заговорили как о “русском Грёзе”. Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

“Кружевница” (1823) — одно из самых популярных произведений Тропинина. Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю, который таким образом оказывается вовлечен в пространство картины. Тщательно и с любовью написан натюрморт — кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущение покоя и уюта, созданное Тропининым, убеждает в ценности каждого мгновения повседневного человеческого бытия. Эстетические вкусы эпохи в данном случае счастливо совпали с особенностями дарования художника, поэтически воспринимающего жизнь.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

Аналогичных картин Тропинин написал много. Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием — золотошвейки, вышивальщицы, пряхи. Их лица похожи, в них ясно просматриваются черты женского идеала художника — нежный овал, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд.

«Девушка с горшком роз», 1820г.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

Живя и работая в Москве, Тропинин не принимал участия в академических выставках и, как следствие, остался почти не замеченным критикой, связанной в основном с Академией и ее показами. Однако это обстоятельство вовсе не помешало его признанию. Карл Брюллов, отказываясь писать портреты москвичей, говорил: “У вас есть собственный превосходный художник”.

«Женщина в окне. (Казначейша)»,1841г.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, около Большого Каменного моста. Здесь он и написал знаменитый портрет А. С. Пушкина. В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. В этом портрете художник с наибольшей отчетливостью выразил свой идеал свободного человека. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат уподобляется античной тоге.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

У этого портрета была странная судьба. С него было сделано несколько копий, а сам оригинал пропал и появился лишь много лет спустя. Его купил в московской меняльной лавке директор московского архива Министерства иностранных дел М. А. Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком. Художника просили подтвердить подлинность портрета и подновить его, поскольку он был сильно испорчен. Но Тропинин отказался, сказав, “что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой”, и только почистил его.

«Портрет Д.П.Воейкова с дочерью В.Д.Воейковой и англичанкой мисс Сорокк»,1842

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

На 1830 — 1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Про художника говорили, что он переписал “буквально всю Москву”. У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков. Тут и первые лица в городской иерархии, люди государственные, частные лица — дворяне, купцы, а также духовно близкие Тропинину актеры, писатели, художники.

«Портрет Александра Александровича Сапожникова»,1852г.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Тропинин полагал, что портрет пишется на века, на память потомкам и должен выявлять достоинства, а не недостатки человека. “Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни”, — говорил он.

«Портрет Левицкой-Волконской», 1852

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

В 1840 — 1850-е годы Тропинин чаще, чем ранее, изображает и повторяет изображения старых женщин — “Старуха, стригущая ногти” (1850), “За починкой белья” (1852), “Старуха с курицей” (1856). Как правило, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна. С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни. Они вызывают щемящее чувство жалости, но в то же время создают ощущение покоя, смирения перед вечным, и, неизменным порядком бытия.

«Старуха с курицей (Портрет жены художника)», 1856

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

Тропинин стоял у истоков целого самостоятельного направления в русском искусстве, связанного с внимательным, серьезным анализом народного характера. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. Непосредственным преемником Тропинина стал В. Г. Перов. В его “Страннике” и “Фомушке-сыче” развит художественный анализ тех качеств простых людей, которые впервые обрисованы в тропининских “слугах”, “странниках”, “старых солдатах”. Еще более глубокое осмысление народный характер получил у И. Н. Крамского.

«Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника», 1827

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН

Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами эпохи. Будучи “последним сыном XVIII века”, в конце жизни он уловил основные тенденции середины XIX века — верность натуре, аналитический взгляд на мир — и вплотную подошел к критическому реализму второй половины века.

Умер Василий Андреевич Тропинин 3 мая 1857 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Андрей Русский
«Сделать мир чуточку добрее, просто так, без фальши и грязи...»

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ