Продолжая тему «забытых имен» в искусстве, попробуем прикоснуться и понять творчество гениальных творцов русской живописи 19 века, работы которых выполнены в рамках повседневности человеческой жизни, в бытовом жанре. В прошлой статье мы рассказывали о гениальном русском живописце — Корзухине Алексее Ивановиче. А сегодня познакомимся с художником не менее гениальным, работы которого сегодня можно встретить в самых знаменитых музеях и галереях страны. Итак, познакомьтесь:

Маковский Владимир Егорович (1846-1920)

Владимир Егорович — признанный мастер бытового жанра. Родился 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве. Его отец — Егор Маковский был известным художественным деятелем, являлся одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сегодня можно долго рассуждать о вопросах наследственности таланта, но как мне кажется, талант нужно еще и обнаружить, направить, раскрыть.

С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил свое призвание.

Первые уроки живописи Маковский брал у В. А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину «Мальчик, продающий квас» (1861). Впоследствии картина будет украшать стены  Государственной Третьяковской галереи.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ

В своих многочисленных полотнах В. Е. Маковский затронул и показал жизнь почти всех социальных групп и сословий России. Здесь купцы, чиновники, дворяне всех рангов и состояний; разночинная интеллигенция и трудовой люд — ремесленники, мастеровые и крестьяне; мещане и обыватели разных возрастов и характеров; приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы.

Все эти люди, изображенные на картинах, живут и действуют в наиболее привычной и характерной для них обстановке, но художник всегда умело выбирал тот момент действия, когда наиболее полно раскрываются человеческие характеры, взаимоотношения людей, их общественное положение.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«В жаркий день», 1881, Серпуховский художественно-исторический музей
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«В полдень», 1879, этюд для картины «Толкучий рынок в Москве», Государственная Третьяковская галерея

Талантливый художник, зорко всматривающийся в окружающую жизнь, глубоко сочувствующий человеческому горю и радостям, он создал много картин, повествующих о судьбе простых людей. Почти полвека ежегодно появлялись на выставках новые произведения В. Маковского, и всегда его картины пользовались неизменным вниманием, их ждали с нетерпением. Актуальные по содержанию, часто затрагивающие жгучие вопросы современности, они всегда были понятны самой широкой публике. Всю жизнь его творческая и общественная деятельность была направлена на пробуждение мысли и гражданского сознания. Как художник, он является ярким представителем искусства критического реализма.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«В сельской школе», 1883, Тульский областной художественный музей
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«Две матери. Мать приемная и родная», 1905, Самарский областной художественный музей

Егор Иванович — отец Владимира пользовался большим уважением и широкой популярностью среди художественных кругов. За преданное служение искусству он был избран почетным членом Московского художественного общества. Мать художника, Любовь Корнилиевна Маковская (урожденная Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, ее выступления перед публикой проходили с большим успехом.

Маковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами. В доме Маковских, отличавшихся широким радушием и гостеприимством, постоянно собирались выдающиеся художники, музыканты, писатели, артисты. Здесь бывали некогда Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«Друзья-приятели», 1878, Челябинская областная картинная галерея
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«Вечернее общество», 1875, Государственная Третьяковская галерея
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«Литературное чтение», 1866, Государственная Третьяковская галерея

«Искусство — это вторая религия… искусство облагораживает человека, делает его гуманным», -любил говорить Егор Иванович. Он неутомимо следил за художественным развитием детей, учил их копировать гравюры, занимался с ними рисованием с натуры.

Владимир унаследовал от своих родителей беспредельную любовь к искусству, прекрасный слух и не большой, но очень красивый голос. Художественные наклонности его проявились рано. Известен, например, рисунок, обративший на себя внимание родителей и посещавших дом художников, с надписью «пианый», выполненный им в семилетнем возрасте. Мальчиком был изображен подвыпивший хорошо знакомый семье чиновник с очень меткой для детского рисунка характеристикой.

В 1861 году он успешно поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сыгравшее важнейшую роль в формировании эстетических взглядов, мировоззрения, в воспитании художественных вкусов и способностей художника.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«Варка варенья», 1876, Самарский областной художественный музей

Конкурсная картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», законченная в 1869 году, принесла Маковскому широкий успех. Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.

Тема картины возникла под впечатлением повести Тургенева «Бежин луг». Тургенев был одним из любимых писателей Маковского. Крестьянские дети с их непосредственностью, их близостью к природе привлекали, волновали художника Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут сквозь все его творчество.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«Крестьянские дети», 1890, Харьковский художественный музей
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«Приезд учительницы в деревню», 1896-1897, Государственная Третьяковская галерея

В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина «В приемной у доктора», где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. С тонким юмором подчеркнул художник живущую в народе веру в чудодейственную исцеляющую силу «домашних» способов лечения. Внимание к деталям и, главное, теплая ирония сделали свое дело — картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
Государственная Третьяковская галерея

Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: «Любители соловьиного пения», «Игра в бабки», «Получение пенсии», «Псаломщики». Все они были небольшого размера, написаны в гладкой живописной манере.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«Игра в бабки», 1870, Государственная Третьяковская галерея
За картину «Любители соловьиного пения» автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика.

Тонкое понимание русского характера, поэтическое чувство красоты и музыки природы роднят это произведение с ранними повестями Тургенева. Затаив дыхание, забыв каждодневные дела и заботы, слушают пение соловья трое приятелей. Свет, падающий из низкого окошка, освещает убогую обстановку бревенчатой избы. Над столом с неубранной посудой, с нарезанной селедкой висит клетка с птицей, к которой приковано все внимание присутствующих. Поэзия властно покорила чувства этих разных по характеру, состоянию и положению людей. Их переживания переданы художником очень тонко и деликатно: с мягким юмором рисует он выражение счастья на грубых, изборожденных морщинами, измученных житейскими невзгодами лицах сидящего у стены хозяина дома и отставного солдата. Даже чинное лицо лавочника озарило теплое чувство. Показывая любовь русских людей к красоте природы, В. Маковский дает и меткую социальную характеристику персонажей.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«Любители соловьев», 1872-1873, Государственная Третьяковская галерея
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«Посещение бедных», 1874, Государственная Третьяковская галерея
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«Рыбачки», 1886, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«На Волге», 1897, Государственная Третьяковская галерея
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«Обед», 1875, Этюд для картины «Толкучий рынок в Москве», Государственная Третьяковская галерея
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«Ожидание», 1875, Государственная Третьяковская галерея

В 1879 г. Маковский создал картину «Осужденный», где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ

Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, — это «Крах банка» (1881). Маковский показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Обморок несчастной старушки, растерянность купца, потрясенные и возмущенные лица и, наконец, самодовольство финансового дельца, единственно выигравшего от падения акций, изображены художником психологически ярко и точно.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина «Свидание» (1883), перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа «Ванька». Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным «в учение» к ремесленнику, «в люди». Жалость и горечь вызывает образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на сына.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«Свидание», Государственная Третьяковская галерея

Тем же щемящим чувством отмечена и картина «На бульваре» (1886-87), вновь затрагивающая темы города и деревни. Размышление о женской доле вызывает сцена на скамейке московского бульвара, где подвыпивший нагловато-безразличный мастеровой играет на гармошке, а рядом с ним в задумчивости застыла молодая женщина с ребенком на руках. Приехавшая из глухой деревни к мужу, она подавлена одиночеством, отчуждением, холодностью их встречи. Унылый осенний пейзаж, голые ветви деревьев, покосившийся фонарь, большой незнакомый ей город — все вторит настроению этого безрадостного свидания.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
«На бульваре», Государственная Третьяковская галерея

В 1896 г. он совершил поездку по Волге, в результате которой появилась серия картин, изображающих народные типы — грузчиков, бурлаков, босяков (во многом они перекликаются с литературными образами рассказов молодого М. Горького).

В том же году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском ноле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ

В наследие русскому народу остались свыше четырех сотен картин, множество иллюстраций к произведениям классиков русской литературы, офортов, гравюр, акварелей и рисунков.
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
Выбор приданого. 1897-1898
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
Наем прислуги. 1891
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ - МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ
Не пущу!. 1892
Умер Владимир Маковский в Ленинграде 21 февраля 1920. Похоронен в Петрограде на Смоленском кладбище.

«Картина — не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет — нет картины.»

«Вот Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так… А я семь раз умираю после того, как напишу картину… Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд!»

Читайте также: Забытые имена — русский живописец Корзухин Алексей Иванович

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here