Наверное, рассказами о том, как дивно строит фразы дирижер Спиваков в симфонии Моцарта, я никого не увлеку. Иногда привлечь внимание к герою проще с помощью негативных оценок или комплиментов с коварным подтекстом. В этом отношении Владимиру Спивакову очень повезло: недоброжелателей (и тайных, и явных), нелюбителей у него немало. Рецензии, отмечающие неудачные пассажи, стилистические огрехи артиста, представлены в прессе в достаточном количестве. Все эти неудачи и неправильности поданы авторами с такой яркостью, убедительностью, что хочется немедленно найти запись критикуемого выступления и лично все услышать, оценить. Спивакову везет на талантливых, пусть и не всегда добродушных, рецензентов.

И с осуждением, и с одобрением того, что музыкант делает, можно познакомиться в Интернете. Лучше, конечно, самим послушать то, что осуждают или одобряют.

Любопытно, что Интернет в качестве подсказок для поисковой строки выдает не только концерты, фонд и биографию Спивакова. Как заправский сплетник, он готов пообщаться на темы «рост» и «личная жизнь» героя.

Что ж, попробуем.

Рост и личная жизнь

spivakov-v-destve
Фото: liveinternet.ru

Рост – колоссальный. От хулигана-школьника, ставившего сомнительные опыты с пенициллином, — до блестящего скрипача, прекрасного дирижера, работающего и с камерными, и с симфоническими оркестрами. Анонс вступлений Национального филармонического оркестра России и «Виртуозов Москвы» – гарантия аншлага в концертном зале: цена билета, город, репертуар не имеют значения. Эти коллективы возглавляет Спиваков.

Когда-то он сам, преодолевая волнение, принимал участие в конкурсах. Сейчас маэстро – по другую сторону баррикад: он строгий, но объективный член жюри самых серьезных музыкальных конкурсов. Более того, международный конкурс скрипачей в Уфе  — родном городе героя – носит, по инициативе президента Башкортостана, его имя.

Владимир Спиваков дорос до того уровня, когда его личное желание помогать тем, кто нуждается в помощи, может реализовываться в масштабах собственного международного благотворительного фонда.

spivakov-fond
Фото: spivakov.ru

А еще у него есть свои дома. И тот, который надлежит каждому мужчине построить для своей семьи, и тот, который имеет право построить далеко не каждый самый мужественный музыкант. Это Московский международный Дом музыки.

Фото: arispro.ru, teamplusone.ru

Для того чтобы отстаивать не свои и не чужие, а общие интересы (к примеру, инструменты для юных музыкантов, шанс на жизнь для больных детей), использует личные связи и нередко жертвует личной жизнью. Президенты, депутаты, чиновники, врачи, звезды культуры привлекаются Спиваковым для решения благотворительных и просветительских задач. Жена Сати, три дочери смирились с малым объемом времени, остающимся на личное общение. Но таким мужем и отцом можно гордиться. Он может постоять за семью в буквальном смысле слова: Спиваков еще и боксер.

Жизнь не раз доказывала, что музыканту боксерские навыки необходимы. Взять хотя бы учебу в музыкальной школе: очень не любили скрипачей и прочих хилых интеллигентов дворовые пацаны. Пришлось пойти в секцию бокса. Спустя годы боксер Спиваков принял бой на парижской улице: провел «двоечку», дополнил удары руганью на самом могучем русском. И сберег огромную сумму денег, заработанную им для Госконцерта (это было еще в советские времена). Что ему дало силы – крики перепуганной Сати или мысль о том, что утраченные средства придется возвращать в десятикратном размере, — сказать трудно.

Какие бои были напряженнее – боксерские, музыкантские или просто психологические? Нужно почитать интервью Спивакова, посмотреть его телеэфиры. Очень интересно, остроумно, познавательно.

Владимир Спиваков: «любят – не любят»
Фото: vokrug.tv

Первым делом…

Музыка – это главное его дело. Музыкой он занят круглосуточно. Скрипка (Страдивари, предоставлена в пожизненное пользование), дирижерская палочка (подарок великого Леонарда Бернстайна) – если не в руках, то всегда рядом.

Как скрипач он воспитывался в классе выдающегося педагога Юрия Исаевича Янкелевча, профессора Московской консерватории, выпустившего в жизнь целое созвездие музыкантов. Среди них – В. Третьяков, Н. Школьникова, Т. Гринденко. К дирижерской профессии его готовил Израиль Борисович Гусман, возглавлявший тогда симфонический оркестр Горьковской (Нижегородской) филармонии. Спиваков брал уроки и у зарубежных мэтров – Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля.

spivakov-v-molodosti
Владимир Спиваков в детстве, Фото: liveinternet.ru

Но если бы не мама?.. Сам маэстро говорит, что она была очень музыкальной. Ей удалось оценить способности сына, когда другие еще их не замечали. Конечно же, маме приходилось прикладывать усилия, чтобы начинающий музыкант все-таки начинал заниматься музыкой – брал в руки скрипку и учил заданное.

Важные события творческой жизни уже совсем взрослого музыканта – создание в 1979 году камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и в 2003 — Национального филармонического оркестра России. Появление второго коллектива не было сопряжено с преодолением тех чисто материально-бытовых трудностей, с которыми было связано появление «Виртуозов». Столица, по-видимому, тогда не нуждалась в новом творческом коллективе, и никто не заботился о том, где музыканты репетируют и не убило ли кого куском штукатурки во время репетиции в очередной развалюхе. Оформлению камерного оркестра в самостоятельную творческую единицу помог счастливый случай.

Появиться филармоническому оркестру помог Президент РФ: этот коллектив создавался непосредственно по поручению Владимира Путина. Но беззаботная жизнь, посвященная лишь творчеству, в нашей стране даже при такой мощной поддержке невозможна. Спивакову пришлось – и, по-моему, до сих пор приходится — решать вопрос поиска, приобретения и доставки в Россию качественных музыкальных инструментов.

Закодированная эмоция

Вопрос от профана часто оказывается более сложным, чем вопрос от знатока. Конечно, очень условно журналиста и драматурга Андрея Максимова можно назвать профаном, но все же для него музыка – не родная стихия. На встрече со Спиваковым в Доме музыки он спросил у маэстро:

«Как из крючочков-нот рождается музыка? Что такое музыка?» Владимир Теодорович ответил: «Музыка – это закодированная эмоция». Музыкантам остается «всего лишь» прочесть, понять ее.

Мне кажется, что каким бы обширным, разнообразным ни был собственно музыкальный опыт исполнителя или дирижера, впечатления, подаренные другими видами искусства, другими сферами жизни очень помогают в этой декодировке-расшифровке. В юности Спиваков очень увлекался живописью, но этим увлечением пришлось пожертвовать ради музыки. Он большой знаток поэзии. К месту и очень выразительно может прочесть стихи, порой и не самые популярные. Удачно подкрепляет свои наблюдения цитатами. С разной интонацией Спиваков может припомнить сказанное Черчиллем, Рахманиновым, Товстоноговым, Ростроповичем.

spivakov
Фото: © Михаил Джапаридзе/ТАСС

Конечно, Владимир Теодорович очень интересен как медиаперсона. Но это несравнимо с тем огромным интересом, который он вызывает как музыкант. Если вы еще с ним не знакомы, начните знакомство со Спиваковым-дирижером, к примеру, с «Антиформалистического райка» Дмитрия Шостаковича. Спиваков-скрипач пусть начнется для вас с концертов Моцарта.

Мне кажется, он очень современный, но при этом не подстраивается под современность. Он очень молодой в свои «за 70» – но без самозабвенного стремления выглядеть бодрячком. Его молодильные яблоки – это его концерты, творческие проекты и любимые люди.

Автор: Алевтина Бояринцева

Фото: photoplay.ru

Рекомендуем также: 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here