В 2015 году, Андрей Сиденко — учитель информатики из 29-ой школы деревни Беляниново Мытищинского района Московской области, вошёл (единственный из россиян) в топ-10 самых влиятельных и самых цитируемых педагогов мира по версии учительского сообщества США Connect Learning Today. А немного ранее, Андрей стал победителем конкурса «Учитель года России-2013».

Сегодня речь пойдет об Андрее Сиденко, члене «Молодежной общественной палаты России».

Трудно ли быть учителем сегодня? Насколько важны электронные ресурсы для педагога? В чем трудности и преимущества информатизации образования? Эти и другие вопросы были подняты в процессе беседы с учителем-инноватором – Андреем Сиденко.

Молодежная общественная палата России: В первую очередь, хотелось бы спросить: вы всегда хотели быть учителем? Это ваше целенаправленное решение?

— Любое решение преследует определенные цели, и выбор профессии здесь не исключение. Профессия учителя, как минимум, нескучная, ведь каждый день на уроках ты пытаешься найти свой уникальный подход к ученику, вдохновить его, «зажечь», суметь направить его на поиск знаний. Конечно, это нелегкая работа, но очень интересная. Профессия учителя для меня — это сделанный выбор. После школы были различные варианты продолжить свое обучение; сейчас уже не имеет смысла перечислять все направления и связанные с ними интересы, но поверьте, их было не мало. Так или иначе выбор сделан и я не жалею, что выбрал профессию учителя. В настоящее время в школу приходят молодые ребята, которым интересно работать с детьми. На мой взгляд, важно принимать активное участие, чтобы этот интерес сохранять и развивать, и образовательная политика в нашем государстве способствует этому.

МОП: В 2010 году вы победили на конкурсе проектов и разработок в области информационных проектов IT прорыв, никогда не возникало желания уйти в коммерцию?

— На самом деле, это было достаточно давно, и в ходе работы над этим проектом мне удалось познакомиться с интересными людьми, в том числе из коммерческой сферы. С некоторыми из них мы общаемся до сих пор, стараюсь не отказывать, если просят помочь проконсультировать по образовательным технологиям, помочь в каком-либо еще направлении. Полностью променять школу на коммерческое дело у меня никогда не возникало желания. Все-таки есть еще и определенные обязательства перед моими учениками, которые, как и я, ждут уроков, но это вовсе не исключает перспективу моего сотрудничества с компаниями в качестве консультанта.

МОП: Какие педагогические ресурсы вы регулярно просматриваете? На каких авторов вы обращаете внимание в первую очередь?

— В настоящее время появляется много интересных ресурсов, которые мне просто необходимы для работы. Во-первых, я бы назвал edutainme.ru, очень интересный ресурс для тех, кто интересуется инновациями в образовании, технологиями преподавания и событиями в области образования. Ресурсом занимаются Владимир и Наталья, они профессионалы и просто замечательные ребята, с которыми мне посчастливилось познакомиться.

Совсем недавно стал все больше просматривать новостные ленты ресурса mel.fm. Статьи в основном посвящены серьезным сравнительным исследованиям в области педагогики, а иногда попадаются неординарные истории про школу и школьную жизнь. Что касается подготовки к урокам, то я пользуюсь ресурсом edcommunity.ru — ресурсом для учителей, контент которого наполняется самими педагогами. Здесь можно найти и методические разработки для урока, и описание различного программного обеспечения, которое можно использовать в своей работе, а если что-то не получается, то всегда можно спросить, вам обязательно ответят и помогут, это и привлекает.

МОП: Сейчас вы работаете общеобразовательной школе, есть ли у вас желание попробовать себя в качестве преподавателя вуза?

— Мне нравится то, чем я занимаюсь, но я бы не отказался от работы в ВУЗе, важно, чтобы время позволяло. В этом году планирую поступать в аспирантуру, чувствую, что пора оформить все накопившиеся мысли в диссертационную работу.

МОП: Вспомните ваши первые уроки в школе, как вы к ним готовились, сколько времени занимал этот процесс.

— Подготовка к урокам — это не какое-то отдельное время, например, с 18 до 20, это происходит постоянно в течение дня. Хорошую идею для урока можно придумать во время прогулки или за чтением книги, причем это скорее творческий процесс, который требует разностороннего владения материалом и смежными темами из других предметов. Все зависит от урока, от темы и класса. Я не сторонник конспектов, которые нужно писать, какие-то определенные моменты учитель сам способен расставить, ориентируясь на временной интервал между учебными действиями, но не более того. Часто таким инструментом для меня является динамическая презентация, изменить которую можно прямо в ходе урока, ведь каждый урок — это уникальное событие, которое происходит вместе с конкретным учителем и конкретным классом.

МОП: Многие учителя сетуют на излишнюю бюрократизацию школы. Большое количество времени тратится на бессмысленные заполнения отчетов, все больше исчезает момент творчества, его место занимает стандартизация программ и образования. Каково ваше мнение на этот счет? Как вы справляетесь с различными требованиями по составлению УМК и других отчетов?

— Учебно-методический комплекс, по которому работает учитель, конечно, обладает определенными стандартными элементами, но не стоит воспринимать все так тоталитарно. Всегда есть возможность найти творческий подход, который будет интересен, в первую очередь, учащимся. Последние несколько лет заметил, что «бумажной» работы стало заметно меньше, есть возможность готовиться более тщательно. Появилось время находить материал, читать книги, заниматься самообразованием. В этом направлении ведется огромная работа со стороны органов управления и чиновников. Могу привести хороший пример, в этом году мы отказались от бумажного журнала, теперь все оценки выставляем только в электронный журнал. Это намного удобнее, чем использовать бумажный, и тем более использовать два журнала. Но здесь нужно быть очень осторожным, во-первых, решение было коллективным, во-вторых, была поддержка с нескольких сторон: администрации школы, родителей и самих учеников. И нужно понимать, что это был многолетний труд, мы к этому шли не один год, и в настоящее время ведется работа по совершенствованию ведения дел в электронном журнале, пытаемся рефлексировать опыт, транслировать его и, конечно, оказываем помощь тем, кто тоже хочет использовать в своей работе электронную форму учета отметок успеваемости.

МОП: Есть ли у вас какие-нибудь увлечения помимо информатики и образования? Чем вы занимаетесь в свободное время?

— В свободное время читаю, книги не только по образовательной тематике. Стараюсь заниматься спортом. Люблю путешествия и просто прогулки вместе с семьей. Увлекаюсь фотографией, не сказать, что серьезно, просто иногда нравится самому находить необычные ракурсы привычных вещей, которые нас окружают каждый день. Обычно использую инстаграм, наверное, для того, чтобы сохранить какие-то моменты в жизни.

МОП: Что бы вы посоветовали читателям. Это может быть подборка из трех книг, фильмов или просто совет от вас.

— Советовать читать что-то конкретно, зачастую очень сложно, потому что каждый человек очень индивидуален и то, что подойдет и понравится одному, может вызвать негативную реакцию у другого. Могу сказать, какую книгу прочитал совсем недавно, и, которая меня достаточно сильно впечатлила, это «Инноваторы» Уолтера Айзексона. Интересные истории из жизни людей, которые меняют наш мир. Я бы посоветовал прочитать ее в первую очередь тем, кто интересуется информационными технологиями.

Цитаты Андрея Сиденко:

— Если в школе работают в большинстве своем женщины, это совсем не означает, что учитель – женская профессия.

— Ребенок не должен быть зарегистрирован в социальных сетях. «Общение» в них – это обманка нашего времени.

— Это мы, взрослые, с малых лет приучаем детей к гаджетам, отдаем ребенка «цифровой няне».

— О непростых детях говорят в любое время. Я уверен, что сто лет назад о молодом поколении говорили то же самое.

По материалам: Молодежная общественная палата России

Читайте также: 

«ЧЕЛОВЕКОМ БЫТЬ НЕ ТРУДНО» — НЕПРИДУМАННАЯ ИСТОРИЯ

СЕРГЕЙ КАПИЦА: КАК РОССИЮ НАМЕРЕННО ПРЕВРАЩАЮТ В СТРАНУ ДЕБИЛОВ

ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ — ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ