Гиппиус писала о героине нашей картины:

«В этой прелестной светской женщине кипела какая-то особая сила жизни, деятельная и пытливая. Она обладала исключительной уравновешенностью и громадным запасом здравого смысла». Изумительные слова! Кто же она — женщина с картины Илья Репина «Женщина в красном»?

Что мы видим на портрете?

Тайны старых картин - «Женщина в красном» Ильи Репина
«Женщина в красном» Илья Репин

Портрет был написан в 1889 году. Это было время расцвета таланта Репина. Полотно имеет необычные размеры: очень узкий холст, на котором искусно написана стройная модель. Героиня изображена на нем в черной юбке со струящимися кружевами, в ярко-красной блузке с поясом (который искусно подчеркивает необыкновенно тонкую талию) и в красной шляпке в тон одеянию.

Лаконичное сочетание красного и черного притягивает наш взгляд, заставляет хорошо рассмотреть и оценить художественные техники мастера. Нейтральный фон создан намеренно, чтобы не отвлекать внимание от изысканного наряда и томного, но волевого взгляда героини.

Тайны старых картин - «Женщина в красном» Ильи Репина
Деталь портрета баронессы Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт, Илья Репин, 1889. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Преднамеренная строгость в одеянии не обманет знатока моды. Репину удалось виртуозно передать лицо баронессы за тонкой воздушной вуалью: она нежно просвечивает выразительное лицо героини, ее угольно-черные, как вороново крыло, волосы , и такие же яркие черные глаза, окаймленные округлыми густыми бровями.

Тайны старых картин - «Женщина в красном» Ильи Репина
Деталь портрета баронессы Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт, Илья Репин, 1889. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Запястье героини украшают несколько браслетов с медальонами, а тонкие аристократические пальцы — четыре кольца.

Деталь портрета баронессы Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт, Илья Репин, 1889. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
Деталь портрета баронессы Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт, Илья Репин, 1889. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
Тайны старых картин - «Женщина в красном» Ильи Репина
Деталь портрета баронессы Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт, Илья Репин, 1889. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Репин выбрал для своей модели ракурс вполоборота и прямой горделивый взгляд без капли кокетства или улыбки. Сейчас её имя практически никому ничего не скажет. А вот современники воспевали ее и говорили о ней как об умной, энергичной и властной женщине.

Личность героини

На первый взгляд это обычный портрет элегантной женщины, если бы не личность самой модели. Это потомственная сербка — баронесса Варвара Ивановна Икскюль фон Хильденбрандт. Она родилась в 1852 г. в семье генерала Лутковского.

В 16 лет Варвара связала себя узами брака с Н. Глинкой, и они уехали жить в Европу, где девушка была окружена обществом художников, поэтов, аристократов. Однако, в возрасте 30 лет Варвара Ивановна развелась с мужем и вновь вышла замуж за барона Икскуля фон Гильденбандта – русского посла в Риме, который был на 2 года старше её матери. С мужем они вернулись в Петербург.

Венцом ее благотворительной деятельности стало создание общины сестер милосердия имени Михаила Петровича фон Кауфмана в 1900 году.

Баронесса В. И. Икскуль фон Гильденбранд (справа) и старшая сестра Общины сестер милосердия имени генерал-адъютанта М.. П. фон Кауфмана, 1904—1905
Баронесса В. И. Икскуль фон Гильденбранд (справа) и старшая сестра Общины сестер милосердия имени генерал-адъютанта М.. П. фон Кауфмана, 1904—1905

Благодаря баронессе община отличалась строжайшей дисциплиной и высоким профессионализмом среди медсестёр. Будучи также хозяйкой популярного литературного салона, Варвара Ивановна сама писала картины в молодости и публиковала свои работы.

Имя баронессы фигурировало наряду с филантропическими учреждениями, женскими курсами, с концертами в пользу молодежи и т.д. О ней говорили разное, но никто никогда не смел говорить о Варваре Ивановне Икскюль, что она глупа. Нет. Варваре Ивановне не отказывали в уме, энергии, находчивости и в сильной воле. Говорили, что женские медицинские курсы, закрытые в конце царствования Александра II, вновь открылись в царствование Александра III благодаря умелому ходатайству баронессы Икскюль.

Тайны старых картин - «Женщина в красном» Ильи Репина
Здание Общины сестёр милосердия им. Кауфмана, фото 1980-х годов.
Канал Грибоедова, 156. Дом, где В.И. Икскуль содержала литературно-художественный салон
Канал Грибоедова, 156. Дом, где В.И. Икскуль содержала литературно-художественный салон

Признание

Красота и исключительное обаяние Варвары Ивановны обеспечили ей громадный светский успех. Двенадцать стихотворений первого сборника Д. Мережковского были посвящены именно Варваре Ивановне. А вот как отзывался о Варваре Ивановке писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк писал своей матери:

«Баронесса известная красавица, — высокая, стройная, худенькая цыганской худобой и очень умная. Свои сорок лет она носит с гордостью и еще сейчас красавица. Лицо худенькое, цыганское, большие глаза и умное выражение. Держит себя с простотой настоящей аристократки. Вообще баронесса настоящая петербургская знаменитость, и быть принятым у нее считается за честь».

Будучи патриоткой-сербкой, Варвара Ивановна приняла участие в начавшейся национально-освободительной борьбе сербского народа против Австрийской империи. Имея навыки сестры милосердия, баронесса отправилась с сестрами на Балканы в 1912—1913 годах, где работала на передовой. За участие в перевязках раненых под неприятельским огнем она была награждена Георгиевским крестом, который ей вручил лично генерал A. M. Каледин.

После революции 1917 году Кауфманскую общину закрыли, баронессу выселили из её дома. Разрешения на выезд из страны ей не дали… И тогда она совершила поистине геройский поступок: в 70 лет баронесса направилась пешком по льду Финского залива в Финляндию, а оттуда переехала во Францию, где и скончалась в 1928 году.

Баронесса Варвара Ивановна Икскуль
Баронесса Варвара Ивановна Икскуль

Действительно, волевая и энергичная женщина. И самое главное — смелая. Илье Репину на портрете «Женщина в красном» удалось мастерски запечатлеть сильные качества баронессы. Благодаря портрету художника нам сегодня посчастливилось узнать о великой личности героини.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here