«Мхи были, болота в Поморской стране,
А голые щелья в Беле-озере,
А тая эта зябель в Подсеверной стране..
А толсты становицы в Каргополе…»
Из былин.

Неповторим и притягателен Русский Север. Край, неизменно привлекающий к себе художников и архитекторов, историков и этнографов, да и просто туристов из разных уголков нашей страны и зарубежья. И немудрено – первозданная красота природы, необъятные дали, тихие озера, быстрые реки и прекрасные творения народного зодчества – все это очаровывает и увлекает каждого, прикоснувшегося хоть однажды к этой красоте.

Белозерский край и Обонежье, Подвинье и Поморье, Пинега и Мезень, Печорский край и множество других удивительных мест – все это и есть Русский Север. Край удивительный, славящийся множеством исторических и культурных событий. Земля древних национальных традиций в архитектуре, строительном мастерстве, живописи, песенном и танцевальном фольклоре.

Жизнь в суровом климате породила удивительное трудолюбие северян и замечательную культуру быта. В результате Русский Север, насыщенный древними сооружениями народного зодчества и искусства, воспринимается в целом как огромный своеобразный памятник русской национальной культуры и главный заповедник деревянного зодчества.

В старину на Севере лес играл значимую роль в жизни русского человека. Дерево сопутствовало ему от рождения до самой смерти: сначала его качали в деревянной колыбельке, вокруг были изделия из дерева – прялки, ткацкие станки, деревянная утварь. Вокруг дома также находились деревянные колодцы, амбары, изгороди, ворота, мельницы. И по окончании жизни человек обретал «домовину». Лес был привычной средой обитания.

Невозможно было представить себе жизни без рубленой избы, сторожевой башни под шатром, без прекрасного храма. Первые православные храмы на Руси были деревянными. С конца XVI века нам известны многие уникальные шатровые памятники деревянного зодчества.

Их строительство не прекратилось и после церковной реформы патриарха Никона 1650-1650 годов по унификации существовавшей тогда в Москве обрядовой традиции с греческой. В истории древнерусской архитектуры широко распространен миф о том, что патриарх Никон предписал «впредь церкви строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить», который опирается на единственный аргумент — цитату из неизвестной храмозданной грамоты. В действительности же, обратившись к историческим источникам, становится очевидным, что эта гипотеза имеет слабую доказательную базу и, соответственно, строительство шатровых храмов не было запрещено.

Наиболее ранние деревянные памятники из дошедших до нас относятся преимущественно к концу XVI началу XVII веков. В отдаленных районах Севера их осталось не так уж много. Многие из них уже погибли от пожара, другие были уничтожены иностранными захватчиками, остальные же просто приходили в ветхость и разрушались сами собой. Немало зданий погибли уже после революции, когда общественность рвала с религией и стремительно избавлялась от церквей и часовен, как от рассадников чужой идеологии.

В окрестностях Каргополя, что в Архангельской области, сохранилось несколько уникальных храмов — шедевров деревянного зодчества XVII и XVIII веков.

kargopoli
фото: Павел Лабутин

«Белокаменный Каргополь стоит своего рода островком, а вокруг раскинулась «лесная Русь» с селами и деревнями, история которых, как и история всего края, уводит в седую древность. И вот что замечательно – в какую бы сторону ни отправились вы от Каргополя по разбегающимся от города дорогам, везде вас ждет находка, открытие, пусть для себя, но обязательно открытие прекрасного памятника зодчеству» — говорит нам об этом удивительном крае писатель и исследователь Русского Севера Генрих Павлович Гунн в своей книге «Каргополье-Онега» из цикла «Дороги к прекрасному».

Именно в экспедицию к прекрасному давайте и отправимся, чтобы еще успеть насладиться сохранившимися шедеврами, историей их создания и их неподдельной красотой.

«Время, неумолимый сокрушитель, висит дамокловым мечем над немыми свидетелями глубокой старины, и уже близка пора, когда они бесследно исчезнут с лица Русской земли и навсегда скроются от летописей и преданий народной жизни».

Город Каргополь – древнейший город Архангельской области на левом берегу реки Онеги. На первый взгляд – это обычный провинциальный городок, каких немало на Руси. Но стоит здесь побывать, как сразу понимаешь, что Каргополь есть не что иное, как душа, жемчужина Русского Севера!

kargopoli
фото: Павел Лабутин

Доподлинно до сих пор неизвестно, когда он был основан, так как за долгие годы своего существования многие документы, свидетельствующие о его истории, были утеряны. Первые поселения людей в Поонежье археологи относят к X тысячелетию до нашей эры, когда на северные берега Онежского озера пришли древние охотники. Но столь глубоко в древнюю историю мы погружаться не станем. Попробуем разобраться с датой возникновения Каргополя и происхождением столь необычного, близкого к греческому, названия этого прекрасного старинного города.

Относительно основания города среди исследователей существует множество толкований. Многие ученые, ссылаясь на «Сотную перепись» 1561-1564 годов, найденную в монастырских бумагах в конце XVIII века русским поэтом Г. Р. Державиным, считают, что город был основан в середине XII века. Первое же летописное упоминание Каргополя содержится в Устюжском летописном своде, так называемом Архангелогородском летописце в статье под 1379 годом. Официальной датой основания города принято считать 1146 год. Т.е. город Каргополь лишь на 1 год старше нашей златоглавой матушки-столицы!

Что же касается названия города, то и здесь также существует несколько версий происхождения названия. Но если снова обратиться к «Сотной переписи» 1561-1564 годов или к переписным книгам XVII столетия, то можно заметить, что Каргополь в те времена писался в два слова – «Карго поле». «Карго» — это местное название вороны, и, следовательно, наименование города можно перевести как «воронье поле». Возможно, эта версия и есть самой подходящей, ведь если выйти на окраину города, то можно услышать карканье огромных стай черных ворон.

Вероятно, какое-то время Каргополь был престольным городом удельного Каргопольского княжества. На фреске, находящейся в сводах паперти собора Новоспасского монастыря в Москве, в числе удельных князей изображен на родословном дереве каргопольский князь Федор. Фреска сохранилась и до наших дней. Но и при наличии княжений район бассейна реки Онеги, а соответственно, и Каргополь, находились в сфере политический и экономических влияний Новгорода. И лишь в 1478 году, когда Новгородская республика перестала существовать, Каргополь вошел в состав Московского государства.

Дальнейшее развитие города ускорилось во времена Ивана Грозного, когда в 1565 году он зачислил город «на свой особной обиход», как район важный в стратегическом отношении, который, наряду с другими девятнадцатью городами должен был обеспечить содержание опричнины.

И именно в это время начинается возведение первого древнейшего архитектурного памятника города Христорождественского собора (1562 г.). Огромное белокаменное здание должно было символизировать богатство и величие славного торгового города. Собор был единственным каменным сооружением города, в котором все здания вплоть до XVII столетия были деревянными.

Строительство монументальных каменных сооружений Каргополя особенно интенсивно начало развиваться с середины XVII века, после тревожных и тяжелых лет польско-литовской интервенции, т.е. по окончанию Смутного времени. От этого времени сохранились до наших дней три церкви, представляющие собой уникальные памятники не только для зодчества Каргополя, но и для русской северной архитектуры.

Обе они были построены на Старой торговой площади. Церковь Рождества Богородицы – нарядная и обильно украшенная белокаменной резьбой, была построена в 1678-1682 годах. И еще одна – Благовещенская, поставленная рядом в 1692 году, на которой архитектор противопоставил гладким стенам огромного монолитного куба ювелирную затейливость резного узорочья наличников окон и тяг.

Именно этот храм поразил искусствоведа и реставратора Игоря Эммануиловича Грабаря во время его северной экспедиции. Впервые увидев Благовещенскую церковь он отметил: «Нельзя не удивляться, с какими ничтожными, почти нищенскими средствами ее счастливому зодчему удалось достигнуть впечатления ошеломляющей нарядности».

Многое пришлось пережить славному городу Каргополь за время его долгой истории. Но, несмотря ни на какие трагические события, с которыми столкнулся город, мы и сегодня можем наслаждаться величием и красотой монументальных памятников Каргополя. И сегодня Каргополь – это отнюдь не «медвежий угол» Севера. Это полный поэтического очарования тихий провинциальный городок. Это «маленький, но цельный образчик Древней Руси, живая страница истории» — как справедливо заметил местный краевед Ф.К. Докучаев-Басков в своих «Путевых заметках».

Окрестности города влекут не меньше, чем сам город. Белокаменный Каргополь стоит островком, а вокруг него расположилось Каргопольское ожерелье – села и деревни с немногими сохранившимися уникальными памятниками северного деревянного зодчества.

Большинство древних памятников Каргополья – шатровые церкви, представляющие собой восьмигранную башню, увенчанную шатром. Островерхие шатры храмов были неотъемлемой частью архитектурного облика северных селений и воплощением народных представлений о красоте. Сохранились церкви XVII-XVIII веков в селах Красная Ляга, Большая Шалга, Лядины и Саунино. Настоящие шедевры северного деревянного зодчества, поражающие своей красотой.

Село Лядины, ныне деревня Гавриловская, что в сорока километрах от Каргополя по Пудожскому тракту, знаменито своим храмовым комплексом, от которого до наших дней сохранилась только лишь одна Богоявленская церковь, 1793 года.

Более ранняя, Покрово-Власьевская церковь, построенная в 1743 году, совсем недавно сгорела. А именно, 5 мая 2013 года, от удара молнии, а следом за ней загорелась стоящая рядом колокольня. Через несколько часов пожар потушили и констатировали утрату двух объектов культурного наследия федерального значения, на реставрацию которых как раз нашлись деньги в этом году.

Избежавшая этой участи и чудом сохранившаяся Богоявленская церковь в Лядинах 1793 года постройки.

bogoiavlennaya
фото:Павел Лабутин

Среди знатоков деревянного зодчества Богоявленская церковь выделена особо благодаря своему крыльцу – оно круглое. В.В. Суслов назвал его «исключительным в древних деревянных постройках». Крыльцо это имеет форму просторно раскинутого шатра, который опирается на резные стойки, забранные резными перильцами. Изнутри шатер расписан под синее небо, усеянное белыми звездами, что придает крыльцу необыкновенно праздничный вид.

kriltco
фото: Павел Лабутин

Так и оживают перед глазами картины давнего быта, как лет эдак 300 тому назад здесь было людно и шумно в дни больших праздников, сходились сельчане, чинно друг другу раскланивались, обсуждали различные новости и другие житейские дела. Непременно чувствуешь себя участником разворачивающегося в те далекие времена действа.

По соседству с Лядинами, в нескольких километрах от дороги, находится село Красная Ляга и один из самых выдающихся памятников деревянного зодчества — Сретено-Михайловская церковь. Когда-то село Красная Ляга состояло из деревень Шейна и Зенкова. По данным середины XIX в. в Красной Ляге было 30 дворов, в которых проживал 191 человек. Сейчас же здесь стоит одиноко лишь храм.

Следуя легенде, местность эту в народе еще называют «место, откуда ушла вода и люди». Толковый словарь В.И. Даля нам сообщает, что слово «ляга» имеет много значений. Но на севере ляга – это ямина с водой, непросышная лужа или омут в реке. Так вот по той самой легенде, однажды эта лужа, а точнее сказать, небольшое круглое озерцо карстового происхождения, исчезло. Буквально за ночь. Дома, стоявшие вокруг него, стали разбирать и перевозить в другие деревни. Сохранилась лишь удивительной красоты Сретено-Михайловская церковь.

sreteno-mihaylovskaya
фото: Павел Лабутин

Несколько реставраций пришлось пережить памятнику. В конце XIX века облик храма после одной из «попыток поновления» был искажен до неузнаваемости. Что только с ней не делали: разбирали до основания, делали белокаменный фундамент и собирали вновь, используя при этом старые бревна. Покрытие притвора также было переделано. Стены церкви получили обильно декорированную дощатую обшивку, которая еще и была ярко раскрашена.

Несмотря на все эти «злоключения» и на свой почтенный возраст, церковь сейчас сохраняет некоторую прочность и устойчивость, но в последние годы стали заметны разрушения кровли. Некоторые меры по реставрации были предприняты в 2011-2012 годах. Но, к сожалению, это был лишь небольшой объем противоаварийных работ. Для сохранения памятника необходимо значительно больше усилий и средств.

Ближайшая к Каргополю достопримечательность и, наверное, поэтому, лучше всего сохранившаяся — церковь Иоанна Златоуста 1665 года в селе Саунино.

ioann-zlatoust
фото: Павел Лабутин

На 50 лет она старше известной всем Преображенской церкви в Кижах. Когда-то здесь было кладбище с оградой, на месте которого уже более 400 лет и находится церковь Иоанна Златоуста. Подойдя к ней ближе по хрустящему снегу ощущаешь необыкновенный восторг от живописной многообъемности этого стройного «древяна вверх» храма и не перестаешь изумляться совершенству его архитектурных форм.

Церковь является типичным образцом наиболее распространенного типа шатрового зодчества, называемого «восьмерик на четверике». Внутри храма сохранился расписной потолок -«небо», который был создан предположительно онежскими иконописцами Богдановыми-Карбатовскими во второй половине XVIII века. Немногим храмам удалось сохранить свои «небеса» — расписную конструкцию потолочного перекрытия, характерную для деревянной архитектуры Севера XVII века. Наибольшее количество храмов с сохранившимися «небесами» находится как раз в Архангельской области. И церковь Иоанна Златоуста одна из них.

Небеса, имитируя каменные своды, напоминают солнце с лучами, расходящимися по потолку. А на этих двенадцати лучах-гранях, расписанных иконописцами, содержатся изображения архангелов.

Есть еще одно «сокровище», о котором хочется упомянуть в нашей небольшой экспедиции по Каргополью – церковь Рождества Христова в Большой Шалге 1745 года. И находится сей памятник к востоку от Каргополя, по дороге на Няндому, всего то в десяти километрах от Каргополя.

hristorojdestvenskii-sobor
фото: Павел Лабутин

«Шалга» — название, обозначающее по Далю «большой вхожий лес» или «дровосека». Хороший лес здесь, конечно, уже давно вырублен. Да и поселения давно здесь не существует. Стоит храм, прикрытый от дороги небольшими деревьями и кустарниками на старом заброшенном кладбище. Благодаря вытянутым объемам основания и восьмерика, а также узкому шатру, храм кажется очень высоким и стройным. Видимо из-за того самого леса, которого сейчас уже нет, зодчие при строительстве храма и возвели его таким высоким, чтобы храм было видно издалека.

Таков Русский Север — величественный и прекрасный, хранящий в себе уникальные памятники родного искусства в своих просторах. На наших глазах ежегодно погибает по одному храму — до сегодняшних дней не сохранился ни один памятник XVI века. Каргопольское ожерелье — это уникальные шедевры XVII и XVIII века, которые нуждаются в нашей заботе и поддержке. Эти и другие немногие сохранившиеся шедевры деревянного зодчества – забытое наследие, которое невозможно забыть. Наследие, которое еще можно спасти.

Автор: Алина Ольшанская

Читайте также:

КРАСОТА РУССКОГО СЕВЕРА

КРАСИВЫЙ ЮЖНЫЙ УРАЛ — НАСТОЯЩАЯ ЗИМНЯЯ СКАЗКА В ФОТОГРАФИЯХ

ЕСТЬ ЖИЗНЬ В ПРОВИНЦИИ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ