vuzi-rossii
Фото: tass.ru

Институт социологии РАН и Центр социального прогнозирования и маркетинга опубликовали крупное исследование, в котором представлен подробный прогноз численности обучающихся и числа образовательных организаций Российской Федерации до 2020 года, а также оценены тенденции до 2030 года.

Материалы были подготовлены по заказу Минобрнауки РФ. Прогноз осуществлен с использованием демографического прогноза Росстата численности населения Российской Федерации до 2030 года, возрастного состава населения по годам рождения, динамики статистических показателей численности педагогического и профессорско-преподавательского персонала, числа образовательных организаций Российской Федерации за период 2010-2014 годы.

Ожидается, что:

1. Численность воспитанников в дошкольных образовательных организациях Российской Федерации достигла своей максимальной величины – 6771,1 тыс. человек – в 2015 году. Это на 25,7% больше численности в 2010 году – 5388 тыс. человек. В 2016 году начнется снижение численности, которое продолжится до 2030 года и составит в данном году 5231 тыс. человек, что относительно 2010 года – на 2,9% (157 тыс. человек), а относительно 2015 года – на 28,6% (1540,1 тыс. человек) меньше.

2. Число дошкольных образовательных организаций к 2030 году относительно 2010 года уменьшится на 8,5 тыс. (с 45151 до 36587 единиц), а относительно 2015 года (47012 единиц) – на 10,4 тыс. единиц.

3. Численность педагогических работников дошкольных образовательных организаций также достигло своего максимума в 2015 году – 1650 тыс. человек. К 2030 году их численность (1298,6 тыс. человек) уменьшится относительно 2010 года – на 12,1% (178,9 тыс. человек), а относительно 2015 года, – на 23,8% (351,4 тыс. человек).

4. Общая численность студентов в вузах РФ достигнет своего минимума в 2018/2019 учебном году – 4295,4 тысячи человек. В то время как своего максимума численность студентов достигнет в только 2029/2030 учебном году.

5. Также в 2018/2019 учебному году в России будет наблюдаться минимальное количество образовательных организаций высшего образования. К этому времени останется всего 877 вузов, что на 238 меньше, чем в 2010/2011 учебном году. Однако, общее число вузов в России к 2029/2030 учебному году начнет слегка увеличится и составит к тому времени 1058 единиц, что все равно меньше, чем в 2010/2011 учебном году.

Проверки российских вузов и все процессы, связанные с их реорганизацией, будут продолжаться в течение 2016 года. Об этом заявил глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов на прошлогодней Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества:

«Вся эта работа уже ведется, фактически она будет завершена в течение 2016 годов. Все организации высшего образования, которые сейчас вызывают вопросы, станут предметом проверок и соответствующих контрольных мероприятий. По каждому из них будет принят ряд необходимых решений. В результате у нас останется ровно столько вузов, сколько могут дать качественное образование.»

Также он напомнил, что сегодня все, что связано с контролем и надзором в сфере образования, относится к деятельности Минобрнауки и Рособрнадзора:

«Работа отлажена. Поставлен фильтр на качественное образование достаточно жестко. За последние два года 500 вузов были исключены из реестра лицензий. Дальше предстоит проверить еще примерно тысячу организаций. По результатам станет ясно, сколько вузов останется на рынке».

Минобрнауки поддерживает практику создания сильных вузов в регионах

Дмитрий Ливанов подчеркнул, что усиление высшего образования в регионах, поддержка практики создания и развития там сильных вузов, станет одной из приоритетных задач Минобрнауки в ближайшие два года.

«Мы десять лет назад начали процесс формирования федеральных университетов, это крупные многопрофильные вузы, возникшие в результате объединения нескольких отраслевых региональных университетов в определенном городе. Сейчас уже можно говорить об успешности этой модели и успешности в целом большей части этих федеральных университетов в повышении качества обучения и научных исследований.

Усиление высшего образования в регионах, поддержка практики создания и развития там сильных вузов, станет одной из приоритетных задач Минобрнауки в ближайшие два года. Эта модель крайне востребована во многих субъектах РФ как способ создать мощный университет, концентрат человеческого капитала и материальных ресурсов, который может выполнять серьезные масштабные проекты в интересах того или иного региона».

Также министр добавил, что на эту ситуацию накладывается и демографическая картина.

«Еще в течение 10 лет мы будем наблюдать достаточно драматическое сокращение числа студентов. Если в прошлом мы дошли до цифры в 7,5 млн человек, а сейчас у нас 5,5 млн студентов, то впереди у нас «дно ямы» и цифра в 4 млн.

В связи с этим слабые вузы останутся без студентов, и это создаст стимулы для многих региональных вузов к объединению ресурсов, имущества и переходу к более эффективной системе функционирования. Здесь мы имеем объективные факторы, которые стимулируют университеты к объединению. Наше мнение как учредителя, что реорганизация должна быть добровольной. Мы не подталкиваем региональные вузы к объединению, но мотивируем их к этим действиям, в том числе и материально. Мы будем принимать специальные программы развития для таких объединяющихся вузов, создающих опорный университет».

Федеральный университет — один из видов высшего учебного заведения в России. Обеспечивает высокий уровень образовательного процесса, технологических и исследовательских разработок.

Согласно концепции, разработанной Министерством образования и науки РФ, главные цели создания федеральных университетов — развитие системы высшего профессионального образования на базе совершенствования региональных образовательных структур; укрепление связей вузов с социальной сферой и экономикой федеральных округов. Кроме того, данные учреждения помогают формированию и развитию конкурентоспособного человеческого капитала на основе создания и реализации инновационных разработок и услуг.

Первым федеральным университетом стал Сибирский федеральный университет, созданный в 2006 году посредством реорганизации — к Красноярскому государственному университету были присоединены три крупных высших учебных заведения Красноярска. В настоящее время в России насчитывается девять федеральных университетов. Последний из них — Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина — начал свою работу в Екатеринбурге в апреле 2010 года.

Основные направления развития федеральных университетов:

— подготовка современных специалистов, бакалавров и магистров на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов и использования всех методов современного высшего образования, включая дистанционное (on-line) обучение для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, тех технологических областей, которые входят в сферу национальных интересов;

— создание условий для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, интеграции университета в мировое образовательное пространство и достижение международного признания реализуемых в нем образовательных программ с целью экспорта образовательных услуг и технологий;

— проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, эффективное взаимодействие с Российской академией наук;

— развитие активного международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки, участие в международных образовательных и научных программах.

На данный момент в России уже успешно функционируют 10 федеральных университетов:

√ Сибирский федеральный университет

√ Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

√ Дальневосточный федеральный университет

√ Казанский (Приволжский) федеральный университет

√ Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

√ Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

√ Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

√ Северо-Кавказский федеральный университет

√ Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б.Н.Ельцина

√ Южный федеральный университет

Помимо федеральных университетов принято выделять университеты с особым статусом, это МГУ и СПбГУ и национальные исследовательские университеты. Напомним, что в 2008 году Указом Президента РФ особый статус уникальных научно-образовательных комплексов получили ведущие классические университеты – Московский государственный университет им. М.Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), а 29 специально отобранных вузов — статус НИУ.

Национальные исследовательские университеты – это новая категория высших образовательных учреждений России, которая была установлена в отношении двадцати девяти ведущих отечественных университетов с целью создания на их основе передовых научно-образовательных центров мирового класса, обеспечивающих потребности национальной экономики в высококвалифицированных кадрах и способствующих развитию российской науки и технологий.

Концепция формирования сети НИУ оформила идею о необходимости повышения конкурентоспособности отечественной высшей школы за счет приоритетной поддержки наиболее сильных университетов, способных стать флагманами науки и образования как на национальной, так и на международной арене.

Национальный исследовательский университет стал реальным воплощением нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности, призванной взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики.

Список НИУ:

√ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

√ Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева

√ Московский авиационный институт (государственный технический университет)

√ Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

√ Московский физико-технический институт (государственный университет)

√ Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

√ Новосибирский государственный университет
Пермский государственный технический университет

√ Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева

√ Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (технический университет)

√ Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

√ Томский политехнический университет

√ Московский инженерно-физический институт

√ Московский институт стали и сплавов

√ Белгородский государственный университет

√ Иркутский государственный технический университет

√ Казанский государственный технологический университет

√ Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

√ Московский государственный институт электронной техники

√ Московский государственный строительный университет (МГСУ)

√ Московский энергетический институт (технический университет)

√ Пермский государственный университет

√ Российский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

√ Российский государственный университет нефти и газа им.И.М.Губкина

√ Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

√ Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского

√ Томский государственный университет

√ Учреждение Российской Академии наук Санкт-Петербургский академический университет — Научно-образовательный центр нанотехнологий РАН

√ Южно-Уральский государственный университет

∗∗∗
Идея интеграции науки и образования особенно актуальна сегодня для России, поскольку в советский период академическая наука была в значительной степени оторвана от вузовской, и университеты лишь отчасти участвовали в процессе создания инноваций, сосредотачивая свои главные усилия на подготовке кадров.

Начиная с 90-х годов связи вузов с реальным сектором экономики еще более ослабли, и российские университеты оказались неспособными играть существенную роль в научно-технологическом прогрессе, в отличие от зарубежных исследовательских университетов, которые к тому моменту стали опорными элементами новой экономики, основанной на знаниях.

Включаясь в глобальную конкуренцию, Россия вслед за другими странами формирует модель исследовательских университетов, которые сосредотачивают свои усилия на опережающем развитии науки, генерации и внедрении инноваций и подготовке высококвалифицированных специалистов.

Читайте также:

РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ БЬЮТ МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ

«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ» — АНДРЕЙ СИДЕНКО: ТРУДНО ЛИ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ СЕГОДНЯ?

ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ — ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Анна Федулова
Для того, чтобы построить дом, посадить дерево и родить сына, не обязательно быть супер мужчиной, порой достаточно быть обыкновенной женщиной!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ