Sergei_Prokofiev_04-minГениев в детстве часто называют вундеркиндами. Сергей Сергеевич Прокофьев и был типичным вундеркиндом — в 6 лет сочинял маленькие фортепианные пьесы, в 9 — детскую оперу, в 13 лет поступил в консерваторию. Можно было безошибочно спрогнозировать, что ученик Глиэра, Лядова, Римского-Корсакова, окончивший консерваторию дважды — по классу фортепиано и композиции, станет талантливым и ни на кого не похожим.

Так и случилось — Прокофьев оказался неповторимым композитором, спорным, своеобразным в своих классических симфониях, фортепианных концертах, операх и балетах.

С самых ранних лет С. Прокофьев обладал непростым характером, что можно заметить даже в самых ранних его произведениях (Токката соч.11, Ювенилия) . Когда он учился в консерватории, он постоянно стремился быть в центре внимания и часто демонстрировал свою эпатажность. Современники отмечали, что ярким был даже внешний вид Прокофьева. Он мог позволить себе яркие, броские цвета и сочетания в одежде, но при этом всегда одевался со вкусом.

Ещё во время учёбы в консерватории у него сложились теплые дружеские отношения с Н. Я. Мясковским, которые длились на протяжении всей его жизни. Несмотря на значительное различие музыкальных стилей С. В. Рахманинова и С. Прокофьева, отношения у них были вполне приемлемыми. Впоследствии С. Прокофьев записал на грампластинку Прелюдию № 5 соч.23 g-moll Рахманинова. Также сложились и отношения Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Несмотря на их некоторые разногласия, Шостакович высоко ценил музыку Прокофьева, даже испытал его некоторое влияние. Не сложились у Прокофьева отношения только с И. Ф. Стравинским.

Его биография оказалась не менее удивительной. Малоизвестный факт, но юному Прокофьеву пророчили карьеру шахматиста. Любовь к шахматам не покидала гения всю жизнь. Влюбленный в музыку, и всегда занятый любимым делом, Прокофьев старался принимать участие во всех престижных шахматных турнирах в Москве. Имел первую категорию. Очевидцы и друзья вспоминали Прокофьева исключительно, как атакующего игрока — играть от защиты было не в его характере.

Однажды сыграл в ничью с немецким королем шахмат Эмануэль Ласкером, который сохранял звание чемпиона мира двадцать семь лет, что является рекордным достижением для шахмат. Позже Ласкер уступит свой титул кубинскому шахматисту Хосе Раулю Капабланке. Это случится в 1921 году. Примечательный факт — в 1914 году Прокофьев победил в сеансе будущего чемпиона мира Капабланку.

Большой интерес общественности вызвал его матч с Давидом Ойстрахом в Москве в 1937 году, выигранный Ойстрахом.

prokofiev
Прокофьев (справа) играет со скрипачом Давидом Ойстрахом во время московского турнира.

С началом войны Прокофьев, как единственный сын у матери-вдовы освобожден от призыва, но после Февральской революции при правительстве Керенского его чуть не отправили на фронт. Вмешался кстати М. Горький. Вообще музыка Прокофьева была воспринята современниками как музыка революции.

Маяковский говорил: «Воспринимаю сейчас музыку только Прокофьева — вот раздались первые звуки и — ворвалась жизнь, нет формы искусства, а жизнь — стремительный поток с гор или такой ливень, что выскочишь под него и закричишь — ах, как хорошо! еще, еще!»

 

Летом 1917 года Прокофьев уезжает на Кавказ, где лечилась его мать. В Кисловодске он дает авторские концерты, встречается с Шаляпиным, завершает ряд сочинений, казалось бы, хорошо, но в России революция ширится, а на Дону мятеж Каледина, и Мария Григорьевна чувствует себя вынужденной беженкой. Наконец, с охранной грамотой Совета рабочих депутатов Кисловодска Прокофьев с матерью возвращается через Москву в Питер, где выступает в трех авторских концертах. При поддержке Луначарского Прокофьев с матерью уезжает через Сибирь и Японию в США. Не в эмиграцию, как Рахманинов, а завоевать мир. В своём Дневнике он написал:

«Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду… И вот под этим флагом я встретил Новый год. Неужели он провалит мои желания?»

 

prokofiev
Прокофьев в Чикаго 1921

Америка встретила Прокофьева настороженно, как, впрочем, было и в России, прежде всего как композитора, а как пианиста, тем более если бы он играл Рахманинова и Скрябина, могла бы всячески приветствовать, то есть эксплуатировать бесконечными турне по провинциальным городкам. Музыку Прокофьева называли «большевистской».

Прокофьев бродил по огромному парку в центре Нью-Йорка, «с холодным бешенством думал о прекрасных американских оркестрах, которым нет дела до моей музыки… Я слишком рано сюда попал: дитё (Америка) еще не доросло до новой музыки. Вернуться домой? Но через какие ворота? Россия со всех сторон обложена белыми фронтами, да и кому лестно вернуться на щите!»

Осенью 1923 года Прокофьев с семьей поселяется в Париже, где в то время сосредоточилась художественная элита со всего света. Неугомонный Сергей Дягилев заказывает Прокофьеву балет о Советской России. «Я не верил своим ушам. Для меня как бы открывалось окно на воздух, тот свежий воздух, о котором говорил Луначарский», писал композитор.

В январе 1927 года Прокофьев после десятилетней разлуки приехал с гастролями в Советскую Россию, где музыка его постоянно звучала; он совершил поездку по стране со встречами и концертами. На одном из вечеров юный Давид Ойстрах играл скерцо из Скрипичного концерта, очевидно, очень волновался. Как он вспоминал, Прокофьев не вынес: «Сделав большой шаг к эстраде, он тут же, не обращая внимания на шум и возбуждение публики, попросил пианиста уступить ему место и, обратившись ко мне со словами: «Молодой человек, вы играете совсем не так, как нужно», начал показывать и объяснять мне характер своей музыки. Скандал был полный…» Сам же Прокофьев отшутился, что скандала никакого не было, — был дан мастер класс…

Позднее, гастролируя по миру, Сергей Прокофьев все чаще ностальгирует по Родине:

«Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли. Я должен снова видеть настоящие зимы и весну, вспыхивающую мгновенно. В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостает: свои песни, мои песни. Здесь я лишаюсь сил. Мне грозит опасность погибнуть от академизма. Да, друг мой, я возвращаюсь…» — говорил он своему парижскому другу Сержу Морё.

 

В 1936 году вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Линой Коди́на, ставшей Прокофьевой. И не просто вернулся, а успел стать крупнейшим советским композитором, увенчанным многочисленными наградами, среди которых были и государственные премии, и Ленинская…

Поговаривают, что Прокофьев был буквально обласкан Иосифом Сталиным — 6 Сталинских премий. Совершенно мистически, Прокофьев умирает в один день с Иосифом Сталиным. 5 марта 1953 года странным образом унесло жизни двух столь непохожих друг на друга людей. Конечно, тогда смерть Сталина совершенно заслонила собой смерть Прокофьева, но это было тогда.

Нелепый случай — вышедший в близлежащую кондитерскую Прокофьев упал на скользкой улице и сильно ударился головой. Несколько дней провел дома, пытаясь, как он выражался, «отлежаться», но когда начались бред, галлюцинации и жар, Мира — вторая жена Прокофьева, несмотря на его протесты, вызвала врачей. Но спустя некоторое время, Сергей Прокофьев умирает — на 40 минут позже Сталина, и по той же причине: кровоизлияние в мозг.

Гроб с телом Сталина поместили неподалеку — в Колонном зале Дома Союзов. Повсюду установили оцепление, поэтому друзья и близкие не могли подобраться к дому, чтобы проститься с Сергеем Сергеевичем.

С большими сложностями двумя днями позже тело доставили в Дом композиторов. Там очень скромно прошла гражданская панихида. После чего похоронный автобус отправился на Новодевичье кладбище. Смерть гения незаметно потонула в глубокой истерической скорби, охватившей советский народ, который потерял своего вождя.

Букетов у гроба не было — все цветочные магазины Москвы были опустошены теми, кто шел в Колонный зал. От безысходности прощавшиеся с Прокофьевым приносили в Дом композиторов взятые из дому горшки с глоксиниями и геранью. Так они и стояли у гроба Прокофьева — как на подоконнике.

∗∗∗

И еще один факт его биографии, не слишком популяризуемый. Прокофьев вернулся в СССР из Франции со своей женой Линой Льюберой и двумя сыновьями. Семью он оставил, женившись на Мире Мендельсон, литераторе, авторе либретто к его “Дуэнье” и “Войне и миру”. Лина Льюбера, испанка по национальности, вскоре оказалась в лагере. По свидетельству узницы ГУЛАГа Евгении Таратуты, письма Лина Ивановна получала только от своих сыновей.

Евгения Таратута: “При известии о смерти Сталина почти все заключенные безудержно рыдали. О смерти Прокофьева, умершего в один день со Сталиным, никто не знал, не знала об этом и Лина Ивановна. Уже летом, когда однажды Лина Ивановна и другие женщины совершали очередной маршрут с помоями, кто-то прибежал из библиотеки и сказал: вот сейчас по радио объявили, что в Аргентине состоялся концерт памяти композитора Прокофьева. Лина Ивановна заплакала и, ни слова не говоря, пошла прочь”.

Вторая жена Прокофьева, Мира Мендельсон, оставила после его смерти сдержанные, официально-нейтральные воспоминания, в которых ни слова не говорится об отношениях Прокофьева с детьми и тем более с их матерью, сидевшей в ГУЛАГе.

Интересно, что 13 лет спустя в тот же день, 5 марта, умерла поэтесса, судьба которой также весьма тесно связана и со Сталиным, которого она молила об освобождении своего репрессированного сына, и с Прокофьевым, сочинившим вокальный цикл на ее стихи, — Анна Ахматова.

Конечно, все это совпадения. Или во Вселенной случайностей не бывает?

sergej-prokofev-3

∗∗∗

Факты из жизни Сергея Прокофьева

Музыка Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» поначалу казалась всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание коллектива оркестра и балетной труппы, состоявшееся за две недели до предполагаемой премьеры, единогласно постановило отменить спектакль — во избежание полного провала…

При этом, вслед за одним местным остроумцем, весь театр повторял одну и ту же крылатую фразу:

— Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете…

Как-то раз оркестр, исполнявший одно из произведений Прокофьева (симфоническую картину «Сны»), страшно фальшивил. Меж тем сам знаменитый автор присутствовал на концерте. Весьма сконфуженный дирижер после концерта подошел к композитору с извинениями:

— Приношу вам свои глубочайшие извинения, Сергей Сергеевич, за не слишком удачное исполнение. Бога ради, скажите, что вы не очень сердитесь за те несколько фальшивых нот, которые мы сыграли…

— Не стоит так переживать, — вежливо ответил композитор, — так как я вообще не услышал ни одной верной ноты, то это произведение воспринимал как чужое! Так что вы можете быть совершенно уверены, что я не сержусь на вас…

После премьеры оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в Большом театре композитор спросил у своего друга Ипполитова-Иванова:

— Скажи честно, тебе не понравилось?

Тот ушел от ответа, но назавтра Прокофьев получил от друга прекрасный натюрморт, блестяще написанный художником Кончаловским; он назывался «Апельсины». К нему прилагалась записка: «Дорогой Сергей Сергеевич, посылаю тебе эту чудесную картину. Прости, но дело в том, что апельсины я люблю только в таком виде»…

Как-то раз молодой Прокофьев играл в «Бродячей собаке» — знаменитом кафе петербургской богемы. Находившийся там в этот вечер молодой Маяковский сидел за одним из столиков и что-то увлеченно рисовал.

В конце вечера Прокофьев получил шарж на себя с такой надписью: «Уважаемый Сергей Сергеевич, который играет на самых нежных нервах уважаемого Владимира Владимировича»…

В 1945 году в Англии Прокофьеву вручали «Золотую королевскую медаль» от английского правительства. Однако во время церемонии случился казус: произнеся длинную приветственную речь, английский посол вдруг обнаружил, что самой медали-то нет! Повисла пауза, Прокофьев стоял в полной растерянности, он уже собрался было уходить, как посол, наконец, опомнился и… торжественно вложил в руку композитора свои золотые часы. Большинство журналистов и гостей не поняли, что произошло, отчего Сергей Сергеевич выглядит таким растерянным. Посол шепотом сообщил лауреату, что медаль будет с минуты на минуту. Тем временем начался концерт из произведений композитора. После него посол незаметно передал Прокофьеву коробочку с медалью.

— А часы, пожалуйста, верните, — улыбаясь, попросил посол, — они мне дороги, как память.

— Простите, мне мои золотые часы тоже дороги, — совершенно серьезно ответил композитор.

Теперь растерялся посол:

— Но-о… мы так не договаривались…

— Вы же мне их подарили, при всех, — пряча улыбку, возмущался Прокофьев. — Теперь просите вернуть! Это просто грабеж среди бела дня!…

— Да-а… вы правы, но-о…

— Ну, раз уж вам так понравились мои часы, я могу их вам подарить, — наконец рассмеялся Прокофьев и вернул счастливому послу его часы.

Весной 1921 года Париж открыл для себя Сергея Прокофьева. Газеты так охарактеризовали новую музыку: «Когда дочка динозавра оканчивала консерваторию, то в ее репертуаре был Прокофьев…» «Стальные пальцы, стальные запястья, стальные бицепсы, стальные трицепсы… Это не музыка, а звуковой стальной трест…»

Когда в одном из американских театров го товилась постановка оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», один из владельцев апельсиновых плантаций явился в театр и предложил дирекции большую сумму за своеобразную рекламу своей продукции: он хотел, чтобы в фойе были вывешены плакаты с изображением огромных апельсинов. Надпись на плакате должна была гласить:»Именно эти апельсины вдохновили маэстро Прокофьева написать эту оперу!!! Маэстро Прокофьев употребляет фрукты только нашей фирмы!»

Английский музыкант Стинг на основе музыки С. С. Прокофьева создал известную песню «Russians» (романс Прокофьева из кинофильма «Поручик Киже»).

Пианист, дирижёр, музыкант и композитор является автором 11 опер, 7 балетов, 7, симфоний, 8 концертов и многочисленных музыкальных произведений. Прокофьеву присвоено звание Народный артист РСФСР.

Осенью 1904 года тринадцатилетний Сережа Прокофьев пришел на экзамен, главный экзамен по специальной теории, с двумя папками (в одной — все сочинения этого года, в другой — сочинения других годов), еще снаружи переплетенная тетрадь (не уложилась в папку) с двадцатью песенками.

«Меня спросил Римский-Корсаков:
— Это — ваши сочинения?
— Да, — отвечал я».
Затем он сыграл на рояле сонату Моцарта, при этом Римский-Корсаков открывал разные страницы… Со слухом тоже тотчас выяснилось — абсолютный. Приемная комиссия во главе с директором пожелала ознакомиться с сочинениями. Под списком сочинений, чему засмеялся Римский-Корсаков, лежала партитура «Ундины». Ее он передал комиссии. Было сказано, чтоб он сыграл «Ундину», да и пел.

« — Ну как же будет он петь! — сказал Римский-Корсаков.
— Нет, он поет свои сочинения очень хорошо, — сказал Глазунов, которому я зимой пел «Пир во время чумы».
Я стал играть по черновику. Рядом стоял Римский-Корсаков и перевертывал мне страницы».

Экзаменующихся было человек двадцать, среди них один уже имел детей, и мальчик, выросший на степном приволье и мире музыки, вундеркинд по ранней гениальности и характеру, решительный, дерзкий, жизнерадостный, как Моцарт, как Пушкин, и таким останется до конца жизни, один из ярчайших представителей Ренессанса в музыке.

Президент России — Владимир Путин объявил 2016 годом Сергея Прокофьева


В статье использованы материалы сайта Петра Киле, журнала People.ru, и страниц Википедии.

Читайте также:

ТОП — 10 ВЕЛИКИХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ, часть 1

ТОП — 10 ВЕЛИКИХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ, часть 2

ЛЕГЕНДАРНЫЕ «80 МИНУТ» БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ