САМЫЕ ДОРОГИЕ КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

0
9531
Марк Ротко
Марк Ротко

Рассуждая об искусстве и мировой живописи, я нередко задаюсь любопытными вопросами. Например — почему предметы искусства и полотна великих художников из года в год становятся все дороже? Каким образом или отчего в человеке зарождается всепоглощающая страсть к искусству, со временем перерастающая в любовь? Или вытекающий из этих вопросов — как открыть в себе коллекционера искусства?

Однажды, я даже прочел небольшую, но очень интересную статью — отрывок из книги арт — искусствоведа Алана Бамбергера: «Искусство покупать произведения искусства», и мне многое стало понятно. Из чего складывается цена на того или иного художника, или картину, как стать коллекционером и т.д.

Если говорить о коллекционировании предметов искусства, нужно понимать, что даже самые «громкие» публичные или анонимные приобретения — это в первую очередь вложение средств, тщательно продуманный поток инвестиций в предмет искусства. Все именно так — вначале деньги, большие деньги, а потом уже — любовь, страсть, привязанность, восхищение, или амбициозная показуха, фарс между кучкой богатеев — инвесторов, которых правильно называть — «узкий круг интеллигентов — ценителей».

В тот момент, когда искусство стало покупаться и продаваться, разговоры о возвышенных чувствах и пылкой любви к искусству в большей степени неуместны и наивны.

Глупо полагать, что когда вы впервые увидели картину Малевича «Черный квадрат», вами тот час овладела обезоруживающая страсть к большому искусству. Лично у меня вместо пылких чувств — был истерический хохот. Ведь только русский художник, с типичной и свойственной русским людям пытливостью ума и смекалкой, смог продемонстрировать всему миру, что «Это» когда-нибудь будет оценено примерно в 20 млн $. Сам Казимир Малевич даже надпись сделал «Битва негров ночью», которую только недавно обнаружили эксперты. «Черный супрематистский квадрат» Казимира Малевича — ключевое произведение искусства ХХ века — как вам? Ну да ладно…

Без какой-либо издевки и сарказма, лучше расскажу Вам о самых дорогих картинах русских художников за всю историю мирового искусства, которые были публично куплены-проданы на тех или иных аукционах.

1. $86,88 млн. Марк Ротко. Оранжевое, красное, желтое (1961)

САМЫЕ ДОРОГИЕ КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Фото: Reuters, Alessia Pierdomenico

Маркус Яковлевич Роткович — Маркус Ротковиц — Марк Ротко… 1903–1970. — один из самых загадочных художников современности. Родом из Двинска, Витебская губерния, Российская империя.

Его жизненный путь словно соткан из противоречий — в творческих поисках, в поступках, в жестах… Считающийся одним из идеологов и, безусловно, ключевой фигурой в американском абстрактном экспрессионизме, Ротко не выносил, когда его работы называли абстрактными.

Работы Ротко на рынке не являются исключительно редкими (как, например, живопись Малевича). Ежегодно на аукционах одних только его картин, не считая графики, выставляется примерно 10–15 штук. То есть не дефицит, однако за них платят миллионы и десятки миллионов долларов. И такие цены вряд ли случайны. Скорее это дань его новаторству, желание открыть новые смысловые слои и приобщиться к творческому феномену одного из самых загадочных русских художников.

8 мая 2012 на торгах послевоенным и современным искусством Christie’s полотно «Оранжевое, красное, желтое» 1961 года ушло за $86,88 млн с учетом комиссии.

Произведение происходит из собрания пенсильванского мецената Давида Пинкуса. Работу размером 2,4 × 2,1 метра Давид и его супруга Герри купили в Marlborough Gallery, а затем надолго отдали ее в аренду Филадельфийскому художественному музею. Картина «Оранжевое, красное, желтое» стала не только самой дорогой работой художника русского происхождения, но и самым дорогим произведением послевоенного и современного искусства, проданным на открытых торгах.

2. $60,00 млн. Казимир Малевич. Супрематическая композиция (1916)

Супрематическая композиция (1916)

Казимир Северинович Малевич(1878–1935), безусловно, входит в пятерку наиболее ярких революционеров искусства XX века в мировом масштабе. Философ, новатор, разработчик новых теоретических подходов, идеолог супрематизма, ставшего визитной карточкой России на международной художественной арене. Работы Малевича — гордость лучших музеев мира и несбыточная мечта многих коллекционеров.

Венцом исследований Малевича можно назвать работу «Черный квадрат» 1915 года (в Третьяковской галерее хранится один из четырех сохранившихся вариантов).

Появление на открытых торгах работы столь высокого класса, как «Супрематическая композиция», — событие не просто исключительное, а единичное. Работы подобного уровня могут появиться на аукционных торгах только из музеев. Именно так и происходило в последние годы.

Супрематические картины Малевича отсуживались адвокатами наследников по линии реституции.

3 ноября 2008 года «Супрематическая композиция» (1916) была продана на Sotheby’s за $60 млн. Это первая из пяти картин, которые поступили в распоряжение наследников Малевича из голландского музея Стеделийк опять же в результате судебного решения по реституционному спору.

По мнению специалистов рынка, цена на эту работу Малевича могла бы быть еще выше. К сожалению, время проведения торгов пришлось на период разворачивающегося глобального финансового кризиса, когда еще не было определенности ни по его глубине, ни по продолжительности. Не исключено, что именно поэтому покупка шедевра Малевича прошла в относительно консервативном режиме, по цене, близкой к гарантированной ставке, заблаговременно сделанной иностранным покупателем.

Читайте также: МИСТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

3. $28,16 млн. Хаим Сутин. Бычья туша (ок. 1923)

Хаим Сутин. Бычья тушаХаим Сутин (1893/1894–1943) — русский художник мирового значения, один из самых значительных представителей Парижской школы. Это имя долгое время было мало известно на родине. Сутин — уроженец Смиловичей, сейчас уже города, а тогда еврейского местечка в 27 км от Минска, десятый ребенок в семье портного. Художественный дар у Сутина открылся рано, но, как это часто бывает, к сожалению, не в том месте и не в то время. Мальчик начал рисовать то, что видел вокруг, а в ортодоксальной иудаистской традиции запрещено изображать людей и животных.

Сегодня можно уверенно очертить круг сюжетов, которые пользуются наибольшим спросом у коллекционеров. Кому-то не без оснований покажется, что композиции с бычьими тушами, забитой птицей, перекошенными лицами на портретах старух, нищих, простолюдинов выглядят отталкивающе. Но именно в этих вещах, где есть простор для больного сутинского красного, наиболее сильно выражается его яркий талант экспрессиониста.

Историки предполагают, что эти темы Сутин принес из воспоминаний о родном местечке. Такими он запомнил лица тех людей, тот быт:

«Однажды я увидел, как деревенский мясник отрезает голову птице и дает стекать крови. Мне хотелось закричать, но при виде довольного выражения его лица мой крик застрял в горле. Я все время чувствую там этот крик. Тогда, еще ребенком, я нарисовал грубый портрет моего учителя, я пытался избавиться от этого крика внутри меня, но напрасно. Когда я рисовал бычью тушу, я по-прежнему пытался выпустить его».

С 2007 года самой дорогой работой Хаима Сутина был метровый портрет «Мужчина в красном шарфе» 1921 года, проданный на Sotheby’s за £7,8 млн ($15,34 млн). Расстановку сил на рынке художника изменил аукцион Christie’s 8 мая 2013 года, где полотно «Маленький кондитер» было продано за $18 млн (без комиссии — $16 млн).

Последняя продажа, позволившая Хаиму Сутину шагнуть с 5-го на 3-е место нашего рейтинга, состоялась 11 мая 2015 года: на торгах Christie’s в Нью-Йорке полотно «Бычья туша» («Le Bœuf»), написанное около 1923 года, было продано за $28,165 млн (эстимейт $20–30 млн).

В период с 1923 по 1925 год Сутин написал серию из девяти картин с бычьими тушами. Сначала он писал натюрморты в Каннах, а позже — в новой просторной парижской студии, которую ему удалось снять на деньги от продажи картин своему новому покровителю, Альберту Барнсу.

Сутин подвешивал тушу на стену и писал натюрморты. И даже когда мясо начинало портиться, он не останавливался, а лишь просил ассистентку отгонять мух. 

Соседи, естественно, начали жаловаться на вонь и вызвали полицию. По первой версии, Сутин пытался объяснить офицерам полиции, насколько искусство важнее обонятельных удовольствий. По другой — при виде людей в форме, которых он всегда боялся, он спрятался, предоставив разбираться с полицией своей ассистентке. После этого случая туши пришлось вымачивать в формальдегиде. Когда картины были закончены, Сутин, боясь отравить местных собак, предпочел закопать объекты своих натюрмортов в землю.

На сегодняшний день только три из девяти картин с тушами находятся в частных руках, и та, что ушла за рекордную сумму, является самой большой и наиболее выразительной.

Читайте также: «ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ» В. СЕРОВА ПОД МИКРОСКОПОМ

4. $23,04 млн. Василий Кандинский. Эскиз к «Импровизации № 8» (1909)

«Эскиз к “Импровизации № 8”»

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) — признанный русский художник мирового значения. Собственно, его подлинно новаторские идеи определили один из основных векторов развития изобразительного искусства в XX веке. Кандинский считается «отцом абстракции» — художником, который в числе первых подошел к этому открытию и дал ему теоретическое обоснование.

В начале века появление абстракции было уже предопределено. «Деконструкция» классических принципов изобразительного искусства шла во всех направлениях, ставились тысячи художественных экспериментов. Так что идея витала в воздухе, и сразу несколько европейских художников последовательно продвигались к ней параллельными путями, находясь кто в шаге, кто в полушаге от нефигуративной живописи. На «авторское свидетельство» могут претендовать слишком многие. Поэтому не существует всеми признаваемой единой даты изобретения абстракции.

«Срывы» в абстракцию можно увидеть и в картинах Кандинского 1908–1909 годов, но именно импровизации Кандинского 1910 года, по мнению ряда специалистов, стали поворотным моментом в истории искусства. В отдельных работах именно этого года была окончательно разорвана связь с фигуративной живописью, удалены последние намеки на узнаваемые образы, появилась чистая абстракция. Не то чтобы расставание с фигуративной образностью в творчестве Кандинского произошло бесповоротно и навсегда (впоследствии он не раз к ней возвращался), но был перейден Рубикон в идеологии искусства.

Так вот, человек, в 30 лет круто развернувший свою жизнь, бросивший удачно развивающуюся карьеру юриста и решивший стать художником, уже к 44 годам перенаправил реку мирового художественного процесса. «Эскиз к “Импровизации № 8”» из коллекции благотворительного швейцарского Фонда Фолькарт был оценен в $20–30 млн и продан за $23 млн.

5. $18,59 млн. Алексей Явленский. Шокко в широкополой шляпе (ок. 1910)

Шокко в широкополой шляпеАлексей Георгиевич Явленский (1864–1941) и Василий Васильевич Кандинский занимают соседние места в ценовом рейтинге для русского искусства — и это более чем символично. Для зарубежных ценителей живописи эти фигуры сопоставимы по своему вкладу в искусство, по своей роли в качестве идеологов экспрессионизма и абстракционизма. Другое дело, что в России Кандинский представлен в лучших музеях страны, а уроженец Торжка Алексей Явленский известен преимущественно специалистам, коллекционерам и ценителям.

В музеях его вещи можно увидеть лишь на редких привозных выставках, составленных из экспонатов зарубежных музеев и частных собранийи галерейных показах. Ну и конечно, русское имя запоминается по рекордным сводкам с ведущих аукционных площадок.

Алексей Явленский покинул Россию задолго до революции и не стал, как Кандинский или Шагал, приезжать из Германии для поддержки передовых идей в искусстве во благо интересов пролетариата. Потому в наших музеях и нет его работ, но роль художника при этом не умаляется.

Знаменитая картина «Шокко в широкополой шляпе» — картина другой эпохи. Шедевр экспрессионизма 1910-х, вещь, в которой хорошо заметно размывание фигуративной составляющей перед шагом в абстракцию. Картина, бесспорно, высокого художественного и исторического значения, «Шокко» — это еще и удивительный пример инвесторской удачи. Дело в том, что в данном случае имела место повторная продажа шедевра, причем недавняя, что позволяет оценить динамику роста цены, не апеллируя к незапамятным временам.

Известно, что предыдущий владелец приобрел «Шокко» на Sotheby’s в 2003 году за $8,3 млн. Цена 2008 года — £9,4 млн, то есть $18,59 млн, в 2,2 раза больше. Владелец заработал на этой картине примерно $10,3 млн за пять лет.

Случай нельзя назвать типичным, не все так дорожает, но и об уникальности речи нет. В целом же это иллюстрация того, как способны набирать в цене шедевры, особенно на фоне роста интереса к творчеству создателя.

Продолжение следует…

По материалам сайта «Инвестиции в искусство»

РЕКОМЕНДУЕМ:

ЗАГАДКИ ХУДОЖНИКА В. СЕРОВА — ПОРТРЕТ ГЕНРИЕТТЫ ГИРШМАН

7 САМЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ ПО МНЕНИЮ FORBES

ГОЛЫЕ НОГИ ЛЬВА ТОЛСТОГО

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here