Россия, как стало известно в конце октября, продолжает усиливать военное присутствие в Арктике. Очевидно, что максимальный контроль именно этого участка планеты  — задача приоритетная.

Во времена холодной войны Арктика представляла для великих держав стратегический интерес. Маршрут через Северный полюс был самым коротким путем от США до Советского Союза, то есть идеальным для стратегических бомбардировщиков и баллистических ракет. Позднее Арктика стала интересна для подводных лодок, которые под покровом льда могли приблизиться к берегу гипотетического противника. Только весьма негостеприимная природа мешала массовому размещению здесь военных баз.

Сегодня же, таяние огромной площади арктических льдов позволяют трезвыми глазами смотреть в недалекое будущее. Так, к 2050 году льды станут на 30% тоньше, а их объем уменьшится за это время на 15-40%. Благодаря этому военно-морские силы получат возможность действовать в Арктике на протяжении значительной части года.

Такие последствия приведут к появлению новых маршрутов, соединяющих Тихий и Атлантический океаны. Изменение климата позволит использовать эти пути для судоходства круглогодично. В результате важность Суэцкого и Панамского каналов в системе морских перевозок значительно снизится.

В настоящее время такое стремительное наращивание военной мощи со стороны России, не является случайным совпадением. Целенаправленный комплекс мер направлен «на реагирование» и «жесткое отстаивание» (если придется) своих прав на тот или иной «кусок арктического пирога». В такой сценарий верится с трудом. Хотя бы потому, что в военном превосходстве с Россией потягаться сегодня смогут только США, да и они существенно утратили свое превосходство, раскидываясь деньгами на создание и поддержку иных структур…

К тому же, в то время, когда штаты усиленно строили авианосцы, Россия строила ледоколы и подводные лодки.

Как то, наткнувшись на очередную заказную статью, удивился насколько изощренно / извращенно сравнивают военно-морскую мощь США и России. И вот эти вот чудо ребятишки, слывущие военными экспертами, прикинули расстановку сил естественно в пользу США, а за основу взяли один из самых неопровержимых критериев — количество авианосцев и эсминцев у той и у другой стороны. У США более 10 авианосцев, а у России — всего 1.

Тогда как ледоколов в США всего 3 и два из них в плачевном состоянии. А у России их по некоторым данным в источниках СМИ от 27 до 41.

Так вот, вернемся к нашим баранам — к «битве за Арктику». Очень наивно полагать, что США может хоть как то противостоять военной мощи и превосходству России. Но предположим иной сценарий.

Известно, что помимо США и России, значительную часть своего присутствия обозначили и другие государства (Канада, Дания, Норвегия), военная мощь которых существенно слабее двух сверхдержав. Итого — 5 стран, открыто заявивших о своих намерениях «подоить природные ресурсы Арктики». Много это или мало? И что же будет, в случае если эти страны захотят объединить свое военное присутствие, и попробовать схлестнуться с Россией? Просто, на уровне фантазии. Для начала рассмотрим позиции и присутствие на самом материке.

битва за Арктику
Источник: АИФ

Норвегия. Страна, которая в 2105 году принимает закон, обязывающий служить даже женщин, страна, где министром обороны является также женщина (Анне-Грете Стрем-Эриксен), страна, которая продала России ключевую базу (Олафсверн) подводных лодок вблизи российской границы — Нет! Норвегия никогда не пойдет против России. К тому же бюджет Норвегии на модернизацию военной мощи до 2020 года (еще не утвержденный), равный 20 млрд $ и бюджет России к тому же году в $ 340 млрд, который уже утвердили — всё это говорит о том, что страна не рискнет обнажить свои скандинавские мускулы против настоящего военного монстра, постоянно наводящего страхи вблизи приграничных морских территорий. Вполне очевидно, что застолбив такой жирный кусочек в Арктическом регионе, страна вряд ли захочет пойти против сильного и большого соседа. Наоборот — тише воды, ниже травы, иначе Олафсверн…

Олавсверн
подземная военная база Олавсверн

Кстати, любопытна реакция местных жителей, которые не слишком обеспокоены:

«Мы надеемся, что новый владелец будет заводить в Олафсверн максимальное количество судов, которые будут приносить пользу местной экономике», сообщает мэр муниципалитета Тромсё — Йенс Юхан Хьорт (Jens Johan Hjort). Хьорт признает, что это может показаться странным, учитывая, что Олафсверн был сверхсекретным объектом всего лишь несколько лет назад, «но, с другой стороны, это хорошо, что объект может приносить прибыль».

Дания. Этой маленькой стране своих территориальных проблем хватает — они не могут договориться с Великобританией, Ирландией и Исландией, чей континентальный шельф Рокопл и шельф Фарерских островов.

В сентябре 2008 г. Россия приняла «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и стала первым арктическим государством, разработавшим свою долгосрочную стратегию в отношении арктического региона. Примеру России последовали другие арктические страны. Одной из последних в этой цепочке стала Дания, правительство которой по согласованию с органами самоуправления Гренландии и Фарерских островов в августе 2011 г. одобрило «Стратегию Королевства Дания в отношении Арктики на 2011–2020 гг.».

Дания в Арктике
Дания в Арктике

Следует отметить, что основной вектор датской арктической стратегии, объект декларируемых шагов – это Гренландия, обеспечение ее экономического роста, защита экологии острова и прилегающих вод, содействие социально-экономическому развитию коренного населения. Такой подход представляется вполне оправданным, поскольку именно Гренландия является «окном» Дании в Арктику, фактором, который позволяет причислять Королевство к разряду арктических государств.

Министр иностранных дел Дании Кристиан Йенсен предостерег, что Арктика рискует стать следующей, после Украины и Сирии, площадкой для возобновленной напористости России на международной арене.

Тем не менее средств на противостояние с Россией у Дании нет, даже объединившись с другими государствами, так сказать — с друзьями по несчастью. Некоторые эксперты заявляли наоборот — о намерении датских властей пойти по пути мирного сотрудничества с русскими. Интересно, о каком другом пути вообще может идти речь — ловите рыбу и будет Вам счастье.

Что касается Канады — у них свои территориальные проблемы с США, но не такие масштабные, чтобы ополчиться друг против друга.

О том, где в море Бофорта должна проходить морская граница между Канадой и США, страны спорят уже около 30 лет. В 1985 году Оттава приняла решение о придании Северо-Западному проходу (в том числе морю Бофорта) статуса внутренних вод, которое не признал Вашингтон. По утверждениям метеорологов, по мере развития процесса глобального потепления путь вокруг Гренландии — через моря Баффина и Бофорта — может стать альтернативой тихоокеанским маршрутам. Но в дружбе этих двух стран не приходится сомневаться — рано или поздно они договорятся. Ну как обычно — одни вежливо попросят, другие смиренно отдадут…

Канада вообще — одна из тех стран, которая исторически не имеет своего мнения и всячески поддакивает своим амбициозным братьям-соседям. К тому же, не исчерпан канадско-датский территориальный конфликт.

Дания и Канада оспаривают принадлежность острова Ханса (Туркупалук), расположенного во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Остров представляет собой трёхкилометровую полосу необитаемых обледенелых скал. Сам по себе он ценности не имеет, но государство, которое сумеет заполучить его в собственность, получит контроль и над стратегически важным Северо-Западным проходом.

Прежде этот затянутый льдами пролив мало кого интересовал, но глобальное потепление сделает его судоходным в летние месяцы уже через пару десятков лет. Таким образом, Северо-Западный проход на несколько суток сократит маршруты между континентами, а государство, которое получит этот пролив в собственность, сможет зарабатывать дополнительные миллиарды долларов в год.

Россия и военное присутствие в Арктике

Россия заинтересована в Арктике по многим причинам. Одна из главных – материальная. Регион, как считается, содержит 30% мировых неразведанных запасов газа и 13% – нефти (оценка Геологической службы США). Эти ресурсы, помимо прочего, могли бы стать потенциальным источником привлечения инвестиций в российскую экономику. Проходящий через Арктику Северный морской путь (в 2014 году по нему были перевезены рекордные 4 млн тонн грузов) также заключает в себе экономический потенциал – в том числе для развития северных регионов России.

Арктика важна и по другой причине. Она расположена между США и Россией, что делает ее стратегически важной на случай гипотетической конфронтации (с российской стороны регион патрулируют стратегические бомбардировщики Ту-95, туда также решено было направить стратегические ракетоносцы класса «Борей», на вооружении которых стоят ракеты «Булава»).

В ближайшие годы милитаризация Арктики останется для России в числе приоритетов – одним из ее элементов станет создание постоянной базы Северного флота на Новосибирских островах. Однако главными задачами Москвы, как предполагается, останутся все же демонстрация своего присутствия в регионе и наблюдение за действиями конкурентов.

Несомненно, Россия хочет доминировать в Арктике, а для этого ей будут нужны базы. Уже сегодня известно, что из-за растущего интереса к региону со стороны НАТО возрождаются пришедшие в упадок старые советские базы. Уже подготовлен аэродром на архипелаге Новая земля, который способен принять боевые самолеты, а часть Северного флота уже сделала острова своей базой. Это еще не все. Россия создает в Арктике сеть арктических баз, на которых на постоянной основе разместит подлодки и надводные корабли.

• По данным на конец октября, завершается строительство рассчитанного на 150 человек комплекса «Арктический трилистник», который должен стать частью базы на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа).

• Продолжается строительство базы «Северный клевер» на острове Котельный. Полностью завершить создание арктической группировки, по данным Минобороны РФ, планируется к 2018 году – к этому времени будут развернуты еще несколько баз, а также реконструированы находящиеся в регионе аэродромы.

По словам военного эксперта Дмитрия Литовкина:

«Танков, тяжелой артиллерии и боевых бронированных машин в арктических гарнизонах не будет, – они там ни к чему, не приспособлены к передвижению по глубокому снегу, да и наступательных задач для них нет. В случае необходимости на выручку обороняющимся… прилетят десантники» (высадка десанта, в том числе на остров Котельный, уже отрабатывалась на учениях).

В данный момент Россия создает 10 арктических поисковых станций, 16 портов, 13 аэродромов и 10 станций ПВО в Арктике. В этом году премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение №822-р о возобновлении исследований в регионе. Возобновят работу дрейфующие станции, которые были закрыты в 2013 г. На эти цели из федерального бюджета выделено 250 млн руб.

Российские базы в Арктике (красным отмечены строящиеся и существующие, оранжевым — те, которые могут быть расширены/усовершенствованы)

российские базы в арктике

Ресурсы Арктики

Нефтяные и газовые месторождения во многих регионах мира находятся в фазе истощения. Арктика же, напротив, остаётся одним из немногих районов планеты, где энергетические компании почти не вели активную добычу. Это связано с тяжёлыми климатическими условиями, которые затрудняли извлечение ресурсов.

В Арктике, между тем сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. По оценке геологической службы США, в регионе залегают 90 млрд баррелей нефти, 47,3 трлн куб. м газа и 44 млрд баррелей газового конденсата. Контроль над этими запасами позволит арктическим государствам в будущем обеспечить высокие показатели темпов роста национальных экономик.

В материковой части Арктики располагаются богатые запасы золота, алмазов, ртути, вольфрама и редкоземельных металлов, без которых невозможны технологии пятого и шестого технологического уклада.

¤¤¤

Очевидно, есть за что бороться. И причины милитаризации арктических регионов вполне оправданы… Главное только, чтобы «средства» выделяемые из бюджета на такие важные стратегические проекты в масштабах всей страны, «не затонули как когда то царское золото Российской империи у берегов Америки»… Впрочем, об этой истории мы поговорим позже…


Смотрите также:

Классный видео ролик: «Русская Арктика»

Самая дорогая подводная лодка России

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ