Матушкой принято называть жену священника, женщину, взрастившую детей, а также природные объекты женского рода, ставшие по-настоящему родными (Волга-матушка). Но в словаре даётся и ещё одно употребление слова – применительно к целой стране, выражая представление о её материнской сущности: Россия-матушка. Как и когда появился этот символ? Какое значение он имеет сегодня?

Происхождение символа

Идея появилась ещё в Древней Руси. На первом этапе слово Мать ассоциировалось со словосочетанием сырая земля, что являлось вариантом Великой Богини-матери. Русская земля представлялась живым существом в материнском обличье. Начиная с XVI века, под влиянием произведений Андрея Курбского и Максима Грека появилось название Святая Русь, а мать-земля приобрела вид Святорусской. Идея развивалась в произведениях В. Тредиаковского, Ф. Прокоповича, М. Ломоносова и в XVIII веке, хотя в те времена чаще для страны употреблялось другое символическое обозначение – Отечество.

adiuvante-petr-pervyjМного сделал для укрепления символа России в женском облике и Пётр I. На личной печати царя было изображение Петра, ваяющего статую России – женщину, у которой в руках держава и скипетр, на голове корона, а на плечах мантия. Кстати, такой сюжет придумал сам царь (страну создает правитель, он придает ей форму и душу), имея в виду, наверное, миф о Пигмалионе и Галатее.

Символы Царь-батюшка и Россия-матушка окончательно сформировались к началу XIX века, ибо в годы правления Екатерины II слово Матушка прочно закрепилось за самой правительницей.

Священный брак

Отечественная война 1812-го всколыхнула настоящую волну народного сопротивления французской армии захватчиков. Образ Родины ассоциировался у защитников с женщиной-матерью, что воплотилось в медали «Народное ополчение» (1816). На ней изображена Россия, вручающая оружие своим защитникам – сыновьям. Такой гендерный подход был характерен для всех стран Европы, но только в нашей стране произошла символизация имперского единства и мобилизации на борьбу с внешним врагом. По сути, речь шла о священном браке Царя-батюшки с Россией-матушкой.

Это сыграло на руку властям во времена революции. В Царицыном монастыре сохранилось изображение, на котором бунтовщики бегут в страхе от женщины-матери с мечом. После Октябрьских событий Белое движение усилило как визуальную пропаганду, так и риторику, призывая к битве с угнетателями Родины. Россия-матушка изображалась со связанными руками, нуждающейся в помощи своих сыновей и защите Царя-батюшки. Именно поэтому большевики отказались от существующего символа, вернувшись к нему только в 30-е годы.

Возвращение символа

I.-Toidze
И. Тоидзе Плакат

Власти использовали понятие Отчизна, но воплощённый в искусстве и литературе образ Матери применительно к стране был столь узнаваемым и почитаемым, что возвращение к нему стало лишь делом времени. Уже в приветственной телеграмме челюскинцам те были названы достойными сыновьями великой Родины. Это положило начало синтезу понятий Родина и Революция. В годы Великой Отечественной образ матери воплотился в плакате И. Тоидзе, ставшем символом эпохи. В Родине-матери видны не только страдания и сила, но и призыв – обращение к чувству долга. В фильмах и литературном творчестве она представлялась уязвимой, опалённой войной, в мемориалах и памятниках – скорбящей, а в скульптуре на Мамаевом кургане – воительницей, способной повести за собой.

На смену Советской Родине, неотделимой от государства, в российский период стране был возвращён образ женщины. Но она представлялась то в образе мачехи, то – продажной шлюхи, что было связано с огромным количеством недовольных реформами. Сегодня Россия-матушка – вновь востребованный образ. Символы, подобно пограничникам, делят людей на своих и чужих. Наступило время объединения и сплочения граждан как внутри страны, так и за её пределами в интересах нации.

Новое время – новые песни

Геннадий Фёдорович Георгиев – поэт известный. Уйдя из жизни в 2000 году в возрасте 62-х лет, он оставил после себя несколько замечательных поэтических сборников («Притяжение сердца», «Мой добрый старый друг», «Первым по росе»). Но главным его достижением стали песни, исполняемые такими известными артистами, как Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Ренат Ибрагимов, Валентина Толкунова, Людмила Николаева. «Матушка Россия» – одна из них. В лихие девяностые Геннадий Фёдорович написал её в соавторстве с композитором В. И. Темновым. С душевным трепетом обращаясь к образу России-матушки, он передаёт веру в возрождение страны. От родной природы и перезвонов колоколов набирают силы россияне. И наступит время, когда закончатся беды страны и прочь улетят печали.

В двухтысячные годы певица Жасмин исполнила целый цикл произведений, вошедших в сборник «От любви до любви». Для популярной исполнительницы они были довольно нехарактерны, но замечательно символизировали начало нового времени. Одна из песен Жасмин – «Россия-Матушка» ( муз. А. Зубкова на стихи И. Каминской). Впервые она исполнила её на Дне спасателя. Что принципиально нового в этой песне? Если в стихах Г. Георгиева присутствует вера и надежда, то здесь категорично говорится об обретении Россией счастья после столетий проливаемых слёз. Исполнительница с душой передаёт желание сберечь в памяти всё, что было со страной, и подарить ей своё сердце.

Послесловие

Россия-матушка – особый символ для жителей страны. Имеющий вековую историю, он воспет лучшими представителями культуры. И каждый со школы помнит строки, сказанные К. Ушинским о том, что мы все вскормлены водами России, которая выучила нас своему языку и защищает, как мать, от врагов.

Вот почему испокон веков Россию называют матушкой. Это и политика, и символ, и поэтическое сравнение. Но главное — это народная безграничная любовь к своей стране, языку, культуре, истории… В этом наша главная ценность — в любви и преданности к матушке России.

Автор: Виктория Самарская

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ