omutninsk

Омутнинск, один из районных центров Кировской области…

Наверное, многие с интересом смотрели цикл документальных фильмов «Провинциальные музеи России». Про наш музей там не рассказывали. Он пока еще слишком молод – всего 20 лет. И мал – всего 5 залов, даже зальчиков. Он начинался как музей истории Омутнинского металлургического завода.

Выставочные залы прячутся в левом крыле Дворца культуры металлургов. Дворец – действительно дворец: он строился в годы расцвета огромного градообразующего предприятия. Сейчас музей имеет статус музейно-выставочного центра. Два зала —  те, что слева — посвящены истории завода, в трех с правой стороны длинного коридора — проводятся художественные выставки.

В «исторической» части расположилась постоянная экспозиция. Конечно, сегодня детей и подростков не удивить макетом предприятия —  не такие пространственные эффекты выдает компьютерная графика! Но почему-то возле панорамы завода, состоящей из маленьких зданий-коробочек, железной дороги с тепловозиками начинаются признания, не без гордости произносимые:

  • «А у меня папа вон там работает!», «А у меня дед в сортопрокатном цехе!»

В этнографическом зале всех пленяют жернова. По-разному – в зависимости от возраста и нервной системы – относятся посетители к чучелу медведя. (Я предпочитаю не смотреть в его сторону: возле старинного самовара как-то спокойнее). Периодически в этих залах появляются новые экспонаты: например, документы из заводских архивов, раритетное инженерное оборудование.

Жизнь художественной половины музея начиналась с душевного движения одной прекрасной женщины, буквально с одной картины известного вятского художника. Женщина, с которой все начиналось, — Неля Ивановна Петренко. Я беседовала с ней несколько раз, и мне показалось, что она из тех «физиков», которые разбираются в лирике лучше «лириков». До пенсии – сотрудник технического отдела завода, сейчас заботливейшая бабушка, прабабушка. Как бы оправдываясь, говорит, что Пикассо ей не близок, на одном дыхании рассказывает о запомнившихся ей графических работах Гуэрры. Мне кажется, что это с ее легкой руки музей сегодня не просто выживает, а полноценно живет, развивается, привлекая к себе внимание новых авторов и новых посетителей.

Известный вятский художник – Петр Саввович Вершигоров.

Со случайного и счастливого знакомства Вершигорова и Нели Петренко и началось формирование собственной художественной коллекции будущего Музейно-выставочного центра. Об этом рассказывает в своих заметках писатель Владимир Ситников, близкий друг Вершигорова, добрый знакомый Нели Ивановны: «За чаем Петр Саввович обещал подобрать картину и этюдный материал к ней для того, чтобы к Дню металлурга провести выставку одной картины в Омутнинске. Неля Ивановна — человек энергичный, расторопный и обязательный — через неделю пригнала в Киров фургон для перевозки картин. Городским и заводским властям она заявила, что едет выставка, и те вынуждены были найти помещение для галереи».

  • Попутно скажу, что для Омутнинска День металлурга – главный праздник в году: отмечается всегда с размахом, с шумом.

Поскольку он приходится на пик летнего отпускного сезона, наплыв гостей всегда гарантирован. В это время музей становится местной достопримечательностью, как говорится, «must visit place».

MVZКонечно, есть у музея свои постоянные посетители – как у любого тихого пристанища прекрасного. Их единицы. Увы, нет традиции семейного посещения музея. Но, к счастью, есть хорошие педагоги, которые в рамках так называемой «внеурочной деятельности» исправно водят школьников на новые выставки. Что удивительно, современные дети, регулярно упрекаемые в «нечтении», «непатриотизме» и много в чем еще, вполне прилично ведут себя на экскурсиях. На вопросы экскурсовода отвечают резво и точно. И даже умеют рассматривать (!) картины.

Еще больше меня обрадовало отношение к нашему скромному музею студентов-инженеров. На моих лекциях по культурологии эти господа вели себя совсем по-другому. Девушка-экскурсовод, рассказывавшая им о видах рельефа, была так удивлена, что на прощание шепнула мне: «Они у вас такие галантные!..»

К моему сожалению, Музейно-выставочный центр редко показывает собственную художественную коллекцию — очень достойную, разнообразную.  В течение года его залы принимают экспонаты из Вятского художественного музея имени Васнецовых, Музея боевой славы, здесь размещаются дипломные работы выпускников факультета технологии и дизайна Вятского университета, лучшие работы учащихся Детской школы искусств. Также в музее демонстрируются образцы декоративно-прикладного искусства, созданные профессионалами и любителями.

Большая радость – персональные выставки художников. Им сопутствуют творческие встречи с авторами, мастер-классы.

omutninskСреди моих любимых выставок — «Дыхание акварели», представлявшая работы заслуженного художника России Сергея Горбачева. Мне понравились неэскизность, самодостаточность его пейзажей, отношение мастера к технике. Акварели Горбачева всегда остаются акварельными. Нигде нет пережима, надрывной попытки выйти за пределы возможностей. Кстати, и в его стиле общения тоже нет пережима, эффектных «заготовок». В интервью он высказал очень удивившую меня мысль:

  • «В России к художникам привыкли. У нас их очень много, поэтому они воспринимаются весьма обыденно. За границей сразу меняется о тебе мнение. Ты резко меняешь свой социальный статус, сразу попадаешь в разряд элиты. Это единственная причина, по которой мне нравится бывать за границей».

А может быть именно потому, что в России медведями и художниками никого не удивишь, посетителей в наших музеях не так много? Как бы то ни было, даже самый маленький музей в самой безнадежной провинции — очень нужен: как гарант культурной памяти и безграничности искусства. Только как сделать, чтобы эта нужность, эта востребованность была не метафизической, а реально – остро, живо, ярко – осознаваемой?..

Автор: Алевтина Бояринцева

Читайте также:

ЕСТЬ ЖИЗНЬ В ПРОВИНЦИИ

ИСТОРИЯ РУССКОГО МУЗЕЯ

ГДЕ РУССКОМУ ЖИТЬ ХОРОШО?

7 НЕОБЫЧНЫХ МУЗЕЕВ МОСКВЫ, КОТОРЫЕ СТОИТ ПОСЕТИТЬ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ