Несмотря на то, что более 13 лет назад талантливый актер, режиссер и сценарист Сергей Бодров пропал без вести, для многих он навсегда останется в светлой памяти. Сергей всегда был и остается культовой личностью в России. Чего только стоит его легендарное — «в чем сила, брат?»…

«Кавказский пленник», «Брат», «Стрингер», «Восток-Запад», «Брат 2» и «Медвежий поцелуй»… жизненный путь Бодрова младшего оборвался слишком рано. Во время съемок фильма «Связной», в результате схода ледника Колка в Кармадонском ущелье, вместе с актером была погребена заживо вся съемочная группа. Достоверных сведений о том, что найдено тело, нет.

Ранним утром 20 сентября 2002 года съёмочная группа фильма «Связной» во главе с Сергеем Бодровым отправилась из Владикавказа в горы. Съёмки шли весь день, когда стемнело, группа, включая семерых участников конного театра «Нарты», двинулась обратно в город. В 20:08 внезапно начался сход ледника Колка, гляциальный сель за несколько минут накрыл всё Кармадонское ущелье 300-метровым слоем льда и камней. Спастись никто не успел.

По официальной версии, со скалы на горе Джимара сорвалась глыба льда. Она упала на ледник Колка, тот сорвался с ложа и двинулся вниз по ущелью, захватывая за собой камни. Крупномасштабные спасательные работы длились несколько месяцев, группа добровольцев и родственников пропавших без вести оставалась на леднике до февраля 2004 года. После трагедии пропавшими без вести числятся более ста человек, не были обнаружены и останки Бодрова.

В марте 2008 года работники предприятия «Горный клуб „Каскад“», которые прокладывали трубопровод по берегу реки Геналдон, обнаружили вымытые из селевой массы фрагменты кузова автомобиля марки Москвич, в котором были найдены обрывки истлевшей одежды и неопознанные человеческие останки. Идентифицировать их не удалось.

Сергей Бодров погиб в возрасте 30 лет. А его последний фильм так и остался неснятым. Однако в 2007 году была выпущено книга «Связной», в которую вошел сценарий картины.

Будущее Сергея в какой-то степени было предопределено: он родился в семье известного режиссера Сергея Бодрова-старшего и искусствоведа Валентины Бодровой.

Одно из известных высказываний Бодрова-младшего: Детство – это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека.» Правда, в детстве он хотел стать не актером и режиссером, как отец, а водителем мусоровоза – все ради «большой оранжевой машины».

К слову, первая эпизодическая роль в кино выпала на 1989 год, когда Сергей сыграл постриженного налысо малолетнего преступника, ожидающего собственной судьбы рядом с пойманным главным героем. Фильм назывался «СЭР (Свобода – это рай)», а его режиссером был Бодров-старший.

По его совету сын не стал поступать во ВГИК, получив в качестве главного аргумента высказывание о том, что кино – это страсть, и если её нет, то нужно либо дождаться, либо забыть навсегда. Таким образом, Сергей стал студентом исторического факультета МГУ на отделении истории и теории искусства.

bodrov

В1991 году он изучал искусство в Италии, что помогло закончить университет с красным дипломом, продолжить обучение в аспирантуре и, как следствие, защитить кандидатскую диссертацию по теме «Архитектура в венецианской живописи Возрождения».

В одном из интервью Бодров-младший ответил на вопрос о пользе образования так:

«Вот приезжаешь в какой-нибудь город. Что обычно об этом городе знаешь? Что там есть центральная площадь, какие-то магазины… А я знаю, что там в музее есть одна картина, у которой ты можешь целый день провести. И этот день прибавляется к твоей жизни.»

Параллельно Сергей продолжал принимать участие в съемках. Он получил одну из главных ролей в фильме отца «Кавказский пленник». Несмотря на большое количество наград, среди которых были призы международных кинофестивалей, сам актер относился к своей работе довольно скромно.

kavkazskij-plennik
Сцена из фильма Кавказский пленник (1996) Кавказский пленник

Я всегда и везде говорю: «Я не артист, я не артист, — я не артист». А мне: «Нет, вы артист!». А я:

«Артист – это совсем другое. Это другие люди, другая конституция. Роль для меня это не профессия. Это поступок, который совершаешь»

Чуть позже началась телевизионная карьера Бодрова-младшего. Сначала он стал ведущим программы «Взгляд», в которой проработал 3 года, затем был успешный проект «Остаться в живых».

В 1996-м году состоялось весьма ценное знакомство с Алексеем Балабановым, режиссером нашумевших «Брат» и «Брат-2».

Несмотря на ведро критики, вылившееся на обе картины, фильмы получили любовь зрителей и стали буквально народным достоянием.

Персонаж Данилы Багрова стал предметом подражания, а его знаменитая фраза: «В чем сила, брат?» – стала чуть ли ни слоганом целого поколения.

v ciom sila brat
Граффити в Питере

В 1997-м Сергей познакомился со своей будущей женой, Светланой Михайловой, через некоторое время после свадьбы у них сначала родилась дочь по имени Ольга, а затем сын, Александр. Сын родился за месяц до гибели актера.

Стоит отметить, что, помимо небольших актерских работ в этот период, Бодров-младший начал писать сценарий к собственному фильму «Сестры». Остро-социальной идеей с ним поделился отец. После премьеры в 2001-м картина получила Гран-при «За лучший дебют», а исполнительницы главных ролей, Оксана Акиньшина и Екатерина Горина, стали обладательницами диплома жюри «За лучший актёрский дуэт».

«Единственный рецепт для любого дела – быть искренним. Когда ты увлечен, делаешь что-то искренне, тогда все получается.»

news_bodrov

В июле 2002 года молодой режиссер приступил к съёмкам своего второго после «Сестёр» фильма с названием «Связной», в котором Сергей был автором сценария и должен был исполнять главную роль. По року судьбы — это была последняя картина Бодрова младшего.

Саид Драников — начальник одной из поисково-спасательных команд, задействованных в поиске киногруппы, утверждал, что в течение полутора часов после схода лавины киношники выходили на связь. Но данные эти, по всей видимости были раздуты прессой. По словам того же Саида:

«Они говорили, что находятся в тоннеле, а тоннель в тех местах только один. В нем велись спасательные работы, — рассказывал журналистам поисковик.

В тоннеле нашли останки тел животных – баранов и лошадей. А вот людей там не было.

— Выйти из тоннеля они не могли, они там укрылись, — продолжает Саид. – На тот момент это было единственное безопасное место. Они говорили по телефону: никуда не уйдем, будем ждать помощи.»

Эту историю мистифицировали все кому не лень. Привлекли даже экстрасенсов из телешоу… А местные горцы убежденно рассказывали о духах суровой местности, о невиданных деревнях-призраках… Каждый изголялся как мог…

Несколько десятков человек, конечно, не могли раствориться в воздухе бесследно. Поэтому горцы до сих пор верят в то, что киногруппа спаслась.

Роковой сценарий

Впервые Сергей попал на Кавказ во время съемок «Кавказского пленника». Горы его настолько очаровали, что он не раз говорил, что хотел бы здесь жить, но это, к сожалению, невозможно. Потому-то он приехал именно сюда снимать свою последнюю картину.

siemki-filima-sveaznoi
На съемках фильма «Связной»

По сценарию «Связного», его герой в конце фильма погибает. Так что гибель актера, игравшего главную роль, многие считают мистическим совпадением со сценарием. К тому же, говорят, на съемках было много мистического. Например, неподалеку от места, где располагалась съемочная площадка, находилось древнее кладбище, «город мертвых». Обитающих там духов, по древнему поверью, нельзя было тревожить.

К слову, Бодров сам себя считал фаталистом: «Взять себя за горло я не позволяю никому, в том числе и жизни. Хотя я фаталист. Но фатальна не жизнь, а судьба. Есть точка, где ты обязателен…»

Была еще одна версия — самая нелепая, объяснявшая гибель Бодрова младшего.

Есть и такие, кто видит связь между смертью актера и тем, что отец Бодрова задумал фильм о великом завоевателе. Мол, дух кровавого властелина слишком трепетно относится к памяти о себе. А еще поговаривают, что смерть Бодрова-младшего – это наказание Всевышнего. Как выяснилось, во время съемок фильма «Война» о русско-чеченском конфликте Сергей стал невольным участником одного печального события: съемочная группа, инсценировавшая бой, случайно подожгла мусульманское кладбище. А духи, как известно, довольно трепетно относятся к памяти о себе.

Самые известные высказывания, цитаты, мысли

• Знаете, вся эта так называемая бурная жизнь – как мобильный телефон: куда ни пойдешь – везде трень-трень-трень. Ну не волнуйся же ты так – если действительно кому-то нужен, то найдут тебя, что же ты все время на крючке подвешен.

• Детство — это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека.

• То, чем становишься, происходит в первые шестнадцать лет жизни.

• Я всегда, с детства, знал, как будет выглядеть моя жена. Видимо, много думал об этом. И когда ее встретил, то, конечно, сразу узнал и женился. Но только о личной жизни я говорить не люблю. Скажу лишь, что семья, близкие люди – это степень свободы. А свобода – самое важное, что есть у человека.

• Знаю, что Данилу часто упрекают в том, что он примитивен, прост и незамысловат… Ну, отчасти я с этим согласен. Но у меня на его счёт в мозгу возникает некая метафора: мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего ещё в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встаёт и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата…

• Конечно, я не могу поступать, как Данила Багров. Что-то мешает. А он это делает. И кто-то другой на той же войне это делает. Значит, мы должны хотя бы душой быть с ними, понимать, что они где-то там что-то делают за нас. Говоря о патриотизме, я имею в виду именно это — ощущение единства с людьми, с которыми живёшь в одной стране.

• В студенческие годы у меня был один преподаватель, профессор, который внушил мне одну простую истину. Он говорил, что настоящего мужчину можно определить по двум вещам: по его отношению к книге и по отношению к женщине. Сам он всегда, прежде чем взять книгу, шел мыть руки. И для меня стало правилом на всю жизнь трепетно и с уважением относиться к книгам и, конечно же, к женщинам.

Фильм "Медвежий поцелуй"
Фильм «Медвежий поцелуй»

Сергей Бодров на вопрос о его впечатлении об Америке отвечал следующим образом:

— Нам важно было сказать не то, что все американцы — козлы, мы, наоборот, хотели сказать, что мы — не уроды. Это достаточно простая мысль, странно, что она не всем понятна. А в кино озвучивать её пришлось слишком ярким способом просто потому, что это кино. В кино всё должно быть несколько утрировано. — Снимают же американцы кино про русских, где Шварценеггер-милиционер отрывает мафиози деревянную ногу, из неё сыплются наркотики, а по улицам ходят медведи. То есть мы — полные придурки! Так почему мы не имеем права пошутить над американцами?

Осенью 2001 года Сергей Бодров стал ведущим телешоу «Последний герой». Шестнадцать человек высаживались на острове у побережья Панамы и выполняли различные испытания, а последний участник, оставшийся в игре (прошедший через голосования), получал главный приз — три миллиона рублей. Сергей руководил игрой и комментировал её. Свое понимание передачи он выразил следующим образом:

• Думаю, что тема голода и физического существования встанет очень серьёзно перед ними. Но настоящее выживание, мне кажется, в другом. В том, насколько силён ты внутренне, насколько ты в состоянии сохранить свою человечность в нечеловеческих условиях, и это касается и меня.

Сергей о будущем фильме «Связной»:

• … философско-мистическая притча о жизни двух друзей — этих людей я подсмотрел в жизни. Они романтики, путешественники, авантюристы. Конечно, будут и бандиты, заложники, в общем, всё, что сопровождает нас в жизни. Фильм называется «Связной», и я в нём, как кофе в пакетике: три в одном — автор сценария, режиссёр и главную роль играю…

• Боюсь оказаться включенным в корпорацию, боюсь потерять память и чувство меры. Также растратить время впустую.

• Когда близости чересчур, становится очень плохо. И, наоборот, когда этого не хватает, люди готовы идти на любые подвиги. Все, что когда-либо происходило в мировой литературе, — не важно, между родными людьми или нет, — было связано с тем, что кто-то хотел быть вместе. Или эту близость сломать. Вот и все. Здесь важно внутреннее ощущение мира, потому что природа человека двойственна: с одной стороны, он должен быть с кем-то, с другой — он все-таки должен быть один. Редко кому удается быть вместе и при этом сохранить себя.

• Есть свои правды, а есть одна — безусловная для всех. Если твоя правда — действительно правда, то она никогда не будет «другой», а будет частью той, общей. Конечно, если мы подразумеваем именно правду, а не интересы.

• Есть малый и большой «джихад» — внешний и внутренний враг. Главное — справиться с внутренним врагом, с самим собой… Все взгляды — гражданские, политические, любые — укладываются в два простых слова: не прогибаться…

• За все надо платить, за успехи — утратой свободы. Но успехи-то ведь сомнительны, не абсолютны. Они содержанием жизнь не наполняют, зато ты вдруг становишься зависимым от ненужных людей, телефонных звонков. А свобода — самое важное, что есть у человека.

• Существует закон сохранения энергий: ничто не исчезает бесследно и ничто не берется из ниоткуда. Но понять, насколько велики потери и приобретения, можно лишь спустя время.

• Конечно, это мечта — заниматься любимым делом да еще и деньги за это получать. Это редко кому удается — и на Западе, и у нас. Большинство людей в мире по 8 часов в день проводят на нелюбимой работе. 8 часов — треть жизни! Потом они 8 часов спят — еще треть жизни. И еще немножечко времени у них остается на то, чтобы пройти по магазинам, посмотреть телевизор и детишкам «козу» состроить. Вот и вся жизнь.

• Ты становишься на углу оживленной улицы и представляешь, что тебя здесь нет. Вернее, тебя нет вообще. Пешеходы идут, сигналят машины, открываются двери магазинов, сменяются пассажиры на остановке. То есть в принципе мир продолжает жить и без тебя. Понимать это больно. Но важно.

bodrov--min

Рекомендуем также:

ЛЕОНИД ФИЛАТОВ: ЦИТАТЫ, ФАКТЫ, ПОСЛЕДНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ…

ЛУЧШИЕ ЦИТАТЫ СОВРЕМЕННЫХ ГЕНИЕВ. ЧАСТЬ2 — БОРИС АКУНИН

«МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ» — ВАСИЛИЙ ШУКШИН

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.