perejotok-min

Идея написания данной статьи зрела в моей голове не один месяц. И вот, наконец-то, она как вызревший сыр, готовая к фасовке и оформленная в упаковку, льется в созвучные строчки.

Внимательный читатель наверняка заметил, что я редко пишу о прошлом, предпочитая ему настоящее и будущее. Все верно. Я не люблю вспоминать.

Ведь прошлое — это переход от одного состояния к другому, когда-то и оно было настоящим, а для кого-то и будущим. Жить одними лишь воспоминаниями — губительно. Человек застревает во «временных лабиринтах» и насильно не дает развиваться не себе, не другим.

Тем не менее, сегодня мы поговорим именно о прошлом, вернее о пережитках прошлого, которые как раз и мешают нам двигаться и расти дальше. Почему пережитки? Потому что ничто в мире не стоит на месте. И потому, что от бесполезных (не востребованных) вещей принято избавляться, освобождая место для новых, более актуальных и нужных на данный момент.

ПЕРЕЖИТОК ПЕРВЫЙ: «ВЫ» С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

Можно ли при обращении к одному человеку писать «вы» или «ваш» с маленькой буквы?

Не можно, а нужно, так как обратное — это и есть самый настоящий пережиток.

Употребление местоимения «вы» вместо «ты» при обращении к одному лицу само по себе уже представляет непосредственное проявление уважительного отношения. На сегодня лишь в свободной прозе окончательное решение о написании «Вы/вы» (для подчеркивания этого уважительного отношения) принимает автор текста единолично.

Например, до сих пор, не считается ошибкой: «Уважаемый читатель, предлагаю Вам…», но не в коем случае не: «Уважаемые читатели, предлагаю Вам», при множественном обращении «вы» всегда пишется с маленькой буквы.

 

На практике же, при обращение к единице, даже в средствах массовой информации, местоимения «вы» и «ваш», например, в интервью, пишут всегда строчными буквами.

Существуют исключения, когда обращение обязывает ставить заглавную букву: например, при обращении к судье употребляется заглавная буква — «Ваша честь». Также с заглавной прописной буквы рекомендуется писать слова, употребляющиеся вместо слов Бог и Богородица. В церковно-религиозных текстах (молитвах, проповедях) с прописной буквы пишутся местоимения, заменяющие слова Бог, Божий: «да святится имя Твое», «да будет воля Твоя».

В остальных же случаях нет необходимости выделять «всех», тем более при обращении к множеству: «Уважаемые коллеги, внимательно просмотрите ваш график индивидуальный дежурств» — «ваш» с маленькой буквы.

Известный российский дизайнер, изобретатель, бизнесмен, блогер… Артемий Лебедев в своих «Трех правилах про вы» настоятельно рекомендует писать «вы» только с маленькой буквы:

«Совершенно невыносима рекламно-подобострастная манера писать «вы» с заглавной буквы. Вы — это множественное число, при обращении к одному человеку звучит уже достаточно почтительно (по сравнению с ты) и не требует дополнительных украшений.

В качестве особого исключения можно писать Вы при личном обращении к невероятно уважаемому человеку (у каждого таких адресатов в жизни наберется человека три). В названии магазина «Все для Вас» и в рекламных словах «…потому что Вы можете себе это позволить» читается не уважение, а глупость. Не нужно бояться писать всегда и везде «вы» с маленькой буквы.»

 

ПЕРЕЖИТОК ВТОРОЙ: УЧИТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ

Да-да, вы не ослышались. Учитель или преподаватель прав далеко не всегда. Говоря обратным языком: учитель может быть и не прав. С ним можно и нужно спорить, но лишь в случае, если ты уверен в своей правоте и тебе есть чем крыть карту. Простые пререкания и выпячивания собственного «я», к делу о правоте не относятся.

Сегодня информация меняется столь быстро, что порой не все учителя успевают отслеживать нововведения. Ученики же, напротив отсекают и отфильтровывают все и вся, намного быстрее и качественнее взрослых. Детям проще. Они более приспособленные к современному темпу. Нам сложнее: мы медлительны, упрямы и неповоротливы.

Учитель давно уже перестал быть «светочем» — единственным источником знаний. Он также больше не является примером для подражания, символом образования. Но это не так уж и плохо. Сегодня учитель — это связующий элемент, необходимый для того, чтобы сделать собственный шаг во взрослую жизнь. А это очень много.

На данный момент мы — родители и дети общаемся с учителем на равных, потому что сами учителя вынуждены постоянно учиться, догонять информационный поток и бежать вприпрыжку за лавиной изменений и нововведений. Для чего? Для того, чтобы быть актуальными, востребованными, интересными. Уметь использовать новые методики. Говорить с учениками на одном языке. Получать достойную оплату за свой труд.

Для того, чтобы быть теми, кем им предназначено сегодня быть: путеводителями, посредниками, проводниками в мир информации. Для того, чтобы реализовать цели, которые перед ними поставлены: научить учиться, научить искать, научить уважать себя и безошибочно делать выбор.

 

У всех ли это получается? Нет, не у всех. Многие, в силу различных причин, не могут перестроиться: не могут или не хотят победить свою гордыню, не желают затрачивать силы на «всякую ерунду». Раньше достаточно было закончить пед. институт и спокойненько, по распределению, лет на двадцать пять-тридцать осесть в одной школе. Сейчас все иначе: повышение квалификации, оценка уровня собственных знаний, ведение электронных дневников и журналов, жесткий отбор при приеме на работу: все это заставляет людей совершенствоваться и двигаться.

ПЕРЕЖИТОК ТРЕТИЙ: УЧИТЬ ИН. ЯЗ НЕ ПАТРИОТИЧНО

Думаю, уже ни для кого не секрет, что оптимальный возраст для погружения ребенка в ин.яз среду — 2-2,5 года, при условии, что вы сами не являетесь носителем того самого второго языка, т.е. не общаетесь в семье на двух и более языках одновременно. Как только ребенок заговорил на своем родном языке, он готов к дальнейшему общению и в принципе, ему все равно на каком именно языке будут с ним говорить. За полгода он научится не только понимать незнакомую раннее речь, но и осознанно и вдумчиво отвечать на нее.

Начинать учить язык в первом классе конечно же поздно. Но если родители сами не владеют иностранным, и не могут себе позволить (или не хотят) пригласить репетитора, то этот вариант вполне приемлем. В семь лет, человек еще способен слышать и слушать. Дальше все будет намного сложнее.

 

А что мы имеем? ​Россия заняла лишь 39-е место из 70 стран, вошедших в рейтинг владения английским языком, составленный компанией EF (Education First). Она оказалась между Эквадором и Мексикой, попав в группу с наиболее низким уровнем владения английским с индексом, равным 51,59. Из европейских стран сопоставимый результат продемонстрировала только Франция: она в рейтинге 37-я.

«Уровень владения английским языком у взрослого населения в России гораздо ниже среднего европейского уровня, при этом мужчины знают язык намного хуже женщин», — пишут авторы отчета EF.

Компетенция россиян в области английского неоднородна и по регионам страны. Лучше ситуация в Центральном регионе — там показатели находятся в диапазоне «умеренного» владения языком. Совсем низкие результаты на Севере и Дальнем Востоке. При этом, женщины знают английский несколько лучше: для них индекс равен 53,51 против 49,66 для мужчин.

С другими, менее востребованными в мире языками, дела обстоят еще хуже. Немецкий, французский, итальянский или испанский… В России их знают единицы.

Знание языков — это не требующий глубоких разъяснений, безусловный плюс: привилегия при трудоустройстве, лёгкость понимания и общения, отсутствие дискомфорта при выезде за пределы РФ. Бывали случаи, когда знание иностранного языка спасало человеку жизнь…

А вспомните советских учителей французкого или немецкого. Они всегда отличались от всего остального пед.состава: одеты с иголочки, улыбчивые, походка от бедра, расправленные плечи… Они явно чувствовали себя на голову выше среди своих коллег.

Почему же до сих пор от многих из нас можно услышать: «Знать язык врага своего не патриотично». А почему врага то, почему не друга? Что за 70 лет «смиренности и безмолвия» дружить совсем разучились?

Или — пресловутая байка Жириновского — «Не нужно учить английский. Изучайте автомат Калашникова и весь мир заговорит » по-русски…» — патриотично? Смешно, не более. Особенно с учетом того, что сам автор цитаты помимо турецкого языка, свободно владеет английским, французским и немецким.

Не могла также не вспомнить о Льве Николаевиче. Толстой в совершенстве владел английским, французским и немецким языками, свободно читал на итальянском, польском, чешском и сербском языках. Знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковно-славянский, изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки…

О пользе изучения английского можно и не говорить – сейчас это один из самых распространенных языков мира, на котором говорит вся Европа, Америка, Австралия, часть восточных стран. Интермедия, биофармацевтика и большинство компьютерных и бизнес программ рождаются именно в США. Больше половины всемирно известных фильмов и песен транслируется на английском языке. К тому же, английский стал безоговорочным языком Интернета. Уважающие себя компании если и запускают сайт на локальном языке, то впоследствии обязательно добавляют англоязычный интерфейс.

Патриотизм не измеряется количеством иностранных языков, которыми вы владеете… Этим измеряется ваша всесторонняя развитость и способность воспринимать информацию.

ПЕРЕЖИТОК ЧЕТВЕРТЫЙ: НАС ВСЕ БОЯТСЯ

Самый «популярный» пережиток прошлого. Мы действительно уверены, что нас все боятся. А вместе с тем, охотно верим, что если боятся, значит уважают. Как только русские входят в зал, все таятся, застенчиво прижимая уши. Может быть отчасти мы и правы. Только — это не страх, а скорее недоверие и непонимание нашего следующего хода. Из какого кармана и что именно вытащит русский не знает в мире никто.

Что касается «избранности» русского народа, то меня такие речи сильно настораживают. Все это больше напоминает слизывание американских штампов о безупречности и исключительности последних. Такое ложное представление часто чревато последствиями. Русский народ — великий народ, но нам всегда (впрочем как и другим) есть над чем работать. История России ни разу не говорила об исключительности русского народа перед другими. Нас не бояться должны, с нами дружить должны и сотрудничать. «И местами прислушиваться к голосу великого русского народа» — добавил бы уже упомянутый раннее Жириновский.

Большинство надуманных нами самими «врагов» в реальности не воспринимают нас всерьез, а некоторые о нас вовсе не думают. Откуда в нашем люде столько гонора — не понимаю. Ведь не всегда же так было. Наверное, Советы заложили максимально не верную профориентацию. Научили искренне радоваться запущенной ракете в космос и закрывать глаза на дыры в асфальте и лужи перед собственным подъездом…

Они смеются над нами, вводят санкции, «замораживают» наши счета, а мы продолжаем верить в то, что они нас боятся. Странно!

Не воевать с нами, не нападать на нас — это не страх… Это предосторожность, хитрость и дальновидность. Враги есть, но они, конечно же, нас не боятся!

ПЕРЕЖИТОК ПЯТЫЙ: МНЕ ВСЕ ОБЯЗАНЫ

Последний в моем списке, но не последний по значимости пережиток: «мне все обязаны.» Или «Я родился и мир обязан вращаться вокруг меня.»

Желание продолжать жить на всем готовом, а не добиваться всего самому — это основная проблема постсоветского человека. Теплый обед на столе, убранная мамой комната, уже выгуленная собака, собранный школьный рюкзак, оплаченный вуз, готовая квартира, доставшаяся от бабушки с дедушкой, одобрена и рекомендованная невеста… Как говорят: «Солдат спит — служба идет.»

Есть притча: когда человек вырастает, он должен купить три буханки хлеба: одну принести родителям, другую оставить себе и третью отдать своим детям. Это сермяжная правда, но в отношениях оно всегда так: есть период, когда тебе кто-то что-то дал наперед и когда в тебя вкладывают; затем наступает время, когда ты сам должен ответить на оказанное доверие, а есть те отношения, где уже ты должен дать что-то авансом.

В человеке все закладывается с детства. Пример родителей формирует базовые составляющие его личности. И все проблемы идут из глубины (с момента рождения), а не лежат на поверхности нынешнего возраста. Беседу об излечении и отлавливании собственных тараканчиков надо вести, начиная с самого раннего периода.

 

Также и в отношениях с государством: у нас есть устоявшаяся привычка: «Государство нам всем должно: образование должно быть бесплатным, так же как и здравоохранение, также как и проезд, телефон, телевизор… Государство должно обеспечить достойную молодость и старость — и это для многих априори.»

«Если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жилье и коммунальные услуги оплачивать полностью, по рыночной цене, то зачем мне такое государство?! С какой стати я должен еще платить налоги и содержать безумную армию чиновников? Я всегда на всех уровнях говорил, что здравоохранение, образование и наука должны обеспечиваться из бюджета. Если государство сваливает эту заботу на нас самих, пусть исчезнет, нам будет гораздо легче!» — делится своим мнением о российском гос.долге Жорж Алферов.

Безусловно, в нашем конкретном государстве, когда мы уже больше века мечемся из одного переходного периода в другой и постоянно ждем, что вот-вот станет лучше, ждать стабильности достаточно глупо.

Но, неужели мы за 100 лет тестирования на прочность еще не поняли, что если хочешь жить лучше, расчитывать нужно только на себя: на свои силы, свой ум, свою смекалку и хитрость. Ждать у моря погоды — это не про нас. Мы должны стать умней и прагматичней. В то же время, нам необходимо научиться смотреть проще на многие вещи, в том числе и на самих себя.

Автор: Анна Федулова

Читайте также:

АНТИКРИЗИСНОЕ ЭССЕ

ДЕВОЧКА ИЗ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА, ПОКОРИВШАЯ ВЕСЬ МИР

«ЗАПРЕЩЕННЫЙ МАНДЕЛЬШТАМ» — ТАЙНЫ СМЕРТИ ВЕЛИКОГО ПОЭТА

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ