Каким же должен быть образ настоящего художника — слегка задумчивый, педантичный, с богатым воображением и обостренным чувством вкуса и стиля, и конечно же он должен творить так, как это делают лишь избранные.
В моем представлении, настоящий гений живописи это тот, кто мало говорит и много делает. Великих художников, как правило любили за их полотна, за талант и видение этого мира в особом стиле, под другим ракурсом. Их взгляд глубже, а мысли точны.
Все великие художники — высоко интеллектуальные люди, и несмотря на свои «чудачества» в поведении и гениальные творения, все они могли одним предложением выбить почву из под ног. Итак, наша подборка :
МЫСЛИ ВЕЛИКИХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Иван Николаевич Крамской
• Русская живопись так же существенно отличается от европейской, как и литература. Точка зрения наших художников — все равно, литераторов или живописцев — на мир тенденциозная по преимуществу.
• Только чувство ответственности даёт силу художнику и удесятеряет его силы; только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника и нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами. И только такие картины будут составлять гордость племени, и современников, и потомков.
• О ходе работы Репина над картиной: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнёт писать по холсту словно в ярости какой-то»
• Что такое искусство? или поближе: что такое художники? Часть нации, свободно и по влечению поставившая себе задачею удовлетворение эстетических потребностей своего народа.
• …высшею судебною инстанциею для художника всегда было и будет то впечатление, которое выносят тысячи зрителей от картины.
Иван Иванович Шишкин
• Каждый ученик летом должен писать этюды и в них со всех сторон изучать то, что он избрал своей специальностью; кроме того, как зимой, так и летом он должен иметь при себе записную книжку и альбом, чтобы приучиться зачерчивать в них все, что остановит на себе его внимание, а не полагаться на свою память и воображение…
• Пейзаж должен быть не только национальным, но далее местным. Порукой всему сказанному будет мой долголетний опыт и все мое желание послужить родному пейзажу, и надеюсь, что придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников.
Валентин Александрович Серов.
• Я хочу таким быть — беззаботным, в нынешнем веке пишут все тяжёлое, ничего отрадного. Я хочу хочу отрадного и буду писать только отрадное.
• Все, чего я добивался — это — свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах.
• Над истинно прекрасным в искусстве — время бессильно.
• До всего надо добираться самым тяжелым опытом.
Николай Петрович Крымов
• Говорят: искусство не наука, не математика, что это искусство, настроения и что в искусстве ничего нельзя объяснить — глядите и любуйтесь. По-моему, это не так. Искусство объяснимо и очень логично, о нём нужно и можно знать, оно математично. В таком случае его можно и объяснить. Можно точно доказать, почему картина хороша и почему плоха.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
• Живописец, изучающий разноцветность вещей природы, тем самым постигает их взаимоотношения, определяет нахождение вещи в мире, — т.е. бытие вещи.
• Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения.
Константин Алексеевич Коровин
• Два-три тона взять точно вместе трудно, пять ещё труднее, а все точно взять, как ощущаешь своим глазом, — невероятно трудно. Воспитывай глаз сначала понемногу; потом пошире распускай глаз, а в конце все, что входит в холст, надо видеть вместе, и тогда, что не точно взято, будет фальшивить, как неверная нота в оркестре. Опытный художник всё видит одновременно, так же как хороший дирижёр слышит одновременно и скрипку, и флейту, и фагот, и прочие инструменты.
• Я люблю начинать с самых густых темных мест. Это не позволяет влезать в белёсость. Колорит будет насыщенный, густой.
Василий Иванович Суриков
• А то раз ворону на снегу увидел. Сидит ворона на снегу и крыло одно выставила, чёрным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал.
• Суть исторической картины — угадывание.
Павел Петрович Чистяков
• Техника — это язык художника; развивайте её неустанно, до виртуозности. Без неё вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту.
Николай Михайлович Ромадин
• Весь секрет — в общей светосиле. Свет исходит как бы изнутри самого холста. Посмотри на венецианцев, у них всё залито единым светом, причём как будто художник пишет одной краской. Почему же, всё-таки, внутри единого золотого колорита возникает ощущение красной драпировки или зелёной листвы? Тициан только тень насыщает цветом, а свет на всей картине пишет практически одной краской, одним тоном. Сохраняется одновременно плоскость картины, глубина и игра света!
Владимир Андреевич Фаворский
• Художник-иллюстратор Фаворский, когда делал иллюстрации к книгам, пририсовывал в уголке собачку. Когда редактор начинал возмущаться, к чему здесь собачка, тот каждый раз доказывал, что собачка просто необходима для данной иллюстрации. Но в итоге, покончив со спорами соглашался убрать собачку с картинки. Когда его спросили, зачем ты каждый раз рисуешь эту собачку, он ответил: «А если бы не было собачки, так он бы к чему-нибудь еще придрался.
Исаак Ильич Левитан
• Природу копировать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей.
• Окончить картину иногда очень трудно — боишься испортить одним мазком. Вот и стоят они, «дозревают», повернутые к стене. Нужно работать быстро, но не спешить заканчивать. Чтобы закончить, иногда нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь.
• Тон может звучать, но не краска, в природе нет краски, а есть тон.
• Мы еще не вполне владеем умением связывать, обобщать в пейзаже землю, воду и небо; все отдельно, а вместе, в целом, это не звучит. Ведь самое трудное это постичь в пейзаже верное отношение земли, неба и вода.
• Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало, и если вы по-настоящему, серьезно почуствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине отобразится правильное и полное впечатление виденного.
• Видите ли, нужно иногда забывать о написанном, чтобы после еще раз посмотреть по- новому. И сразу станет видно, как много еще не сделано, как упорно и много еще надо работать над картиной. Я сейчас снимаю лишнее, именно то, что заставляет кричать картину.
• Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей.
• Ищите общее, живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами. Не увлекайтесь мелочами и деталями, ищите общий тон.
• Из чего сделаны ваши цветы, что это: бумага, тряпка? Нет, вы почувствуйте, что они живые, что налиты соком и тянутся к свету; надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами.
• Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов. Работа по памяти приучает выделять те подробности, без которых теряется выразительность, а она является главным в искусстве. Если не удалось, наблюдайте еще раз, пока не добьетесь.
Константин Аполлонович Савицкий
• Если вы начнете этюд во всю силу цвета, вам все время работу придется вести на неточностях в цветовых отношениях, что всегда стесняет художника. Лучше сначала взять сдержаннее, с тем чтобы под конец положить блестящий мазок. Преждевременное использование диапазона палитры, загромож-денность палитры множеством тонов пользы не приносят. Нужно возможно скупее расходовать те средства, которыми вы обладаете, а то можно такие «фейерверки» дать сразу на холсте, что потом сами не разберетесь и не объедините гамму в одно целое. Поэтому ведите этюд осмотрительно, на сдержанной палитре, используя в отдельных случаях наиболее звучные тона. Эти звучные тона на серой сдержанной гамме будут играть, как драгоценные камни. Если вся палитра выложена на холст, то все в этюде горит одинаково, все ярко, все тона кричащие, а выразительности и правды — никакой.
• Отношение к палитре должно быть очень обдуманное. У большого мастера мы часто видим очень скромную палитру, но зато произведение поражает своей красочностью.
• Как целесообразнее начинать писать пейзаж: с первого или второго плана? Это зависит от того, что в живописном отношении является ведущим, то есть на чем строится вся тональность этюда. Может получиться такое положение, что как раз на горизонте при стыке неба с землей и находится живописный лейтмотив всей вещи. В таком случае, в первую очередь, эти отношения и нужно решить, их, прежде всего, и берите, и уже к этому добавляйте все остальное. А может этюд построиться и так, что основным будет первопданное пятно, а затем дальнейшее пространство пейзажа. В этом случае начинайте отталкиваться от первого плана, подчинив ему все остальное.
• Художник может преследовать разные задачи, используя различные приемы. Мы знаем образцы прекрасных произведений, где видим очень тщательную проработку натуры, очень подробную моделировку, и от этого вовсе не разрушается целое. Вспомните пейзажи Шишкина. И в то же время мы зачастую видим очень свободное, широко написанные пейзажные мотивы без проработки деталей, но вместе с тем они очень звучны и свежи по живописи, очень выразительны по своему содержанию. Вспомните пейзаж Рылова «Зеленый шум» и другие. Все зависит от того, какую цель преследует художник».
Георгий Григорьевич Нисский
• …В моей работе над пейзажем организация пространства имеет колоссальное значение. Понятие пространства не совпадает с понятием линейной перспективы, пересчитыванием планов от носков башмаков до горизонта. Я говорю об организации пространства ритмом силуэтов, цветом; продумываю и компоную вещь в целом, отбрасывая второстепенное, подчеркивая то, что считаю главным, делая планы светлее или темнее в зависимости от того, как этого требует общее решение. Стремлюсь к цветовой насыщенности, цветовой напряженности, психологическому действию цвета.
Михаил Александрович Врубель
• Художник Коровин как-то спросил у Врубеля:
— Миша, ты любишь русскую деревню?
— Деревню люблю — там природа красивая, — отвечал Врубель. — Но без людей.
— Чем же тебе крестьяне-то не угодили? — удивился Коровин.
— А зачем они все время ругаются? Ты представляешь, глаза радуются: кругом лес, поле, речка — красота! А ушам одно горе: только и слышат, что «твою мать» да «твою мать»!
• Врубель участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве. Как-то он случайно капнул себе на нос зеленой краской.
— Вы испачкались, — сказали ему.
— Ах, это! — сказал Врубель, поглядев в зеркало, и вместо того, чтобы вытереть с носа зеленую краску, добавил еще и красной и в таком виде отправился в гости к друзьям. Там ему тоже сказали:
— Михаил Александрович, вы испачкались!
— Не понимаю я этого! — обиженно заметил Врубель. — Вот ведь женщины красятся, а никто им ничего не говорит, напротив, всем нравится. А стоит нам, мужчинам, хоть чуть-чуть украсить себя, как окружающие просто проходу не дают. Неужели никто так и не заметил, как мне идет зеленый с красным!