oleg-tiurin

…А может, и не звали, кто теперь вспомнит. Вот только на всех своих салонных детских фото он с удовольствием позирует в ностальгической матроске. Сейчас смеется, говорит — знак судьбы. Откуда, действительно, тогда было знать парнишке из семьи потомственного железнодорожника, что на исходе века судьба эта бросит его в горнило страстей океанской кругосветки!

Теперь это уже история, а в свое время об этом событии вещали по всем каналам радио и телевидения: 30 августа 1997 года яхта «Норд Стар» отправилась в кругосветное плавание. Под флагом совсем уж не океанского Татарстана. Злопыхатели припоминали кстати и некстати «подводные лодки в степях Украины», шушукались по углам, а ОН уверенно повел свою (почти) яхту от пирса Речного порта Казани на юг, в Азов, и дальше — «по дуге большого круга», через три океана и десяток морей.

ОН — это Олег Борисович Тюрин, до недавнего времени — директор спортивного клуба «Локомотив» Казанского отделения Горьковской железной дороги.

Биография проста до предела: родился 12 апреля 1956 года в поселке Шемордан Сабинского района Татарской АССР, когда ему исполнилось два года, семья переехала в Казань, где Олег закончил школу №1. В армию призвали на Крайний Север, в ракетные войска. Служил на островах Баренцева моря, в которое тут же и влюбился. Отдав долг Родине, вернулся домой, два месяца слонялся по городу как неприкаянный, потом тайком от мамы купил билет до Мурманска. «Работать поехал» — коротко бросил ей и на пять лет завербовался в Мурманский траловый флот.

Здесь хватило всего: «ревущих сороковых» широт, антарктического лова, Северной Атлантики, ареста на Фолклендских островах во время знаменитого конфликта. С судна тогда сняли все рыболовные снасти. «Хорошо, что не потопили», — смеется Олег. Это сегодня смешно, а болгарский траулер в те дни просто расстреляли…

Контракт закончился, опять Казань, два месяца возил директора казанского театра имени Камала (кстати, уже имея все водительские категории). А потом на почве любви к волейболу сошелся с тогдашним Начальником Казанского отделения железной дороги, который и предложил возглавить ведомственный спортивный клуб. К новой работе Тюрин отнесся с присущим ему педантизмом, тогда же и зародилась идея осуществить собственную «кругосветку». Начинать пришлось издалека…

Клубились вокруг «лихие девяностые», в Казани один за другим закрылись 11 яхт-клубов — предприятия сбрасывали с баланса никому не нужную теперь «социалку». Все эти яхты-«потеряшки», во главе со знаменитым Макаровским «Мемпестом», нашли приют в его яхт-клубе. «Центр парусного спорта»на полуострове Локомотив стал Меккой татарстанского парусного спорта. И не только татарстанского: здесь проводятся соревнования всероссийского уровня.

ИЗ ПИСЕМ ЭКИПАЖА «NORD STAR».

20 мая,1998г., Панама

«…Стоит сильная жара, да к тому же начался сезон дождей. Оказывается, нам еще повезло. А так дожди здесь льют, почти не прекращаясь, в течении 9 месяцев в году. Их не бывает только в период с февраля по апрель. Вчера уже в который раз смотрели видеофильм «Белое солнце пустыни», сегодня —«Однажды в новогоднюю ночь».В канал нас не пускают из-за низкого уровня воды в фарватере для яхт в верхнем озере. По два-три раза в день бегаем в душ. При подходе к Панаме впервые увидели острые плавники акул, так что море вроде и рядом, а искупаться в нем, как на Волге, нельзя…

В город выходим только в первой половине дня. Очень криминальная обстановка. Раздевают даже полицейских. Хотя они по городу передвигаются вооруженные до зубов, в бронежилетах и бронешлемах…»

В 1994 году он уговорил Отделение дороги приобрести настоящую морскую яхту. Так появилась знаменитая «Nord Star» — «Полярная Звезда», построенная на поморских верфях Архангельска.

 

Яхту в Казань Тюрин гнал сам, как потом гонял по рекам, каналам и морям множество различных яхт. Но та была и навсегда останется ПЕРВОЙ.

Покатал руководство по Волге, потихоньку стал наводить на мысль о «кругосветке». Идея, вроде бы, и не вызывала ни у кого явного отторжения, но и энтузиазма по этому поводу свое, дорожное, да и республиканское руководство тоже не выражало. Поддержка пришла в лице тогдашнего мэра Казани Камиля Исхакова. Он первым разглядел в затее директора «Локомотива» национально-патриотический подтекст, нашлись средства (кстати, достаточно скромные), и в конце августа 1997 года с помпой началось знаменитое плавание…

ИЗ ПИСЕМ ЭКИПАЖА «NORD STAR».

8 июля,1998г., на пути к островам Фиджи

«…По яхте передвигаемся как бы ползком. А когда кушаем или готовим, ногами сильно упираемся. Одно неосторожное движение приводит к резкому полету по яхте и удару. На вахту вечером в шторм и ночью выходим, предварительно пристегнувшись к страховочному концу. Сейчас я сижу за штурманским столом. Одной рукой держу компьютер, другой печатаю, а чтобы не улететь, сильно упираюсь коленями в стол. Яхта сильно обросла водорослями, а по ватерлинии облепили прозрачные скользкие черви, и отодрать их от корпуса не очень просто. Как бы они не съели нашу лодку. Вытаскивать яхту для окраски подводной части антиобрастающей краской мы собираемся в Австралии. В этом районе океана летающие рыбы, кстати, более крупные по сравнению с Атлантикой…»

oleg-tiurin
На Фиджи

Скромность средств привела к тому, что до февраля 1998 года пришлось застрять в турецком яхт-клубе, дооснащали яхту перед выходом на маршрут. Турки отнеслись к этому с пониманием, даже разрешили Олегу жить на борту, что по правилам клуба запрещено.

В феврале прилетели остальные члены экипажа: старший брат, Владимир Тюрин — штурман, Александр Тощев — второй штурман, рулевой Иван Поликасов, старший помощник Александр Онегин и рулевой Ирик Исмагилов (по семейным обстоятельствам позже выбывший из состава команды). Таким экипажем они и вышли в море…

ИЗ ПИСЕМ ЭКИПАЖА «NORD STAR».

12 июля,1998г., атолл Маниха, на пути к Таити.

«…В бухте тишина, прозрачная вода. Около яхты резвятся маленькие акулки, разгоняя рыбу. Атолл по форме напоминает ступню человека. В середине вода, а по краям маленькие и побольше узкие полоски суши с пальмами и усыпанными кокосами берегами. На южном конце, на самом большом острове находится небольшой поселок. Я пошутил насчет наличия автомобилей и, оказалось, напрасно. Автомобили есть, да еще последних марок, джипы. Побывали в поселке и посмотрели на сонных его жителей… Двери у всех открыты и к двери выставлено все лучшее, что есть в доме. А около домов лежат сонные хозяева и сквозь прищуренные веки разглядывают чужаков. Мы побывали в поселке и во второй день. И у нас создалось впечатление, что они так сидят круглые сутки. Это подтвердил продавец немец в магазине-пекарне. Их здесь действительно ничем не расшевелишь…»

Потом были жестокие шторма в Средиземном море, из-за которых пришлось ремонтироваться у рыбаков на Сардинии (а это был еще даже и не океан!), долгий переход через Атлантику, критическая ситуация в Панамском канале, когда из-за ошибки рулевого громадного автомобилевоза яхту чуть не размазало по стенке… Заходили на Галапагосские острова, посмотрели знаменитых черепах. Впереди маячила Австралия.

ИЗ ПИСЕМ ЭКИПАЖА «NORD STAR».

21 сентября, г. Сидней

«…Целый день ушел на обыскивание и обнюхивание яхты. Приходили разные службы, санитарная, таможенная и прочие, разобраться в назначении которых мы не смогли. Привели собаку, она обнюхала всю яхту и категорически отказалась спуститься в лишь парусную кладовую. Пришлось собаководу лезть туда первым, выразительно показывая носом собаке, что дышать там, в принципе, можно, только так удалось затащить в трюм упиравшегося пса. Затем пришли три милые женщины, возглавляемые суровым мужчиной, и стали планомерно перетряхивать так непонравившиеся привередливой собаке места. Нашли припрятанную нами тушенку, но выбрасывать не стали, поскольку в Австралию нельзя ввозить только свиные консервы, а у нас говядина. На следующие сутки мы перешли в яхт-клуб, где, наконец, после длинного пути, смогли принять горячий душ…»

Nord-Star
«Nord Star»

А когда пришли в Сидней, выяснилось, что надо посетить еще и Аделаиду. Там ждала встреча с татарской диаспорой в Австралии, что тоже входило в обязательную программу «кругосветки».

Здесь же выяснилось, что им в очередной раз уникально повезло: из Сиднея только что стартовала большая океанская гонка, и шестнадцать яхт, попав в жестокий шторм, в котором до них побывала и «Nord Star», затонули. Спасли, к сожалению, не всех.

 

Татарстанский экипаж австралийцы приняли очень тепло и даже разрешили бесплатно швартоваться у стенки местного яхт-клуба.

После Австралии собирались обогнуть знаменитый Мыс Доброй Надежды, но из Казани пришел категорический приказ — быть в столице Татарстана к Празднику Победы. Пришлось уходить на север, в сторону Суэцкого канала.

В районе Африканского Рога над яхтой кружили подозрительные вертолеты, но обошлось без нападения приснопамятных пиратов, к тому же судно взяли под охрану силы французского Иностранного Легиона, что базируются в Джибути. В общем, опять пронесло…

6 мая 1999 года кругосветная эпопея закончилась благополучным возвращением в родной порт. Яхта так и осталась у причала на веки вечные, постепенно сгнила, поскольку продать ее кому-нибудь по остаточной стоимости отделение дороги отказалось.

 

В упадок пришел и «Локомотив», проданный и перепроданный владельцами. Но собственный яхт-клуб Тюрина, несмотря на все перипетии, остался на плаву под руководством своего бессменного капитана.

Он еще молод, шестьдесят лет — не возраст для того, кому покорились океаны. Олег Тюрин строит новые планы, которые терпеливо воплощает в жизнь. Он уже не мальчишка, но зато он — настоящий Капитан!

Автор: Андрей Турапин

Читайте также:

СТРАННОСТИ ТУНИСА: ОТКРОВЕНИЯ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

7 ПРИЧИН ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ПО РОССИИ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ