Не так давно, при подготовке материала к другой статье о реформе образования, наткнулась на несколько однотипных комментариев, сводящихся к фразе «Верните все советское, оно же лучшее и всем станет легче».

Что конкретно имеется в виду никто из авторов не указал, поскольку данный оборот в действительности не имеет расширения. Просто заученная фраза отчаяния, верните все в зад, там веселее. Довольно часто люди имеют в виду: я же тогда был на 20-30 лет моложе… жизнь в те времена была более насыщенной и яркой. Что ж, с этим сложно поспорить…

Так что же в действительности подразумевает «масса» под лозунгом «верните…»: просьба вернуть их в прошлое, где не было еще радикулита и геморроя или все-таки вернуть сам строй, со всеми присущими ему плюсами и минусами?

Лично я всегда говорю, что в любом строе и при любом «правителе» есть темные и белые полосы, этакая историческая зебра. Каждый из нас по прошествии некоторого количества лет смотрит на нее своим взглядом. У кого-то черные полосы затмевают белые, у кого-то наоборот. Третьим от пестроты становится дурно и они вообще перестают понимать что и как.

Исходя из вышесказанного у меня появился второй вопрос: возможно ли любить и ненавидеть одновременно?

Разобрать данный вопрос мне бы хотелось на примере одного из интервью Анатолия Чубайса. Личности весьма не простой и, конечно же, неординарной. Ныне А. Чубайс — председатель правления ОАО «РОСНАНО», а в прошлом председатель правления РАО «ЕЭС России», министр финансов и главы администрации президента, глава Госкомимущества, глава избирательного штаба Бориса Ельцина в 1996 году, один из основателей партии «Союз правых сил»… — эх, послужной у Анатолия Борисовича… Ну так вот, — интервью:

«— Почему распался Советский Союз?

— Ну, в фундаментальном смысле слова — потому что он исчерпал свой жизненный срок. А в прикладном смысле слова — самое короткое описание истории распада Советского Союза, как говорил Егор Гайдар, — это график снижения цены на нефть с 1983 до 1989 года.

ciubays
А Чубайс

Вот у вас страна, 250 миллионов человек, которая не способна производить конкурентоспособную продукцию и у которой неконвертируемый рубль. Вам нужно ее кормить, а в стране развалено сельское хозяйство. И не потому, что плохо освоены земли, а потому, что кулаков «замочили» 70 лет назад. А вы его не можете починить, это сельское хозяйство, потому что оно в принципе никогда не будет работать при советской власти. Но как-то народ прокормить надо — что вы делаете? Вы продаете нефть и газ и покупаете зерно. Объемы импорта зерна в стране достигали 25 миллионов тонн в год. У нас сейчас в России экспорт зерна 20 миллионов тонн, а в СССР был импорт 25 миллионов.

Дальше у вас падает цена на нефть. Вам не на что еду купить. Напоминаю — рубль неконвертируемый! Что делает советская власть с 85-го года? Начинает брать кредиты у коммерческих банков, которые с удовольствием их дают: ведь СССР — надежный заемщик. А с 88-го уже и отдавать-то нечем. Покачнулась кредитоспособность заемщика. Тогда следующий шаг — суверенные кредиты. Не в коммерческих банках, а у государств.

Как только вы взяли суверенный кредит — у вас появляется политическая зависимость. А тут, понимаешь, в Польше нужно военное положение вводить, потому что, понимаешь, «Солидарность» разбушевалась. Но у вас кредит. И Германии, как кредитору, танки в Польше очень не нравятся. Выбирайте: вы будете кормить свое население — или будете танки в Польшу вводить, как ввели в Чехословакию в 68-м году?

Своя рубашка ближе к телу. Не ввели. И понеслась: ГДР отвалилась, Польша отвалилась, соцстраны полетели в разные стороны, Варшавский пакт распался — и дальше уже необратимо. А в пусковом механизме — падение цен на нефть.

— Конституция 77-го года провозгласила: «Cложилась новая историческая общность людей — советский народ». Ваше мнение, сложилась ли? Если да, то что же эта общность из себя представляет?

Этот вопрос был предметом серьезных дискуссий на нашем подпольном антисоветском семинаре в свое время. Мы выяснили, что да. Сложилась.

Базовые социально-психологические установки у русского, украинца и белоруса очень близки, да и у казаха тоже. У узбеков, мне кажется, чуть иные, и у таджиков иные. Но, тем не менее, несмотря на очень серьезные этнические отличия, социально-психологические установки были близкими.

Когда в стране семьдесят лет лучших бьют по голове, причем первые сорок лет бьют насмерть, — это не может не сказаться. В стране сначала была уничтожена лучшая часть крестьянства — кулаки; потом — лучшая часть военных: Тухачевский, Блюхер…; потом — лучшая часть научной интеллигенции: тот же Вавилов…; и так — вплоть до 50-х годов — постановление о журналах «Ленинград» и «Звезда» — Ахматова, Зощенко…

 

То есть поколение за поколением лучших уничтожали — это не может не сформировать совершенно определенное отношение к жизни у большинства граждан.

Я помню разговор в трамвае двух молодых людей лет двадцати пяти: «Слушай, ты где работаешь?» — «В НИИ таком-то». — «Сколько тебе платят?» — «120 рублей». — «Слушай, ты полный идиот. У тебя же что-то делать надо, а я работаю в институте таком-то, мне платят 110 — зато  вообще ничего не надо делать!».

Это же фундаментальная вещь. Это отношение не только к работе — это отношение к жизни: ничего не делать в принципе — и что-то получать при этом, чтобы жить. Это штука очень серьезная, это основа исторической общности под названием советский народ.

— Этот советский народ закончился вместе с Советским Союзом?

— Конечно нет, ну что вы.

— Прошедших двадцати лет недостаточно?

— Конечно, недостаточно.

А когда он переведется?

— Так ставить вопрос недопустимо. Начнем с того, что других народов у нас нет. И напомним себе, что мы — его часть! У этой исторической общности, помимо тех негативных компонентов, о которых я сказал, конечно же, был и уникальный позитив.

— Например?

— Например, креативность. Есть такое выражение: способный, но ленивый. Вот я считаю, что слово «но» нужно убрать и поставить слово «и». Способный и ленивый — это, в некотором смысле, одно и тоже. И в этом смысле даже тогда, в мрачные советские годы, способности, креативность советского народа была очень высокая.»

 

Что хорошего было в Советском Союзе?

У меня нетипичное отношение к советской власти. Более того, оно вызовет, думаю, достаточно резкую негативную реакцию. Дело в том, что я ненавижу советскую власть. Более того, я мало что в жизни ненавижу так, как советскую власть. И особенно ее позднюю стадию. В моей жизни ничего омерзительнее, чем поздняя советская власть, не случалось. При всех претензиях к тому, что происходит в стране сейчас.

Это начиналось с утреннего включения радио и бодрого голоса с такой специальной омерзительной советской интонацией: «Здравствуйте, товарищи! Начинаем утреннюю зарядку!» Высоцкий Владимир Семенович, «Песня про зарядку» — помните? «Не страшны дурные вести — начинаем бег на месте». Это вся суть мерзости советской власти.

Сутью власти и всей советской жизни было продвижение вранья, серости, пошлости, лицемерия и остановка лучшего, индивидуального, яркого, свободного — при том, что на словах все, разумеется, было диаметрально противоположным.

Полет Гагарина и другие успехи в научно-технической сфере, победа СССР в Великой Отечественной войне —  это, бесспорно, исторические события глобального масштаба. Но до сих пор мало кто в стране понимает, какая цена была за них заплачена.

Если же брать позднюю советскую власть, советскую жизнь, что там было хорошего? Наверное, невысокий уровень злобности, агрессии, хотя хулиганов и преступников было предостаточно. И даже плакат про дружбу народов не сразу воспринимался как абсолютное вранье. Но когда в стране при Брежневе 18 лет не происходит ничего — все сглаживается, все стирается, все закругляется, все такое немножко «ватное».

В принципе, в ответе на вопрос про хорошее, вы достаточно много сказали про то, что было плохого. Тем не менее, я все же спрошу отдельно: а что же было плохого? Даже не в Советском Союзе, не в советской власти, а в советской жизни, в повседневности? Можно ведь жить, абстрагируясь от того, что у тебя там советская власть, «красные кхмеры», дикий капитализм или что угодно еще. Ведь есть же какая-то жизнь и помимо этого.

— Кто-то мог от этого абстрагироваться, а кто-то нет. Нет, если ты всерьез собираешься что-то сделать для страны. Если ты хоть чего-то собрался делать в своей жизни советской — тебе нужно быть членом ВЛКСМ, а потом тебе нужно быть членом КПСС. Иначе просто 90 процентов видов деятельности — по крайней мере, для людей с высшим образованием — закрыты.

Как только ты стал членом КПСС, ты должен принимать участие во Всесоюзном ленинском коммунистическом субботнике, должен слушать «Ленинский университет миллионов», должен проходить партучебу. Должен делать много такого, что к концу 80-х всеми воспринималось как абсолютная дичь, полное вранье, абсолютное… дальше у меня уже нецензурные слова идут по этому поводу. Но все это делали, потому что понятно было, что Советский Союз еще лет на 500, и это придется делать.

Хотели бы вы вернуться в Советский Союз, в советскую жизнь в том или ином виде?

— Ни на одну минуту и ни при каких условиях.

Есть разлитое в воздухе ощущение, что вообще все советское как-то возвращается. И власть все сильнее мимикрирует под советскую, и общественная жизнь, и поведение каждого отдельного человека… Это особенно странно, что нынешнее активное поколение — это в значительной мере поколение 80-х годов рождения, которые «застоя»-то уже не помнят. Откуда что берется?

— А вы заметили, что слово «шестидесятники» существует, явление много раз описано и исследовано, а слов «семидесятники» и «восьмидесятники» не существует? Не задумывались, почему? Не знаете… А вот у меня есть своя версия ответа, тем более что это мое поколение. Потому что их не было.

Это два поколения, через которые переехала брежневская эпоха. Эпоха, когда ничего не происходило. Ничего не происходило ни в понедельник, ни во вторник, ни в среду, ни в пятницу. Ни в этом году, ни в следующем. Ни через десять лет, ни через пятнадцать — ничего не происходило. А в 60-е происходило, и много чего.

 

leonind-brezhnev-helsinki-1975В моем понимании, пик советской власти пришелся примерно на середину 60-х. А с этого момента она стала «съезжать». Поворотный момент — 68-й год, ввод войск в Чехословакию. И в человеческом смысле, и в смысле экономики, в смысле промышленности, в смысле науки и техники, в смысле веры народа в свою страну.

Ощущение возвращения всего советского, конечно, есть. Но сказать, что «проклятая власть сознательно нам задурманивает голову советскими образцами», будет крайне поверхностно и неадекватно. С таким восприятием приходится очень часто встречаться, оно очень распространено у нас. Я считаю, что причины явления гораздо глубже. Власть в нашей стране, в этом смысле, действует, как в любой политической системе, ориентируясь на электорат.

Факт в том, что у нас больше 50 процентов людей еще считают величайшим политическим деятелем нашей страны Иосифа Виссарионовича Сталина. Это явление можно объяснять как угодно —  абсолютной исторической амнезией, абсолютным непониманием того, что такое советская жизнь и как она превратилась в жизнь современную. Но обвинять в этом Путина…

— …которого считают величайшим вторые 50 процентов…

— Вполне возможно, даже не вторые, а те же самые. Мне кажется, обвинять — это очень удобно, но к реальности не имеет никакого отношения. Страна, в которой Сталин убил людей больше, чем Гитлер, считает Сталина величайшим политическим деятелем. Это как? Это к стране вопросы, к народу, а не к лидеру. А претензии к народу у нас предъявлять кто готов? Назовите мне политического деятеля в нашей стране, который готов предъявлять претензии к российскому народу? Много фамилий вспомните? Нет таких!

Так в чем же причина этого явления? Чудовищный уровень образования — страна не знает своей собственной истории — лишь часть объяснения. В конце концов, сегодня открыты любые информационные источники. Но до самого последнего времени не было альтернативного запроса — запроса на демократию. И я могу это нахально утверждать, потому что имел отношение к политической силе, которая пыталась опираться на этот запрос. И хорошо понимаю, какая часть наших провалов была связана с нашими собственными ошибками, а какая — с отсутствием такого запроса.

Запрос на советскость есть и еще будет достаточно долго. Но сегодня, впервые в новейшей истории страны, ему противостоит запрос на демократию. И в этом смысле мы живем в новой стране.

Выдержки из интервью Анатолия Чубайса

¤¤¤

Любить родину и гордится своей страной — это правильно и хорошо. Закрывать глаза на ее недостатки — не эффективно и глупо. Знать свою историю и не быть одержимым есть золотая середина. Ведь, одержимость — это пропасть, упав на дно которой, разуму никогда не найти света.

Рекомендуем:

ВЫ — РОДОМ ИЗ СССР — ЗАБАВНЫЙ СПИСОК ПРИЗНАКОВ

КУРЬЕЗНЫЕ СЛУЧАИ ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧ ЛИДЕРОВ СССР И США

МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР: «КАК МЫ РАЗРУШАЛИ СССР»

КАК ПРЕЗИДЕНТ США РЕЙГАН ГЛУМИЛСЯ НАД СССР

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ