Он стал знаменитым еще в 70-х, когда начал читать с подмостков пародии на маститых поэтов эпохи: Рождественского, Михалкова, Вознесенсого. После «Экипажа» он стал кумиром, секс-символом. Сам актер относился к этому с иронией, отшучиваясь словами Жванецкого: «Худой, злой, больной — но какова страна, таков и секс-символ…»

26 октября 2003 года Леонида Алексеевича не стало. Ему было всего 56 лет. Мы знаем, помним и любим Филатова-артиста, актера, режиссера Филатого-телеведущего. Но мало знаем Филатова-писателя, Филатова-человека…

К Богу обращаешься, когда безвыходная ситуация

— Если я не умер, а остался жить, значит, Богу это нужно, значит, что-то я не успел, не сделал. Не так давно я был раздражителен по отношению к окружающим, к системе, ко всему, что было вокруг меня.… После того, через что мне довелось пройти, что я пережил, это все куда-то ушло, и я для себя понял, что жизнь намного ярче, чем я ее себе рисовал.

Я очень верю в Бога, и считаю, что бы ни происходило, все это от Бога. И если Бог что-то меняет, он знает, как это лучше сделать. Мы знаем настоящее, как есть, а вот как было изначально задумано, — это вопрос…

Долгое время я был некрещеным. Когда мне было 33 года, ушел из жизни Володя Высоцкий, и после его смерти я пошел в церковь со своим товарищем, который по праву и стал мне крестным. После крещения я не могу сказать, что во мне что-то изменилось, я ничего не понял тогда в крещенском обряде. Меня крестил молодой поп, который попутно интересовался моей жизнью, где я сейчас снимаюсь, над чем работаю. В тот момент мне хотелось ему сказать: «Я преклоняюсь пред Богом, я в святом месте, а у меня берут интервью». Помимо этого, меня удивило то, что в церкви стояло два гроба, как-то вроде и церковь, и часовня.

Чаще всего говорят, что обращаешься к Богу, когда безвыходная ситуация, когда уже неоткуда ждать помощи. И только тогда мы готовы идти с ним на разговор. После такого общения ты понимаешь, что ты нужен кому-то, что ты не один, ты получаешь некое умиротворение и понимаешь, что если ты уйдешь, то уйдешь не навсегда.

Леони́д Алексе́евич Фила́тов

Профессия — друг

— Леонид Алексеевич, в русских народных сказках на развилках дорог инструкции: налево пойдешь, направо… У Вас была такая развилка?

— Мой приезд в Москву из Ашхабада. Дурак дураком, но с твердым убеждением, что буду режиссером. Это мне казалось делом мятежным, мужским. Приехал я в июне, а экзамены во ВГИК лишь в августе. Дожить мне бы просто денег не хватило. Возвращаться домой — немыслимо. Кто-то из друзей посоветовал — иди на актерский. С моей-то рожей! Комплексы на этот счет у меня были жуткие. Но выбрал «Щуку», потому что там учились почитаемые мной Коля Бурляев, Настя Вертинская, Никита Михалков.

— Кто входит в Ваш ближний круг?

— Володя Качан, Боря Галкин — мои однокурсники. Александр Розенбаум. Видимся редко. Но знаешь, что есть такой человек где-то — и жить не страшно. Это же могу сказать о Лене Ярмольнике. Он мне помогает во всем. Мы вместе в Театре на Таганке работали, но тогда практически не общались. Как в армии — с «младшим кругом» не принято общаться. Когда меня спрашивают, дружил ли я с Высоцким, всегда отвечаю — я НЕ МОГ с ним дружить именно из-за того, что был заметно ниже в иерархии.

— А один Ваш коллега сделал дружбу с Высоцким второй профессией…

— Золотухин? В юности — да, были у них отношения. А потом… Он придумал себе ТАКУЮ жизнь. Мне вспоминается другая пара — Есенин и Мариенгоф. Есенин ему сказал: «Толя, когда умру, не пиши обо мне плохо». Как знал, что тот опубликует два романа. И вроде хорошо о Есенине пишет, но чувствуется — пытается развенчать… Вот такая историческая фигура — собутыльник Есенина. Годится, если забыть, что Есенин пил со всеми.

Леонид Филатов
«Игроки» Евгений Евстигнеев и Леонид Филатов

Он сделал так, что все женщины были от него без ума

«Леонид был кристальной души человек, таких людей встречаешь очень немногих», — говорил о нем на траурной панихиде его коллега Соловьев Сергей, сыгравший с ним в фильме «Избранные».

Леонид Алексеевич свою жизнь прожил достойно, не изменял своим принципам, всегда был честным, умным, отзывчивым человеком.

Зрители всегда с нетерпение ждали получения автографа, или чтобы просто с близкого расстояния его увидеть, постоять с ним рядом. Много теплых слов публика всегда выражала в адрес Филатова, она боготворила его, возносила до небес. Одна женщина, получив автограф, как-то сказала: «Леонид! Все-таки очень печально, что вы не наш!» Мне пришла в голову такая мысль: «Какие прекрасные люди, любят, чтят, не забывают своих кумиров, радио это или телевидение, все равно». А почему же у нас тогда все так быстротечно? Мне стало оскорбительно, что в первую годовщину смерти Леонида Филатова никто и не догадался вспомнить и почтить его память. 24 декабря, в день его рождения не было никаких процессий и мероприятий. В день его смерти – 26 октября — тоже никто не обмолвился. Никто и словом не обмолвился, а ведь друзья могли напомнить. Как-то в своей передаче Познер говорил о тех замечательных актерах, которых нет уже среди нас. О Филатове и словом не обмолвился. А прошел всего лишь год.

Леонид Филатов
17 февраля 1992 года во МХАТе имени А.П. Чехова состоялся общественны­й просмотр спектакля Игроки

«Во имя любви можно поступиться всем»

Когда стал вопрос об интервью, согласие поступило моментально, только просил отсрочки – дел навалилось…

— Вы все время с удовольствием контактируете с прессой?

— Иногда, дело в том, что если я в хорошей физической форме и есть свободное время, то да, а иногда бывает и отказываю.

— Ваш отец, можно сказать, был «дамским угодником», вы такой же?

— Да нет, что вы. Я абсолютно другой. Отец преклонялся перед слабым полом. Мне, конечно же, женщины нравятся, но, чтоб вот так, как он, в омут с головой, со мной такого не бывает. Я не могу ответить, что я робок, нерешителен, или жду, пока на меня обратят внимание, просто я другой. Я вырос в другом поколении. Ему в своей жизни пришлось очень многое пережить, пройти через мучения, пытки, пройти войну, лагеря. Его жизнь прилично истерзала. А понять, почему у него было такое желание любить такое количество женщин, мне не дано. Мы разные.

— А как вы относитесь к прекрасной половине человечества?

— Когда я был молод, мне всегда в тяжелые моменты помогали женщины. Только они вытягивали меня из пропасти и заставляли жить. К ним я обращался в самые трудные моменты. Они натуры более чуткие, добрые, отзывчивые, и этим-то и отличаются от нас, от мужиков. Все эти женщины иногда были просто любимыми, иногда просто подругами, а бывало, что и просто знакомыми.

— А мужчины-друзья у вас есть?

— Конечно, все, с кем я работаю, это мои друзья. Я очень ценю в людях порядочность, надежность. Нашему бывшему главе государства часто делали комплимент, вроде того, какой он все же непредсказуемый человек! Как по мне, так что может быть ужаснее того, когда ты не знаешь, с какой стороны от этого человека ожидать нападения. Мне приятны люди, на которых можно положиться. Скажу вам, у меня вообще очень много друзей. Но есть часть людей, которые со мной еще с юности, и они всегда рядом. К ним я могу отнести: однокурсника Качана Володю, Борю Галкина. Это и Задорнов Михаил, Розенбаум Саша, И как же здесь быть без Леньки Ярмольника. Он очень много помогал мне, когда я болел.

— Вы говорили, что Нина Шацкая, ваша супруга, настолько была уверена в вашем выздоровлении, что полностью сменила ваш гардероб…

— Да, это так. Она вообще большая умница. Она собранная, мудрая, рассудительная, никогда не паникует и всегда знает последовательность действий. Я только сейчас понимаю, как горе меняет людей, как учит их быть выдержанными, стрессоустойчивыми. Я, честно говоря, не ожидал, что именно так она будет действовать в сложившейся ситуации…

Шацкая и Филатов

Он ушел из жизни, но не из наших сердец

— Большинство людей мне помогали, когда я болел, — это и друзья, и коллеги, и даже вовсе незнакомые мне люди. Среди тех, кто помогал мне в такие тяжелые дни, был мой новый друг – Ярмольник Леня. И как же без моей любимой супруги Ниночки, которая всегда была рядом и годами ухаживала за мной и в санатории, и больнице, и для того, чтобы быть со мной ежеминутно, она оставила свой родной театр.

— Я до сих пор не пойму, что такое болезнь – возмездие или награда. Но моя супруга…Я не скажу, что я в ней сомневался, я просто думал, что в такие моменты красивые артистки бросают и уходят не оглядываясь. Но это не о моей Ниночке. Она ни разу не сказала, что ей тяжело, что я ей в тягость, что она устала.

Как все простые люди, я думал, что инсульт – это не головное кровоизлияние, а паралич конечностей. Когда мне поставили этот диагноз, я удивился… Я плохо говорил, с трудом передвигался. Я лечился у самых известных медицинских светил мира, но ничего такого они не находили. Диагностировали и лечили все, за исключение почек.

Однажды отдыхаю в палате, приоткрывается дверь, и врач с порога радостно: « Поздравляю, у вас рак не обнаружен!»

Когда я уже медленно умирал в одном из подмосковных санаториев, появился мой друг Ярмольник Леня. (Я был практически без сил, самостоятельно сидеть, говорить я уже не мог, моя супруга постоянно переворачивала меня с боку на бок). Мой лечащий врач отозвал Ярмольника в сторону и сказал ему о том, что жить мне осталось всего ничего, пару дней… Леонид не стал дослушивать до конца врача, схватил меня с кровати (сам я уже не передвигался) и повез меня в Научно-исследовательский институт.

И только здесь диагностическое обследование показало, что проблема в почках. В моем тяжелом состоянии операция было противопоказана, я бы ее не пережил. Целый год меня ставили на ноги. Не буду вдаваться во все подробности и нюансы, это никому не интересно, но моей супруге и маме пришлось изрядно натерпеться, намотаться… Я крепился, старался быть оптимистом, иногда их подбадривал и, чтобы совсем не быть лежачим телом, начал писать «Лизистрату» — стихотворную комедию. Так как руки не двигались, запоминал в уме строки, а когда была рядом жена, просил писать под диктовку.

Леонид Филатов
Леонид Филатов, Николай Дупак и Нина Шацкая.

Артисты разные бывают

Когда Леонид Филатов приехал в Москву поступать на режиссерский факультет ВГИКа, то с удивлением узнал, что вступительные экзамены будут только в августе, а денег у молодого абитуриента было только на полмесяца. Кто-то из новых знакомых посоветовал поступать на артиста. Филатов в ужасе воскликнул: «Какой из меня артист с таким лицом?» — «Артисты разные бывают». После этого Леонид спросил: «Где учатся Никита Михалков и Настя Вертинская?» Ему ответили: «В Щукинском». Туда он и поступил.

Высокая драматургия

Леонид Филатов с детства любил писать. В театральном училище он писал пьесы из западной жизни, а подписывался псевдонимами Чезаре Джаватини, Ля Биш… Однажды он написал пьесу «Процесс», а имя я поставил — Артур Миллер. И вот на занятиях по мастерству, которое вел ректор Борис Захава, «Процесс» получает все плюсы, и он говорит: «Вот видите, когда берете высокую драматургию, все получается хорошо». На что Борис Галкин выкрикнул: «А это Леня Филатов написал!» Борис Евгеньевич побагровел — и перестал общаться с Филатовым. Проходил мимо, как крейсер, не замечая.

Шутка

Как и все молодые люди, студенты актерских училищ очень любили различные розыгрыши. Об одном из них вспоминает Леонид Филатов: «Мы зашли на женский этаж, связали ручки дверей, расположенных друг против друга, постучали и, отбежав, стали наблюдать, как девчонки подняли страшный визг. Хохоча, мы убрались к себе, а уже утром предстали перед студсоветом. Каким-то образом нас вычислили. Или просто продал кто? Потом выяснилось, что в одной из комнат жила болгарка, причем беременная. Нас выгнали из общежития, и одно время мы обосновались на улице Герцена, в бывшей конюшне. Это было жилье на троих: Вовка Качан, Борька Галкин и я.»

Благополучная катастрофа

Фильм «Экипаж», в котором Леонид Филатов исполнил одну из главных ролей, был задуман режиссером А. Миттой и сценаристами Ю.Дунским и В.Фридом, как фильм-катастрофа. Тогда подобного рода проекты нужно было согласовывать в соответствующих министерствах и ведомствах, и в Министерстве гражданской авиации, проанализировав возможные последствия от показа крушения пассажирского лайнера, пришли к выводу, что, во-первых, самолет не должен разбиться из-за технической неисправности, во-вторых, летчики не должны быть виноваты, а в-третьих, на борту не должна взорваться бомба террориста… В общем, задача трудная, но создатели фильма вывернулись очень ловко — придумали землятресение и извержение вулкана. Самолет взлетает в труднейших условиях, получает серьезное повреждение, летчики проявляют чудеса мастерства, благополучно сажают самолет, спасают людей…

Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

Леонид Филатов

Первое приглашение

Для меня загадка, почему Райкин выбрал меня. Я написал пьесу для курса, который был на два года младше и где учились Костя Райкин, Юра Богатырев, Наташа Варлей, Наташа Гундарева. У меня там был глухой, безответный роман. На один из показов пришел Аркадий Исаакович. Как-то вечером мне звонит Костя: «Папа просил тебя зайти». Я собрал свое лучшее тряпье, оделся, пришел. Вхожу. За столом сидят Леонид Лиходеев, Лев Кассиль и хозяин дома. Меня усадили, дали чего-то выпить. Я рта раскрыть не могу. Мальчишка из Ашхабада — а напротив три классика. Понемногу пришел в себя, стал шутить. Райкин милостиво улыбался, потом взял меня за руку и повел в кабинет. Там, до сих пор помню, держа меня почему-то за пульс, он стал расспрашивать: «Квартиры нет, конечно, постоянной прописки тоже, и в армию, поди, нужно идти. Да-а… ситуация. Так я вам предлагаю. От меня уходят трое одесских людей. Одному я, к несчастью, успел дать квартиру на Литейном, а второму — нет, так вот она — ваша. Если вы ко мне пойдете работать в театр, я вам обещаю полное освобождение от воинской повинности. Осенью у нас гастроли в Англию, Бельгию, весной — в Польшу».

Я живу быстро

— Вы сняли фильм по собственному сценарию «Сукины дети» всего за 24 дня. Это достойно Книги рекордов Гиннесса. Зачем была такая спешка?

— Я живу быстро. Для меня самое большее мучение, когда вижу, как впустую тратятся минуты. Хотя сейчас понимаю, что после этой картины мне следовало отдохнуть и подлечиться, а не сразу браться за «Любовные похождения Толика Парамонова». Снимая «Сукиных детей», я перенес инсульт на ногах. Следовало чуть-чуть отлежаться. Куда там! Когда я прилетел в Париж, где уже находилась съемочная группа, меня немного покачивало. Чувствовал, что координация движений нарушена. Французы за моей спиной спрашивали у актеров: «Этот ваш режиссер? Он что, пьет?» Друзья мне говорили: «Леня, остановись, так работать нельзя». Но я пропускал все это мимо ушей. Чепуха, считал. Сейчас понимаю, что судьба меня предупреждала: сделай паузу, переведи дух — на картине как будто лежала печать проклятия. Из рук все валилось, финансирования не хватало, во время съемок на русском кладбище ограбили съемочную группу, разбив стекло в машине. В довершение директор в парижском аэропорту забыл негативы с отснятым материалом. Но предупреждение судьбы я проигнорировал. В результате фильм остался незавершенным. Сегодня завершить его уже невозможно. Я совершил огромную глупость, что дал себе главную роль. Играл бы другой актер, фильм еще можно было доснять.

Леонид Филатов

— Многие религии утверждают, что болезни даются за грехи…

— Я много об этом думал. Я не святой. Меня было за что наказать. Первый раз болезнь дала о себе знать в восьмидесятом году. Мне долго не давали на Таганке интересных ролей. И вдруг Любимов предлагает сыграть Раскольникова. Представляете мою радость. Думал: вот он, мой звездный час! Но тут у меня внезапно пропадает голос. Обращаюсь в больницу. Врачи в ужасе, моя болезнь запущена до такой степени, что больше медлить нельзя. Приходится в пожарном порядке делать операцию на голосовых связках. В результате роль Раскольникова уплыла. Через пару лет меня Соловьев приглашает в «Чайку» на роль Тригорина. Он очень своеобразно ставил Чехова. Роль невероятно интересная.

И вот на репетиции сижу я в лодке, произношу монолог… И чувствую: моя левая нога немеет. Мне нужно выйти из лодки, а нога не шевелится. Я начинаю руками вынимать ее из лодки, а Соловьев мне говорит: «Леня, это перебор! Тригорин не такой уж и старый. Ему всего 44». «Да при чем здесь Тригорин, — разозлился я. — У меня самого нога не вылезает». После этого я начал ощущать, как по спине нет-нет да пробежит какой-то холодок. Ощущение не из приятных. Сразу накатывают дурные предчувствия, в голову лезут нехорошие мысли. Я осознавал, что нужно заняться своим здоровьем, но времени на это у меня никогда не было.

Последнее стихотворение Леонида Филатова

Это чудесное стихотворение Леонид Алексеевич написал на больничной койке. В этих строках – всё, что нужно знать о любви и желании жить:

/ Посвящается внучке Оле /

Тот клятый год уж много длился лет,
я иногда сползал с больничной койки.
Сгребал свои обломки и осколки
и свой реконструировал скелет.

И крал себя у чутких медсестер,
ноздрями чуя острый запах воли,
Я убегал к двухлетней внучке Оле
туда, на жизнью пахнущий простор.

Мы с Олей отправлялись в детский парк,
садились на любимые качели,
Глушили сок, мороженое ели,
глазели на гуляющих собак.

Аттракционов было пруд пруди,
но день сгорал, и солнце остывало,
И Оля уставала, отставала
и тихо ныла, деда погоди.

Оставив день воскресный позади,
я возвращался в стен больничных гости,
Но и в палате слышал Олин голос:
«Дай руку деда, деда, погоди…»

И я годил, годил, сколь было сил,
а на соседних койках не годили,
Хирели, сохли, чахли, уходили,
никто их погодить не попросил.

Когда я чую жжение в груди,
я вижу, как с другого края поля
Ко мне несется маленькая Оля
с истошным криком: «Деда-а-а, погоди-и…»

И я гожу, я все еще гожу,
и, кажется, стерплю любую муку,
Пока ту крохотную руку
в своей измученной руке еще держу.

Филатов леонид

Леонид Алексеевич Филатов — советский и российский актёр, режиссёр, поэт, публицист, Народный артист России (1996), лауреат Государственной премии РФ в области кино и телевидения, лауреат премии «Триумф».

Все помнят пьесу «Про Федота-стрельца, удалого молодца»? — эту сказку, в исполнении самого Леонида Филатова я пересматривал несколько раз.

• Это наиболее известное поэтическое произведение Леонида Филатова. Написана в 1985 году по мотивам русской народной сказки «Поди туда, не знаю куда», и впервые опубликована в журнале «Юность» в 1987 году.

• Произведение сразу обрело огромную популярность. Использование сказочных персонажей в сочетании с яркой речью Филатова и жёсткими сатирическими замечаниями способствовало небывалому успеху. В шутливом интервью Леонид Филатов объяснил, почему он вдруг взял и сочинил «Про Федота»:

В нашей пишущей стране
Пишут даже на стене.
Вот и мне пришла охота
Быть со всеми наравне!

Это произведение стало настоящей народной сказкой. Оно разошлось крылатыми фразами, которые люди зачастую произносят, не зная даже, что цитируют Филатова.

Посмотреть сказку, послушать, посмеяться можно здесь.

А еще — очень рекомендую официальный сайт, посвященный Леониду Алексеевичу — очень много полезной информации.


Читайте также:

РЕДКИЕ КАДРЫ ИЗ ЖИЗНИ ЮРИЯ ГАГАРИНА

ПОСЛЕДНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ВЫСОЦКОГО УШЛО ЗА 200 000 ЕВРО

РУССКИЙ УЧЕНЫЙ, КОТОРОГО ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ ПОНЯТЬ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ