Продолжаем рубрику «забытые имена русских художников». Сегодня детально рассмотрим и полюбуемся творчеством гениальнейшего русского живописца 19-20 вв. — Константина Сомова.

У каждого художника есть свои фишки, свои любимые персонажи или образы. Если у мариниста Айвазовского — это море и пучина, то у Шишкина — леса да рощи дубовые. У Бориса Кустодиева — пышнотелые красавицы и купчихи, а работы Васнецова изобилуют сказочными персонажами, былинными героями. Суриков обожал Древнюю Русь, тогда как Михаил Врубель сходил с ума от демонов… На самом деле разобраться в русской живописи не так сложно — нужно только приглядеться к деталям. У каждого художника, повторюсь, свой фетиш.

Так вот, у неизвестного на первый взгляд живописца-иллюстратора Константина Сомова также был свой фетиш, причем не один. Его конек — это эротические и похотливые дамы, влюбленные Арлекины, бесконечные радуги, маскарады и праздники. И большая часть картин очень светлые, веселые, без скуки и депрессии… К слову, к неизвестным художникам Константина Сомова относить нельзя. Вспомнить хотя бы знаменитый портрет поэта Александра Блока, написанный Сомовым в 1907 году. Ведь, все его видели, но не каждый знает автора:

Blok

Но прежде чем перейти к знакомству с полотнами мастера, расскажу вам один любопытный факт:

29 ноября 2006 года картина «Русская пастораль» (1922) Константина Сомова на знаменитом аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко.

Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на том же аукционе «Кристис» в июне 2007 г. картиной того же художника — картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).

Картины Сомова символичны. В каждую картину мастер прятал какую-нибудь интересную деталь. Автор заряжает особенным чувством, эмоцией поиска деталей, штрихов, разгадки маленьких тайн. Что-то отдаленно похожее на современный квест. Итак, смотрим и не забываем о деталях.

Лучшие работы Константина Сомова

Арлекин и дама (Фейерверк). 1912

arlekin-i-dama

Арлекин и дама. 1912 (обновленный вариант)

arlekin-i-dama-2jpg

Арлекин и дама. 1921

arlekin-i-dama-3jpg

Арлекин и смерть. 1907

arlekin-i-smerti

Влюбленный Арлекин. 1912

vliublennii-arlekin

Галантная сцена (В саду). 1918

galantnaya-scena

Итальянская комедия. 1914 

Ищем двух вьетнамцев)

italianskaya-komediya

Язычок Коломбины. 1915

…и вьетнамец в белом… в той же позе…)

kolombina

Пьеро и дама. 1910

dama-i-piero

Маскарад. 1925

maskarad

В лесу. 1914

v-lesu

Вечер. 1900-1902

vecer

Влюбленные. Вечер. 1910

vliublennie

Маскарад. 1930-е

maskarad

Осмеянный поцелуй. 1908

osmayannii-pocelui

Письмо (Таинственный посланец). 1896

pisimo

Поцелуй. 1914

pocelui

Праздник в окрестностях Венеции. 1930

prazdnik-v-okrestnosti

Семейное счастье. 1898-1900

semeinoe-scastie

Дама в голубом (Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой, 1900).

dama-v-golubom

Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом). 1912

dama-v-krasnom

Спящая молодая женщина в парке. 1922

speashaya

Спящая женщина в синем платье. 1903

speashaya-jenshina

Спящая молодая женщина. 1909

speashaya-jenshina-1jpg

Две дамы в парке. 1919

dami-v-parke

Заснувшая на траве молодая женщина. 1913

zasnuvshaya-jenshina

Лето. 1919

leto

Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский). 1937

obnajennii-iunosha

Боксёр 1933

bokser

Зима. Каток. 1915

zima-katok

Русский балет. 1930

russkii-balet

Фейерверк. 1922

feierverk

Пейзаж с радугой. 1915

peizaj-s-radugoi

Портрет С. В. Рахманинова. 1925

rahmaninov

Окно — дверь — пейзаж (Открытая дверь в сад). 1934

okno-dveri-sad

Автопортрет в зеркале. 1934

somov

Константин Сомов еще при жизни получил известность всей Европы, экспонируя свои произведения на зарубежных выставках. И всё же в жизни талантливого художника присутствовала трагическая нота. После октябрьской революции в России, в период всеобщей разрухи и сумятицы некому было оценить утончённую изысканность его творчества, он становится непонятым и невостребованным. Вскоре Сомов уезжает в Париж, где и остаётся до самой смерти. Сомов никогда больше не приезжал в Россию, где по нему лишь после смерти осталась вечная память благодаря его бессмертным полотнам.

Рекомендуем также:

ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ЧАСТЬ №1- ИВАН ШИШКИН

ПЫШНОТЕЛЫЕ РУССКИЕ КРАСАВИЦЫ БОРИСА КУСТОДИЕВА

ТЕСТ: ПРОВЕРЬ СЕБЯ НА ЗНАНИЯ ШЕДЕВРОВ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ