Казань — столица Республики Татарстан. 

Давно хотели рассказать Вам об одном из самых красивых городов в России.

«Третья столица России» — именно так в далеком 2005 году назвал город Владимир Путин на праздновании 1000-летия Казани. И уже в 2009 году, Казань получила право официально именоваться «Третьей столицей России».

Город зарегистрировал в Роспатенте товарные знаки «Третья столица», «Третья столица России», «Третий город», «Третий город России», а также Russia`s third capital.

В 2014 году в рейтинге сайта о путешествиях TripAdvisor в качестве самых быстро развивающихся туристических направлений Казань заняла 8-е место в мире и 3-е место в Европе.

Итак, что мы знаем о Казани? 

Текст и фото: Степанов Слава

Казань — один из крупнейших религиозных, экономических, политических, научных, образовательных, культурных и спортивных центров России.

Город с населением 1,2 млн. человек расположен на левом берегу реки Волги, при впадении в неё реки Казанки (820 км от Москвы).

Благодаря выгодному географическому расположению, Казань издавна была торговым посредником между Востоком и Западом.

КАЗАНЬ - ТРЕТЬЯ СТОЛИЦА РОССИИ. ИСТОРИЯ, ФАКТЫ, КРАСИВЫЕ ФОТО

Казанский кремль

Казанский кремль входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Образование Казани началось именно с момента строительства крепости на холме в начале XI века. К XVI веку город приобрел вид мощной деревяно-каменной крепости с Ханским двором, высокими мечетями и мавзолеями. В 1552 году Казань была взята штурмом русскими войсками под управлением Ивана Грозного и присоединена к Русскому государству. Согласно царскому указу крепость была реконструирована, отстроена в камне под руководством знаменитых псковских мастеров Постника Яковлева (создателя Собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве) и Ивана Ширяя. Сейчас Казанский кремль это историко-архитектурный и культурный памятник, сочетающий в своём облике православные и мусульманские, русские и татарские мотивы.

Мечеть Кул Шариф

Главная соборная мечеть республики Татарстан и Казани. Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Названа в честь её последнего имама сеида Кул Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.

Колокольня Богоявленского собора

Построена в 1731 – 1756 г. Это самая высокая колокольня в Казани, одна из самых высоких православных колоколен. Согласно сообщениям газет того времени, на постройку колокольни ушло почти два миллиона штук кирпича, а итоговая стоимость постройки составила 50 тысяч рублей, в 10 тысяч рублей обошлись глубокие фундаменты. Согласно записи в ведомости Богоявленской церкви от 1907 года, колокольня была построена на пожертвование казанского купца Кривоносова (30 000 рублей) и частично на церковные средства (1000 рублей).

Проект колокольни был экспонатом Всероссийской выставки 1896 года, финансируемая и учрежденная императором Николаем II.

В дореволюционный период приход Богоявленской церкви был одним из самых больших в Казани. Прихожанами были не только простые горожане, но и аристократы и крупные предприниматели.

«Дворец земледельцев»

Сегодня — это штаб-квартира Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

Национальная библиотека РТ

Улица Баумана — пешеходная улица в историческом центре Казани.

Протока Булак

В татарской народной песне поется: «Уткэн гомер кире кайтмый, сулар кире аксада». («Ушедшая молодость не вернется, даже если реки вспять потекут»). Да, в природе редко, но бывает, что реки текут вспять. К таким уникальным природным объектам относился и Булак.

Во время весеннего половодья уровень Казанки и Волги поднимался на 5 -6, а иногда и на 10 метров выше уровня Булака. В результате река останавливалась как бы в раздумье, а затем принималась течь в обратную сторону. Русло Булака переполнялось полой водой, а в годы высокого половодья вода затопляла близлежащие улицы. В этом отношении Булак можно считать родным братом Волхова, где также периодически наблюдается обратное течение.

Так продолжалось до середины 50-х годов нашего века, пока в связи с созданием Куйбышевского водохранилища Булак окончательно не отрезали от Казанки и Волги.

Татарский государственный театр кукол «Экият»

Дворец единоборств «Ак Барс»

Технопарк «Идея»

ЖК «Дом на Гоголя»

«Лазурные Небеса» — самое высокое здание в Казани — 120 м.

Развязка на Ленинской дамбе

Федосеевская набережная и «Поселок нефтяников »

Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году

Раифский Богородицкий мужской монастырь

Архитектурная какофония — «Храм всех религий»

Набережная с «поющими» фонтанами

Максимальная высота подъема воды фонтана до 50 метров.

Парк 1000-летия Казани

Парк «Чёрное озеро»

Дворец Бракосочетаний

Национальный музей Республики Татарстан

Правительство Республики Татарстан

Собор Петра и Павла

Построен в 1723—1726 годы. В царствование Петра I по всей России создаются замечательные храмы в стиле русского барокко: церковь Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове под Москвой (1697 г.), церковь Воскресения в Кадашах в Москве (1687 г.), собор Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде (1719 г.). Петропавловский собор Казани один из самых ярких образцов стиля петровской эпохи, для регионального зодчества — исключительный.

Собор имеет непростую судьбу: он пять раз серьезно пострадал из-за пожаров, а в 1939 году был закрыт советской властью. В середине 60-х в нижнем храме собора и вовсе открыли планетарий, для этого пришлось безжалостно срезать укрепляющие свод связи.

Петропавловский собор всегда был самым впечатляющим в ожерелье казанских храмов, его посетителями были все российские императоры, начиная с Екатерины II (кроме Николая II), и почти все известные люди, независимо от вероисповедания, посещавшие Казань, — описания собора приведены в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма, здесь был Александр Сергеевич Пушкин, в хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин.

Башня Сююмбике

Башня Сююмбике является архитектурной эмблемой города. Ее название связано с именем татарской царицы Сююмбике — жены двух последних казанских ханов.

Сооружена во второй половине XVII—начале XVIII веков. Очень загадочная постройка, ведь сразу после возведения ее восточная сторона начала «падать». Оказалось, что западная – устойчивее, потому что стоит на фундаменте бывшей дозорной башни. В 90-х «падение» башни приостановили. В 30-х было зафиксировано серьезное отклонение от оси – примерно на 128 сантиметров.

Мост Миллениум

Мост украшен пилоном в виде огромной буквы «М». Это символ тысячелетней истории Казани и главная «изюминка» моста. Его вес впечатляет — 600 тонн при высоте в 42 метра и 17 метрах в ширину. Всего под буквой проходит шесть автомобильных полос и тротуары для пешеходов.

Площадь Тукая

Центральная площадь Казани, названная в честь поэта Габдуллы Тукая. Горожанами часто именуется просто Кольцо.

Стадион «Казань-Арена»

Вмещает 45 000 болельщиков. Стадион был местом проведения церемоний открытия и закрытия летней Универсиады 2013 года. На стадионе планируется проведение матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Деревня универсиады

В 2013 году в городе проходила XXVII Всемирная летняя Универсиада. К ее проведению город приобрел новый вид: были построены десятки спортивных арен и множество объектов транспортной инфраструктуры, а также отреставрированы фасады исторических зданий.

Ипподром

Центр гребных видов спорта на озере Средний Кабан

Гостинично-развлекательный комплекс «Казанская Ривьера»

Казанский метрополитен

kazani-metro kazani-metro

Метро в Казани было открыто в 2005 году во время празднования тысячелетия города. Казанский метрополитен стал седьмым по счёту в РФ и первым в стране среди построенных после распада СССР. На данный момент метрополитен насчитывает 10 станций на одной линии, протяженностью 16 км. Подробный пост о казанском метро здесь.

Международный аэропорт Казань

Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова 

Одно из крупнейших самолетостроительных предприятий страны, создано в конце двадцатых годов прошлого века на базе двух самолетостроительных заводов — московского и казанского. За годы своего существования завод выпустил 22 типа авиационной техники общим числом более 20 тысяч, к числу которых относятся всемирно известные самолеты Пе-2, Пе-8, Ту-16, Ту-104Б, Ту-22МЗ, Ту-160, Ил-62М.

Сейчас завод выполняет ремонт и модернизацию самолетов Ту-22М3 и Ту-160, производит самолеты Ту-214 специального назначения. На данный момент это единственное предприятие в России, которое способно выпускать стратегические бомбардировщики последнего поколения, потребность в которых определяется военной оборонной доктриной нашего государства.

В частности, строит четыре самолета для министерства обороны РФ, в том числе по проекту «Открытое небо», для управления делами президента России, Федеральной службы безопасности. Прорабатывается вопрос создания консолидированного заказа на самолеты Ту-214 для госнужд, министерства обороны, МЧС, Роскосмоса. Еще одно перспективное направление деятельности завода — развитие производства по кооперации. Сейчас на предприятии ведется активная работа по освоению выпуска оперения для самолета Ил-76-МД-90А.

Испытания всех воздушных судов, производимых и ремонтируемых на предприятии, осуществляются на заводском аэродроме «Борисоглебское».

Один из семи сохранившихся легендарных Ту 144-х. Стоит во дворе 6-го здания Казанского Государственного Технического Университета, бывший Казанский авиационный институт (КАИ).

«Казаньоргсинтез»

Одно из крупнейших предприятий химической отрасли России, имеющее стратегическое значение для развития экономики Республики Татарстан. В настоящее время предприятием производятся полиэтилен, полиэтиленовые трубы, фенол, ацетон, этиленгликоли, этаноламины, бисфенол, поликарбонат и другие продукты органического синтеза. Завод производит более 38 % всего российского полиэтилена.

Речной вокзал

Казань является одним из крупнейших портов на реке Волге. Казанский речной вокзал обслуживает пассажирские суда как регулярных междугородних круизных линий, так и пригородных направлений . Суточный пассажиропоток в летний период составляет около 6000 человек в сутки.

Водный транспорт является сезонным, поэтому судами перевозится всего 6% грузов и 0,1% пассажиров республики.

Единая глубоководная система европейской части России, основу которой составляет бассейн Волги, создает условия для использования судов смешанного плавания в международных перевозках в направлении Каспийского, Средиземноморского и Балтийского бассейнов.

ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»

Завод производит суда специального назначения, универсальные морские (река-море) сухогрузы, контейнеровозы, танкера, скоростные пассажирские теплоходы из алюминиевых сплавов. За годы своей истории заводом построено свыше 1500 морских и речных кораблей и судов, в том числе около 600 военных. Расположение в центре России, на Волге, позволяет производить поставку кораблей и судов в любые регионы бассейнов Черного, Каспийского, Балтийского, Северного морей по внутренним водным путям.

Остров-град Свияжск

Был основан по решению Ивана Грозного как крепость в 1551 году, в 1552 году стал базой русских войск при осаде Казани. Впервые в истории мирового зодчества за 4 недели сооружен город из заранее заготовленных деталей. Его укрепления, сделанные по последнему слову техники, превышали размеры таких крупнейших тогда на Руси городов, как Новгород, Псков. Город стал первым православным городом в Среднем Поволжье, центром, откуда шла христианизация всех народов Поволжья. Сегодня Свияжск — один из популярнейших туристических объектов Татарстана.

Мост через Каму

Сооружение имеет огромное значение для Татарстана в частности и России в целом, так как мост является частью «Оренбургского тракта» и глобального транспортного коридора «Европа — Западный Китай».

Общая длина мостового перехода составляет почти 14 километров, в том числе через Каму — 1,6 км.

Теплоход «Булгария»

10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище, выполняя туристический рейс Казань — Болгар — Казань, в условиях шторма судно получило крен вправо и за несколько минут ушло на дно. Основной причиной крушения стало то, что экипаж не закрыл иллюминаторы, и в них залилась вода, когда в результате порыва ветра и выполнения поворота возник крен. Это стало крупнейшей водной катастрофой в современной России по количеству жертв – 122 человека погибли, в том числе 28 детей.

Городище Булгар

Музей-заповедник на берегу Волги у места впадения в нее Камы в 170 км от Казани. Булгар был основан волжскими булгарами в X веке, в 1361 году разрушен золотоордынским князем Булат-Тимуром. Затем был восстановлен, но в 1431 году разрушен воеводой Фёдором Пёстрым, после чего был покинут жителями и более не восстанавливался. На 38-й сессии Комитета Всемирного наследия 23 июня 2014 года было принято решение включить Болгарский историко-археологический комплекс в Cписок Всемирного наследия.

Белая мечеть («Ак мэчет»)

Комплекс расположен недалеко от въезда в Болгар, у Южных ворот болгарского музея-заповедника. Образцом для строительства мечети послужили лучшие произведения мировой исламской архитектуры.


В статье использованы материалы сайта Gelio Vostok

Gelio Vostok — издательство, которое занимается высотной фотосъемкой городов, а также специализируется на выпуске корпоративных фотоальбомов и подарочных книг о регионах, крупных компаниях и промышленных предприятиях.

За годы работы география проектов включила объекты на территории от США до Камчатки. Фотографии компании сегодня можно встретить практически повсеместно: от сувениров и печатных изданий до презентаций в Правительстве Российской Федерации. Издательские проекты Gelio Vostok в российских городах стали бестселлерами, а среди корпоративных клиентов появились крупнейшие компании и холдинги страны.

Смотрите также: 

ВОТ ТАК ВЫГЛЯДИТ ЦЕНТР МОСКВЫ С ВОЗДУХА

СОЧИ В 70-Е ГОДЫ — УНИКАЛЬНЫЕ ФОТО НЕМЕЦКОГО ФОТОГРАФА

РЕДКИЕ ФОТО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX вв.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Андрей Русский
«Сделать мир чуточку добрее, просто так, без фальши и грязи...»

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Если не знаете исторических фактов тогда зачем указывать, что Богоявленская колокольня построена в 1731-1756 гг?! Стиль постройки то не барокко, который господствовал в первой половине 18 века… Её возвели на средства купца Кривоносова в 1893-1897 гг.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ