kazaki
Бубнов - Тарас Бульба

В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского — и вы обнаружите казака, поскребите казака — и вы обнаружите медведя».

Этот афоризм приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками — как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще могло становиться синонимом легкой кавалерии.

Как мало знаем мы о казаках.

В узком понимании, образ казака неразрывно связан с образом храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом, с серьгой в левом ухе, длинными усами и папахой на голове. И это более чем достоверно, но недостаточно. А между тем, история казачества весьма уникальна и интересна. И в этой статье мы попытаемся очень поверхностно, но в то же время содержательно разобраться и понять — кто такие казаки, в чем их особенность и уникальность, и насколько история России неразрывно связана с самобытной культурой и историей казачества.

Сегодня очень сложно разобраться в теориях происхождения не только казачества, но и самого слова-термина «казак». Исследователи, ученые и эксперты и сегодня не могут дать определенного и точного ответа — кто такие казаки и от кого произошли.

Но вместе с тем, существует множество более-менее вероятных теорий-версий происхождения казачества. Сегодня их насчитывается более 18 — и это только официальные версии. Каждая из них имеет множество убедительных научных аргументаций, достоинств и недостатков.

Тем не менее, все теории подразделяются на две основные группы:

  • теория беглого (миграционного) возникновения казачества.
  • автохтонного, то есть местного, коренного возникновения казачества.

Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов (черкас, ясов). Эту теорию происхождения казачества еще называют восточной. Именно ее и взяли за основу своей доказательной базы одни из самых известных русских историков-востоковедов и этнологов В. Шамбаров и Л. Гумилёв.

По их мнению, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки, ка-азаты) — древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X−XIV веках, а бродники — смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки булгар, славян, а также, возможно, степных огузов.

Декан исторического факкултета МГУ С. П. Карпов, работая в архивах Венеции и Генуи, обнаружил там упоминания о казаках с тюркскими и армянскими именами, которые охраняли от набегов средневековый город Тана* и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье.

*Тана — средневековый город на левом берегу Дона, в районе современного города Азов (Ростовская область РФ). Существовал в XII—XV веках под властью итальянской торговой республики Генуя.

640px-Sergiy_Vasylkivskiy-_Zaporozh
Запорожец в дозоре, 1899 год, Художник Васильковский Сергей

Одни из первых упоминаний о казаках, согласно восточной версии, отображаются в легенде, автором которой был епископ Русской православной церкви Стефан Яворский (1692 год):

«Казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали в битве против Мамая на Куликовом поле».

По миграционным теориям, предки казаков — вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин, либо под влиянием социальных антагонизмов.

Немецкий историк Г. Штекль указывает, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всем — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков»

А историк Карамзин выступал за смешанную версию происхождения казаков:

« Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки — также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем…»

Не хотелось бы углубляться в детали, перечисляя все официальные и неофициальные версии происхождения казаков. Во-первых — это долго и не всегда интересно. Во-вторых, большинство теорий являются лишь версиями, гипотезами. Однозначного ответа о происхождении и зарождении казаков, как самобытного этноса нет. Важно понимать другое — процесс образования казачества был долгим и сложным, и очевидно, что в основе его были смешаны представители разных этносов. И с Карамзиным трудно не согласиться.

Одни историки-востоковеды считают, что предками казаков были татары, и, что, якобы первые отряды казаков сражались на стороне против Руси в Куликовской битве. Другие, наоборот — утверждают, что казаки уже в то время были на стороне Руси. Некоторые ссылаются на легенды и мифы о бандах казаков — разбойников, основным промыслом которых были грабежи, разбои, воровство…

Так например, сатирик Задорнов, объясняя термин возникновения всеми известной детской дворовой игры «казаки-разбойники», ссылается на «необузданные вольным характером казачьего сословия, которое было «самым буйным, не поддающимся воспитанию российским сословием».

Поверить в это трудно, поскольку в памяти моего детства, каждый из мальчишек предпочитал играть за казаков. А название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников.

Не исключено, что в первоначальной основе ранних групп казачества находились различные этнические элементы. Но для современников, казачество навевает что-то родное, русское. Вспоминается знаменитая речь Тараса Бульбы:

Первые общины казаков

Известно, что первые общины казаков стали образовываться еще в XV веке (хотя некоторые источники ссылаются на более раннее время). Это были общины вольных донских, днепровских, волжских и гребенских казаков.

Чуть позднее — в 1-й половине XVI века образовалась Запорожская Сечь. Во 2-й половине этого же века — общины вольных терских и яицких, а в конце века — сибирских казаков.

На ранних этапах существования казаков основными видами их хозяйственной деятельности являлись промыслы (охота, рыболовство, бортничество), позже скотоводство, а со 2-й пол. XVII века — земледелие. Большую роль играла военная добыча, позже — государственное жалованье. Путем военно-хозяйственной колонизации казаки быстро освоили громадные пространства Дикого поля, затем окраин России и Украины.

В XVI—XVII вв. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и другими землепроходцами участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока. Пожалуй, это самые известные первые достоверные упоминания о казаках, неподдающиеся сомнениям.

ermak-kazaki
В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»

Кстати, вы знаете почему Курильские острова называются Курилами? Такое название островам дали казаки из первых русских экспедиций. Дело в том, что на языке местного народа «айны», населявшие в то время острова, «куру» переводится как человек, и по смыслу мало отличалось от «айну». Казаки не стали разбираться кто куру, а кто айны, они стали называть их «курилами» или «курильцами», а отсюда затем пошло и название всего архипелага.

Выступая против версии сатирика Задорнова о том, что казаки нередко были разбойниками, хотелось бы упомянуть о самом главном личном телохранителе Николая II и его матери — знаменитом великане-казаке Тимофее Ящике. К слову, у императора Николая самым элитным охранным полком был именно казачий.

«Разновидности» казаков

По месту жительства, казаки делятся на:

10 заповедей казака

Казачество — братство людей, объединённых особым состоянием духа, нравственности и морали. Казаки — народ, имеющий свою культуру, историю и память. Казаки всегда служили родной земле — Святой Руси, своему Народу и своему Государству. Превыше всего в Казачестве всегда была Казачья воля и народопрадство. Итак, заповеди казака:

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах.

3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.

4. Служи преданно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Погибай, а товарища выручай!

9. Будь трудолюбив, не бездействуй.

10. Береги свою семью, служи ей примером!

Самые известные факты о казаках

— Казак и Казах, возможно, однокоренные слова. Они происходят от тюркского «қазақ» — удалившийся, вольный, независимый человек.

— Нацистские идеологи считали казаков потомками остготов, а потому истинными арийцами.

— В жизни казаков множество понятий культуры тюрков: станица (стан), кош, караул, есаул, саман, атаман, юрт, майдан, нардек.

— Из культуры черкесов казаки взяли тоже немало. Казацкие шашки – «сашхо» по-адыгейски.

— Казаки – традиционно православные христиане. Однако в ранние века казачества среди «туземных» отрядов можно было встретить представителей самых разных религий.

— Флаг Донского казачества – желто-сине-красный. Он обозначает единство русских, казаков и калмыков.

— Один из самых красивых казачьих городов – Новочеркасск. Он спланирован по образцу лучших европейских городов: с широкими проспектами, площадями и бульварами.

— После вступления русских войск в 1814 году в «свободный город» Гамбург, в нем было оставлено около 10000 добровольцев, которые стали называться «Войском Ганзейской Лиги», а позднее «Казаки Эльбы».

— Значительная часть казаков (от волжских до сибирских и уральских) были старообрядцами. На Урале и в Сибири древлеправославие было распространено больше всего.

— Число казаков по переписи 1897 года составляло около 3 миллионов человек.

— После распада Российской империи было образовано 7 казачьих республик.

— Казак с мушкетом изображен на Большом гербе Украины.

— Впервые слово казак встречается еще в 1303 году в значении «стража».

Цитаты и афоризмы о казаках

Наполеон о казаках:

«Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир»

Наполеоновский генерал Моранд:

«Какое великолепное зрелище представляла европейская конница, поблескивая золотом и сталью в лучах солнца, сколько задора и смелости!… И эта самая прекрасная конница Франции разбилась и растаяла от действий казаков, которых она считала недостойными себя.»

Французский генерал Де Барт:

«Донские Казаки — лучшие из всех лёгких войск. Россия всегда на войнах извлекала из них максимальную выгоду… Вся многочисленная конница, собранная под знаменем Великого Корсиканца (Наполеона), погибла главным образом под ударами казаков атамана Платова.»

Французский генерал Винцегороде:

«Привыкши всегда считать венгерскую конницу первой в мире, после виденной мной атаки генерала Иловайского, я должен отдать преимущество казакам перед венгерской конницей.»

Английский генерал Нолан:

«Казаки в 1812-1815 годах сделали для России больше, чем вся её Армия.»

Стендаль:

«Имя казака для французов гремело ужасом,а после парижского знакомства они открылись для них героями из древних мифов. Они были чисты, как дети и велики, как боги».

Александр Васильевич Суворов:

«Казаки — глаза и уши армии!»

Николай Михайлович Карамзин:

«Откуда произошло казачество, точно не известно, но оно во всяком случае древнее Батыева нашествия в 1237 году. Рыцари эти жили общинами, не признавая над собой власти ни поляков, ни русских, ни татар.»

Альфред Кури, немецкий солдат, 1942 год:

«Всё что я слышал о казаках времён войны 1914 года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем перед казаками теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас и заставляет дрожать. По ночам меня преследуют кошмары. Казаки — это вихрь, который сметает на своём пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия Всевышнего.»

(из доклада фашистского полковника под станицей Шкуринской):

«Передо мной казаки. Они нагнали на моих солдат такой смертельный страх, что я не могу продвигаться дальше.»

Владимир Путин

«Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи.»

p.s. Перед штурмом русскими войсками Парижа в марте 1814 года вся французская столица, по приказу императора, была оклеена пестрыми лубочными картинками с изображением казаков. На карикатурных лубках они были изображены демонами, поджигавшими дома ни в чем не повинных граждан(см. приложение А,М). Вступавших в Париж казаков встречали толпы горожан, желавших посмотреть на демонов во плоти. Однако вместо чудовищ в город въехали статные наездники с безукоризненной выправкой, обладатели репутации непобедимых воинов, которые получали уважение и почет не только в народе, но и от правителей.

Не случайно, у русского  народа зародилась  мечта стать похожими на казаков: «Народ казаками мечтает стать» -писал Толстой Л.Н. А сами казаки стремились достичь своего идеала- воина, обладающего личным достоинством, уважением к себе, осознающего свои права.

Роль  казаков в исторических и культурных событиях двадцатого века была неоднозначной. Верные защитники трона, казаки стали ассоциироваться с душителями свободы. И после октября 1917 г. казаки были лишены всех прав и привилегий, насильственно депортированы большевиками и советской властью в различные районы обширной России, многие из них были заключены в лагеря, физически уничтожены.

Прав был Л.Троцкий, когда утверждал: «казачество способно к самоорганизации». Импульс к возрождению оно получило в годы тяжелых испытаний – в период войн 1939, 1941-1945 годов. Тогда  были сформированы десятки казачьих частей и соединений, показавших примеры мужества, доблести и героизма на всех фронтах, что вновь подтвердило верность казачества Отечеству, их патриотизм и доблесть.

История России неразрывна, неотделима от истории и культуры казаков. Роль казачества в российской истории, без преувеличения одна из самых важных, хоть иногда и противоречивых. История России — одна из самых показательных с точки зрения феноменального образа казачества. Ведь были великие казаки — первопроходцы и открыватели, настоящие патриоты земли русской казаки — защитники отечества, играющие роль «форпоста», богатырской заставы, неся пограничную службу, обороняя и сохраняя целостность России как государства, территории и цивилизации. Бывали и другие — казаки смутного времени. Их имен называть не будем. Но — это история, она все терпит и прощает, лишь бы помнили и не повторяли ошибок.

Казачество принимало активное участие во всех крестьянских войнах и многих народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвуют во всех войнах России. Казаки особенно отличились в русско-турецких войнах XVII—XVIII вв., Семилетней войне (1756—1763), Отечественной войне (1812) и заграничных походах (1813—1814), Кавказской войне (1817—1864), Крымской войне (1853—1856), Русско-турецкой войне (1877—1878) и в Первой мировой войне… Казаки в массовом масштабе героически сражались с врагом в период Великой Отечественной войны.

Таким образом, заслуги казачества в развитии русской истории и культуры огромны: они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли высокие нравственные идеалы, традиционные ценности, были примером для большинства, формируя непоколебимую стойкость, свободолюбие, честь, и отвагу. Их особый казачий дух оказал большое влияние на формирование русской ментальности. Не случайно к началу ХХ века казачество стало символизировать Российскую империю.

Статья подготовлена по материалам следующих источников: Русская семерка , сайт Казачество Москвы , журнал Википедия , сайта mgutm.ru .

Рекомендуем также:

ЗАГАДКА: МАРЛЕН ДИТРИХ, ЭРНЕСТО БО И РУССКИЕ КАЗАКИ — ЧТО ОБЩЕГО?

ТАЙНА ТИХОГО ДОНА

НЕОБЪЯТНАЯ СИБИРЬ — ВСЕ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. не добавили о восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачева, против немки Екатерины 2, а так же то, что казаки многие воевали вместе с фашистами против Советской власти во второй мировой войне.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ