«Хочу знать» — одна из любимых моих рубрик. Именно эта связка из двух слов лежит в основе нашего журнала.

Ранее мы в деталях освещали такие интереснейшие темы, как — традиционные религии России, самые высокие горы и большие реки России, выясняли — кто такие апостолы и какая роль в христианстве у фарисеев, активно обсуждали в соцсетях с читателями — кем в действительности были кулаки России… 

Сегодня мы зададимся еще одним немаловажным вопросом, вызывающий не меньше споров и разногласий, разных точек зрений: Кто такие иезуиты, и какова роль их деятельности в России?

Иезуиты, или Орден Иезуитов — мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Официальное название — Общество Иисуса (лат. Societas Jesu), также Орден св. Игнатия (по имени основателя).

Цели и задачи: Официально целью ордена иезуитов считалось обучение людей католичеству, развитие науки и миссионерство. Тайная миссия ордена состояла в шпионаже по заданиям Римских Пап и выполнении исследований для церкви. Считается, что решающую роль в создании ордена сыграла именно Реформация, так как именно это заставило папу Павла III нарушить постановлении сразу двух соборов и разрешить основании данного ордена. С момента основания Товарищество Иисуса стало последней и самой верной опорой папского престола в борьбе с Реформацией.

В 16 веке, на момент создания ордена, католическая церковь находилась в упадке и не могла противостоять протестантизму — религии зарождавшейся буржуазии. Авторитет папы значительно ослабел, католический мир утратил свою прежнюю стройность и суровую дисциплину; монахи предались вольнодумству, аббаты без колебания переходили в «лютерову ересь».

Новый же орден по своему основному принципу и по всем своим характеристическим особенностям как нельзя больше соответствовал всему строю феодального общества, как нельзя лучше воплощал в себе его основную идею — идею авторитета, идею абсолютной власти.

Не успев появиться, орден сразу же стал объектом неприязни как религиозных, так и светских властей. Неприязни, которая стала причиной его упразднения в 1773 году и которая сохранилась до сих пор.

ИЕЗУИТЫ В РОССИИ - "ХОЧУ ЗНАТЬ"
Орден иезуитов
В чем причина такой неприязни к иезуитам?

С самого момента создания орден был наделён рядом привилегий, которыми не обладало ни одно другое католическое общество. Например, орден со своим генералом во главе был поставлен в совершенную независимость от папы. Генерал ордена имел право посылать членов ордена в любой университет на любую кафедру, не спрашивая ни у кого разрешения на это.

Как светским, так и религиозным властям запрещалось вмешиваться в дела ордена, каким-либо образом наказывать его членов.

Чуть позже права ордена были ещё более расширены — коллегии приравнивались к университетам, а ректора коллегий — к ректорам университетов. Такие чрезвычайные и неслыханные права ставили иезуитский орден в исключительное, привилегированное положение среди прочего католического духовенства.

А эта исключительность и привилегированность не замедлила, разумеется, вызвать против него оппозицию и недовольство со стороны последнего. Даже признавая заслуги иезуитов перед католичеством и Ватиканом, католическое духовенство стремилось обвинить членов ордена во всех мыслимых грехах, обвиняя их во всех бедах и неудачах.

Конечно, это частично объясняет неприязнь по отношению к иезуитам со стороны католической братии, сопровождавшую орден с самого момента его возникновения, но этого явно недостаточно для того, чтобы к ордену испытывали неприязнь ещё и светские власти — а ведь именно благодаря их усилиям орден упразднили.

Что же сделали иезуиты такого, что вызвало такую бурю негодования в обществе?

А теперь вспомним «Тайные наставления Общества Иисуса» и другие произведения знаменитых иезуитов. «Тайные наставления» состоят из 16 параграфов, в которых иезуиты старались обобщить накопившийся опыт:

«Как Общество должно вести себя при начале какого-либо предприятия», «Как Общество может снискать расположение государей и сильных и влиятельных лиц», «О необходимости увеличивать доходы коллегий», «О том, как привязывать к Обществу богатых вдов», «Что следует внушать проповедникам и духовникам государей и важных лиц»… Помимо вышеупомянутых произведений, существуют и такие произведения, как «Comprendium» Эскобара, «Нравственная теология» Лаймана…

Эти и многие другие произведения, отражающие принципы и идеи ордена часто поражают своей циничностью. В них весьма подробно рассказывается о том, как монахи ордена должны втираться в доверие, как привлекать в орден состоятельных людей и завладевать их состоянием… Идеология иезуитов не только отражает идеологию феодализма, она её объясняет и оправдывает.

Он признавал и оправдывал даже то, чего не осмеливался признать и оправдать до него католический культ. Иезуиты первыми, пусть и не разглашая, признали существование дуализма теории и практики и попытались устранить его.

Помимо этого, орден не был похож по характеру своей деятельности на другие братства — они занимались не только сельским хозяйством, но и торговлей и ремеслом, что, во-первых, было непривычно и нарушало все традиции, а, во-вторых, считалось занятием недостойным в феодальном укладе.

Орден весьма активно включился в политическую, экономическую и, естественно, религиозную жизнь, быстро стал богатым и влиятельным — одним словом, сильным — что также не прибавило ему сторонников. Поэтому первые удары иезуитский орден получил от своих же собственных единомышленников, от таких же, как и он, защитников старого порядка.

Неприязнь к ордену испытывали и его идеологические враги — протестанты, и его единомышленники. Безусловно, нельзя утверждать, что орден отличался святостью, но и не стоит утверждать, что орден — это злодей, строящий заговор против всего мира.
Значение слова «иезуит»

Итак, в словарях мы находим два смысла слова «иезуит»: 1) член Общества Иисуса — монашеского Ордена, основанного святым Игнатием Лойолой; 2) хитрый, двуличный, лицемерный человек.

Большинство людей склоняется к мнению, что основатель ордена Игнасио де Лойола назвал орден именно так: орден иезуитов. И только потом это слово приобрело отрицательный смысл, отражая безнравственную деятельность членов ордена. Но это — миф.

Слово «иезуит» не было изобретено ни Игнатием, ни членами основанного им Общества Иисуса. Более того, оно даже не было принято к употреблению самим Обществом. Невозможно найти каких-либо следов этого слова ни в Конституциях Ордена, ни в официальных документах, принятых Обществом, начиная с его утверждения Папой Павлом III (1540) и вплоть до 1975 года, когда под воздействием мнения общественности на 32 Конгрегации ордена это название стало официальным. В официальных документах Святого Престола, вплоть до наших дней, употребляются описательные выражения, как, например: «священники… монашествующие… регулярные клирики Общества Иисуса и «сыны святого Игнатия».

ИЕЗУИТЫ В РОССИИ - "ХОЧУ ЗНАТЬ"
Игнатий Лойола
Иезуиты в России

Иезуитов в православной России не жаловали издавна, даже само слово «иезуит» в русском языке имеет негативный оттенок: так называют человека не просто хитроумного, но и коварного. И это отношение крепко въелось в сознание русского человека.

Редкий человек в сегодняшней России слышал об Игнатии Лойоле, о борьбе иезуитов с Реформацией, о стремительном взлёте, падении и новом возвышении ордена. И уж, тем более, люди мало знают об истории пребывания иезуитов на русской земле. Даже современный российский энциклопедический словарь здесь не поможет. Он лишь кратко информирует, что Орден иезуитов основан 15 августа 1534 года, а в 1719 году по указу Петра I из России изгнан. Затем, снова легко преодолев временной барьер, словарь сообщает, что в 1801 году «официально признано их (иезуитов) существование, однако в 1820-м Александр I запретил их деятельность». Понять, почему Пётр иезуитов «изгнал», кто их позже в России «признал», а затем отчего Александр I снова «запретил», невозможно.

Дореволюционный словарь, наоборот, многоречив и кипит благочестивым гневом:

Иезуиты развили целую теорию революций, неповиновения законам, сопротивления государям и даже «тираноубийства». Нравственные теории иезуитов оправдывают обман, ложь, клятвопреступление, разнуздывают самые грубые инстинкты.

Эта цитата — типичный для того времени образчик монархического консервативно-православного менталитета — полагаю, отлично поясняет, почему слово «иезуит» получило в русском языке столь негативный оттенок.

В царствование Ивана Грозного послом в России прибыл Антоний Поссевин, который упорно пытался склонить царя к принятию католической веры, но получил отпор от православного духовенства, которое смогло помочь Ивану Грозному одержать верх в богословских спорах с иезуитом.

В начале XVII века иезуиты активно участвовали в возведении на престол Лжедмитрия I, за что и были изгнаны из России вместе с польско-литовскими интервентами.

Что касается Петра I, то его мотивы очевидны. Ему не понравилась дружба иезуитов с князем Голициным, фаворитом Софьи. Поэтому царь и пошёл навстречу просьбе патриарха Иоакима «избавить русскую землю от иезуитов».

С религией петровское решение не имело ничего общего, если не считать того, что иезуиты показались реформатору столь же бесполезными, как и любые другие монахи. Если бы Орден на тот момент обладал эксклюзивным правом на производство (пофантазируем) двигателя внутреннего сгорания, то можно не сомневаться, что сметливый Пётр занял бы совершенно иную позицию.

А вот чем дальше, тем сложнее. В результате раздела Польши при Екатерине II Россия получила немало подданных католиков, включая и иезуитов. В принципе в трактате 1773 года о первом разделе Польши Россия обязалась сохранить status quo латинской церкви в присоединённых областях, что Екатерина и сделала. Однако в том же году папа Климент XIV объявил о ликвидации Ордена иезуитов. Так вот, Екатерина не только проигнорировала папскую буллу и предоставила гонимому Ордену в России убежище, но и дала им немалые льготы.

ИЕЗУИТЫ В РОССИИ - "ХОЧУ ЗНАТЬ"

На вопрос, почему Екатерина решила дать иезуитам крышу над головой, ответить не так просто.

Наиболее полно свою точку зрения на иезуитов императрица выразила в письме к графу Штакельбергу 18 февраля 1780 года, где её главными аргументами стали свобода вероисповедания (при полном контроле за деятельностью Ордена со стороны власти) и польза, которую может получить Россия от педагогических талантов иезуитов. Если тут и была, помимо приведённых доводов, какая-то тайная интрига, чего исключить нельзя, то о ней ничего не известно.

К тому же, действительно императрица не смотрела на Орден так мрачно, как руководство РПЦ, она видела, что педагоги-иезуиты не помешали Вольтеру стать безбожником, а Мольеру комедиографом. Важным для неё было и мнение любимого ей Монтескье, который писал: «В Парагвае иезуиты прославились тем, что внушили жителям религиозные и гуманные понятия. Они задались целью исправить зло, сделанное испанцами, и принялись залечивать одну из кровавых ран человечества».

Попытки Ватикана прекратить деятельность иезуитов в России ни к чему не привели. Их привилегии только расширялись. Проявляли заботу об иезуитах и следующие монархи, причём Павел I — сын Екатерины даже добился от Ватикана издания буллы, официально восстановившей Орден в России. Правда, когда документ дошёл до Петербурга, он попал в руки уже императора Александра I. И при нём более десяти лет влияние ордена неуклонно шло вверх. Иезуитские миссии появились не только в Москве, но и в Саратовской губернии, Астрахани, Одессе, Риге, даже в Сибири.

То, что российские власти — всего через несколько лет после того, как орден был официально восстановлен Ватиканом, — приняли решение выслать всех иезуитов из страны, трудно считать совпадением. Логика понятна: потерявшему влияние Ордену можно предоставить убежище, и наоборот, иезуитский Орден, вновь набирающий силу, опасен. Это очевидно, если прочесть официальные документы о высылке иезуитов.

«Ныне открылось несомненно, — провозглашает Указ, — что они (иезуиты), не сохраняя долга благодарности и не оставаясь смиренными духом, как христианский закон повелевает, и кроткими в чужой стране жителями, возомнили потрясать господствующую издревле в Царстве Нашем Православную Греческую Веру».

На самом деле иезуиты, разумеется, не сделали ничего нового по сравнению с тем, чем они занимались в России и прежде, начиная с екатерининских времен. Властям «вдруг открылось» то, о чём громогласно говорил каждый поп в любом захолустном русском приходе из века в век. Как и во времена Петра, решение было не религиозным, а политическим.

Пребывание иезуитов в России не принесло ей ни больших благ, ни больших бед. Оно лишь наложило некоторый отпечаток на российскую элиту. Среди русских фамилий, обучавшихся в иезуитском пансионе, можно встретить немало знаменитых: Голицыны, Толстые, Пушкины, Кутузовы, Одоевские, Глинки. Отголоски иезуитского образования и образа мыслей можно обнаружить в произведениях и письмах российских интеллектуалов-западников конца XVIII — начала XIX веков. Вот, пожалуй, и всё.

Подобный результат, безусловно, не устроил бы основателя Ордена Игнатия Лойолу, одним из главных девизов которого было: «Стать всем для всех, чтобы приобрести всех!». В России иезуиты стали лишь «кое-чем для кое-кого» и приобрели немногих.

¤¤¤

Сами иезуиты «революционерами» себя никогда не ощущали. Жозеф де Местр, посланник Сардинского королевства в Санкт-Петербурге, не без обиды сетуя Александру I на то, что власть начала притеснять орден, в 1815 году писал:

Иезуиты – это сторожевые псы верховной власти. Вы не хотите дать им воли грызть воров, тем хуже для Вас; по крайней мере, не мешайте им лаять на них и будить Вас. Мы поставлены, как громадные альпийские сосны, сдерживающие снежные лавины; если вздумают нас вырвать с корнем, в одно мгновенье все мелколесье будет снесено.
Немного фактов — Вы удивитесь!

Папа-иезуит Франциск. В феврале 2013 года известие о том, что Бенедикт XVI уходит в отставку, стало полной неожиданностью. Не меньшим шоком для общественности стало избрание аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо новым папой. Мало того, что он стал первым папой-американцем, так он еще стал и первым папой-иезуитом.

• Орден Иезуитов и Холокост. Орден всегда обвинялся в антисемитизме. Например, точно известно, что с 1596 года и вплоть до конца Второй мировой войны в его ряд фактически не брали новообращенных — бывших мусульман и евреев, принявших католичество.

Как и во многих других вопросах, здесь всё строится на догадках. Тем не менее, доподлинно известен факт, опровергающий версию о том, что иезуиты тайно сочувствовали Гитлеру и его режиму: глава бельгийских иезуитов Жан Батист Янссен всю войну прятал у себя евреев, выдавая им поддельные справки о крещении, и сам был впоследствии удостоен Израилем, как и знаменитый Оскар Шиндлер, почетного звания «праведник мира».

• Пороховой заговор. В далеком 1605 году группа английских католиков-иезуитов во главе с Гаем Фоксом хотела взорвать английский парламент вместе с королем-протестантом Яковом I, который готовил репрессии в отношении папистов. Это, казалось бы, малопримечательное разоблачение плана теракта имело далеко идущие последствия: 200 лет английская власть жестко угнетала католиков, и только в середине XIX века даровала им относительно равные с англиканами политические и социальные права.

На самом деле, Пороховой заговор — это единственная история-загадка, где коварное участие иезуитов доказано, а все виновные наказаны. Тем не менее, после популярного фильма «V значит вендетта» образ самого католика Гая Фокса и его дерзкого плана теперь является своего рода иконой всех «униженных и оскорбленных» в мире и красной тряпкой для любого диктатора и тирана, попирающего базовые права и свободы своих граждан.

Авторы: Пётр Романов и Гаврилова Анна

Читайте также: 

САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ПРИЧУДЫ ПРАВОСЛАВНЫХ НА РОЖДЕСТВО

ПРОФЕССОР СКАЗАЛ, ЧТО БОГА НЕТ! ТАК ЛИ ЭТО?

КАК ВЗРЫВАЛИ ГЛАВНЫЙ ПАМЯТНИК МУЖЕСТВА РУССКОГО НАРОДА

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ