Рыбная ловля. 1903 художник Бунин Н.Н.

В 1903 году произошел «забавный» инцидент на выставке с.-петербургского общества художников в Пассаже. Забавного по тем временам было мало. Подобной дерзости и откровенной пошлости (по тем временам) аналогов не было. На выставке была продемонстрирована картина-карикатура на Толстого, Чехова и Репина, представленных в виде рыболовов, стоящих по колено в воде.

«Рыбная ловля» — именно так называлась «неоднозначная» картина, вызвавшая настоящий скандал, может показаться забавной только современному поколению…

Автором полотна являлся Бунин Наркиз Николаевич — художник-баталист, запечатлевший боевые эпизоды трех войн, «лучший изобразитель строевой лошади», как его величали современники…

Сама идея художника была оригинальной, и выражала собой явный протест в возвеличивании и поклонении культу личности. У этого полотна была маленькая предыстория.

В культурных кругах того времени было известно насколько прочна была дружба Толстого с Репиным. Ведь именно Репину удалось написать самое большое количество портретов великого гения русской литературы.

Л.Н.Толстой и И.Е.Репин в Ясной поляне, .
Л.Н.Толстой и И.Е.Репин в Ясной поляне, .

Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.

Илья Ефимович Репин: Л. Н. Толстой босой. 1901
Илья Ефимович Репин: Л. Н. Толстой босой. 1901

Идея Репина вполне была очевидна — передать образ графа Толстого во всей естественной простоте. Кстати, впервые образ «босого Толстого» появился уже в 1891, но «официальное» полотно, завершенное мастером, считается картина 1901 года. Её и выставлял художник на всеобщее обозрение на той же самой выставке, где спустя два года прогремит «ответная» картина уже другого мастера живописи…

Известно, что в последние годы своей жизни Толстым все сильнее завладевали духовные искания, и он все меньше уделяет внимание быту, практически во всем стремясь к аскетизму и «опрощению». Граф занимается тяжелым крестьянским трудом, спит на голом полу и ходит босиком до самых холодов, подчеркивая тем самым свою близость к народу.

«Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп». Илья Репин

Рассказывают, что когда Толстой узнал о таком своем портрете, он написал Репину:

«Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны.

Знал ли Лев Николаевич о том, что его ближайший друг и товарищ Илья Репин выставит именно эту картину, и знал ли он вообще о существовании этой картины? — думается знал, и из вышесказанного обращения писателя к художнику несомненно, что он не совсем был доволен изображением себя на картине без сапог. Но в таком случае, что должен испытывать великий писатель, узнав о появлении на выставке картины, где он фигурирует не то что босым, а уже без самых необходимых принадлежностей туалета всякого мужчины? О реакции писателя чуть позже, а пока что перейду к выдержкам из местных газет, которые лихо отреагировали на скандал, разыгравшийся на выставке.

06 марта (21 февраля) 1903 года, выдержка из «Петербургской газеты»

Петербургская газета

«…Короче говоря, нашелся художник, который лишил на своей картине Толстого того, что Репин все-таки не решился снять с великого писателя.

Подобного рода картину публике предстоит созерцать на имеющей в воскресенье открыться выставке Спб. художников.

Автор картины, Н.И.Бунин, изобразил яснополянского отшельника стоящим на берегу реки, одетого в одну рубашку, причем ноги Толстого обнажены художником выше колен.

Неправда ли, как это оригинально? Но это еще не все…

Художник, очевидно, нашел, что в подобном виде Толстому как-то неловко одному позировать и, для компании, рядом с ним изобразил, буквально в таком же виде, И.Е.Репина!

Может быть, по отношению к Репину это была маленькая месть за Толстого? Мол, ты снял с Толстого сапоги, так я за это сниму с тебя панталоны…»

14 (01) марта 1903 года, выдержка из газеты «Новости дня»

Новости дня газета

«…Как известно на выставке с.-петербургского общества художников фигурирует картина Бунина, изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу.

На днях выставку посетил сын Льва Николаевича, граф Л.Л.Толстой, и так возмутился видимым, что немедленно послал своему отцу телеграмму, прося его совета, как поступить, чтобы с выставки была убрана картина.

Ответ от Льва Николаевича должен последовать не сегодня завтра, и в случае если окажется, что законным путем ничего нельзя сделать, Лев Львович Толстой намерен выступить с печатным протестом против произведения Бунина, рассчитывая добиться этим путем нравственного воздействия на автора картины и на выставочный комитет…»

Рыбная ловля, Бунин

16 (03) марта 1903 года, выдержки из газеты «Биржевые ведомости»

Биржевые ведомости газета

«…В воскресенье, 2 марта, около пяти часов вечера на выставке общества петербургских художников произошел скандал, причиной которого влилась злополучная картина Бунина «Рыбная ловля».

Один из присутствовавших, оказавшийся московским журналистом г. Любошицем, подошел к картине Бунина и, выхватив карандаш, написал во всю длину холста слово «мерзость».

Члены жюри бросились к г.Любошицу, желая его схватить, но г.Любошиц энергично воскликнул:

«Первому, кто меня тронет, я дам пощечину! Я сделал это сознательно! Еще вчера я провел весь день с графом Толстым. Сегодня же вижу на выставке эту возмутительную мазню! Никто меня не смеет задержать. Я сам останусь. Пошлите за полицией!»

Послали за полицией. …

Некоторые из публики тут же написали протест против помещения этой картины на выставке и вручили его г. Любошицу. Под протестом подписалось 40 человек…»

  • Кстати, за свой поступок журналист был приговорен к аресту на 6 суток, без замены штрафом.

В то время не мог не высказаться и Алексей Сергеевич Суворин — один из самых известнейших русских журналистов того времени, по совместительству издатель, писатель, театральный критик и драматург.

Алексей Сергеевич Суворин

«Я не сочувствую, ни этой манере писать портреты, ни манере московского журналиста писать на картине «мерзость». Обратить на себя внимание прекрасной картиной или прекрасной статьей — трудно. Но нарисовать известного человека без штанов или написать на картине — «мерзость» — очень легко. Это называется смелостью, скандалом, наглостью. Но тут нет ни мужества, ни таланта, ни других сколько-нибудь почтенных качеств.» А.Суворин

17 (04) марта 1903 года, выдержка из газеты «Биржевые ведомости»

Биржевые ведомости газета

«…В тот же день «Рыбная ловля» с московской надписью мерзость на ней была снята…

Помимо рекламы художнику Бунину и журналисту Любошицу — в выставочную кассу потекли деньги. В первые дни выставки посетителей насчитывалось ежедневно около сорока; когда заговорили о «Рыбной ловле» посетители начали считаться сотнями; 2-го марта их было более 1000. В понедельник до двух часов дня входных билетов продано более 400…

Чтобы не тревожить публику обманчивыми надеждами увидеть совокупные произведения гг. Бунина и Любошица, — будет повешен у входа аншлаг о снятии «Рыбной ловли»…»

На защиту художника Бунина встал известнейший в то время русский поэт, писатель, драматург, публицист — Федор Кузьмич Сологуб. Вот, что он пишет в газете «Новости»:

18 (05) марта 1903 года, выдержка из газеты «Новости»

Газета Новости

«Письмо в редакцию

Много разговоров в городе о картине г. Бунина, изображающей рыбную ловлю и на ней великого писателя. …

Понимаю, что содержание картины может шокировать людей фешенебельного круга, но не понимаю, что в ней скандального. Говорят, что публику особенно привлекают в этой картине и соблазняют изображенные на ней, среди разных других предметов, ноги люде, занятых рыбной ловлей: эти-то ноги и делают картине рекламу. Если это так, то право, странная публика. …

Да почему бы, наконец, не посмотреть и на эту картину с символической точки зрения и не увидеть в ней не простых рыбаков и не простые сети, а ловцов, уловляющих вселенную. А став на эту точку зрения, вспомнив, что это же в традициях живописи — символически изображать великих людей в не совсем скромных одеяниях: самого Наполеона Канова изобразил вовсе без одежды … Федор Сологуб»

Федор Кузьмич Сологуб

20 (07) марта 1903 года

ГОЛОСА ИЗ ПУБЛИКИ

«…Если не ошибаюсь, Л.Н.Толстой никакой «убоины» не употребляет, ни мяса, ни рыбы. Следовательно, и не ловит ее. Итак, помимо всего прочего, произведение г. Бунина есть выдумка на Л. Н… » А.С.П-ский

24 (11) марта 1903 года

Еще по поводу картины г. Бунина

«На днях в «Новостях» была помещена заметка А.Р.П-ского, в которой последний выражает сомнение в правдивости изображенного на картине г. Бунина сюжета.

Мотивом для подобного сомнения является убеждение, что Л.Н.Толстой, как строгий вегетарианец, не употребляющий вообще убоины, вряд ли стал бы заниматься рыбной ловлей.

По поводу такого предположения считаю небезынтересным указать на рассказ покойного Фета, из которого видно, что когда последний приехал в гости в Ясную Поляну, то, к удивлению своему, застал в доме одну лишь дряхлую старуху, которая на вопрос А.А., где господа, с трудом могла прошамкать, что господа-де на озере рыбу ловят.

И действительно, пройдя по указанной дорожке к озеру, Фет увидал всех обитателей усадьбы занятыми вытаскиванием сетей, а самого графа Льва Николаевича — по колено в воде… Феод. Ульянской»

¤¤¤

Любопытно мнение самого художника Бунина. Автор картины «Рыбная ловля» о своей картине в выдержке газеты:

26 (13) марта 1903 года, выдержка из газеты «Новости»

Новости дня газета

«…Художник Бунин, автор картины «Рыбная ловля» беседовал с сотрудником «Новостей» и, между прочим, сказал:

«Я уважаю Толстого, как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда не одобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным. В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого. …

По словам Бунина, гражданского иска к Любошицу он не намерен предъявлять, а повезет свою картину в Берлин, где ею очень заинтересовались, и оттуда он получает массу предложений…»

¤¤¤

Не менее любопытным было мнение Князя В. П. Мещерского, разнесший в пух и прах творчество художника Бунина

«Несомненно, что мы уже дошли до такого момента, когда люди, как будто утрачивают понимания предела, далее которого прежде считалось нравственно недозволительно идти… Прежде мы жили в известной дисциплине, при которой иное не делалось потому, что запрещали сие закон и полиция, а иное не делалось, потому, что запрещали сие чувство приличия, чувство нравственное; теперь эти два двигателя стали почти бессильны. …

Недавно была неделя, когда циничный замысел художника изобразить графа Толстого интересным в пикантном виде, раздетым до рубахи старика, увенчался блестящим успехом и привлекал тысячи людей любоваться этим зрелищем поругания приличия и эстетики. Это была неделя оголенного Толстого, принесшая очень много облагораживающего в облюбовавшие его души…»

Владимир Петрович Мещерский
Владимир Петрович Мещерский
  • Князь Владимир Петрович Мещерский — русский писатель и публицист крайне правых взглядов, издатель-редактор журнала (с 1 октября 1887 года — газеты) «Гражданин», камергер Александра II.

Н. Н. Бунин умер в 1912 году. С того времени популярность и репутация художника была загублена, и несмотря на признание и талант художника эта история была воспринята общественностью весьма критично. Впрочем, сам граф Толстой отнесся к происходящему весьма мудро. Чуть позднее он дал короткое интервью, высказав свое мнение о картине Бунина.

07 мая (24 апреля) 1903 года, выдержка из газеты «Новое время»

Новое время газета

В Ясной Поляне

«…Льва Николаевича в его деревенском уединении так мало интересуют пресловутые «злобы дня», которыми дышит город. Положим, он все знает, за всем следит, все читает. Спросишь его о чем ни будь, и на все получаешь спокойный ответ. Даже такие вопросы, которые казалось бы касались лично его, не вызывают в нем ни малейшего волнения.
— Видали вы картину Бунина? — спросил я.
— Видал на снимке.
— Ну, что скажите?
— Ничего. Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему…»

Л.Н.Толстой
Лев Толстой 1903 г.

¤¤¤

• Позже, резюмируя итоги шумихи вокруг «Рыбной ловли», столичное издание «Гражданин» констатировало: «Это была неделя оголенного Толстого». А в обществе разразилась дискуссия на темы: «Хорошо ли показывать знаменитости без порток», «Можно ли писать на мерзкой картине «мерзость»» и «Ловит ли вегетарианец Толстой рыбу».

• Главная картинка к статье — это и есть та самая картина 1903 года, с той самой выставки. Сейчас она находится в частной коллекции.

Читайте также:

ПРИЧУДЫ ГЕНИЕВ: САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ СТРАННОСТИ ТОЛСТОГО И ДОСТОЕВСКОГО

Л.Н.ТОЛСТОЙ — МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

БУРЛАКИ РЕПИНА ПОД МИКРОСКОПОМ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ