ФЕОДОСИЯ — БОГАМИ ДАРОВАННАЯ

0
6681
feodosia

Несомненно, лучшим местом на Земле является полуостров Крым. Часть света, воспетая писателями в своих великих произведениях, изображенная художниками на своих полотнах, отраженная с восхищением путешественниками в своих путевых заметках для нас, потомков.

«…В пределах России нет другой страны, которая бы жила такой долгой и такой интенсивной исторической жизнью, причастная к эллинской средиземноморской культуре во все века своего существования..» — говорит нам Максимилиан Волошин, поэт и художник, страстно и навечно влюбленный в Крым.

И действительно, едва ли можно найти еще край, имеющий такую богатую историю и являющийся местом пересечения почти всех основных культур древней цивилизации – эллинскую, иранскую, иудаистскую, византийскую, мусульманскую, генуэзскую, армянскую.

Небольшой полуостров Крым, площадь которого составляет всего 26 тысяч кв. метров, издавна стал родной землей для многих племен и цивилизаций. «Чудесный южный берег – это что-то вроде отмели, через которую, на расстоянии столетий, как волны перекатываются людские поселения – тавры, скифы, генуэзцы, татары, русские – в поисках счастья..» — писал известный писатель Владимир Галактионович Короленко в своем рассказе «В Крыму».

Особенности географического положения, сочетание моря, цветущих субтропических парков и можжевеловых рощ на побережье с горным сосновым лесом делают Крымский полуостров неповторимым курортом, идеально подходящим как для отдыха или лечения, так и для постоянного проживания. Поэтому и стал Крым местом переплетения многих судеб. Яркую страницу в летопись Крыма вписали выдающиеся писатели и поэты, художники, ученые и общественные деятели, которые бывали, жили и работали здесь. В разные годы в Крыму отдыхали А. Чехов, Л. Толстой, А. Куприн, С. Маршак, А. Твардовский, композиторы С. Рахманинов, С. Прокофьев, А. Спендиаров, виднейшие художники И. Айвазовский, И. Репин, В. Поленов, В. Суриков, В. Серов, И. Левитан и многие другие.

Знакомство с Крымом непременно следует начать с древнейших городов. Например, с Феодосии, а именно с древнейшей ее части — средневековой.

Сегодня сложно представить, что хорошо известная нам одна из жемчужин Крыма – прекрасный город Феодосия, что в переводе с греческого значит «Богом данная» – существует уже более 2500 лет! И был это когда-то совсем другой город, основанный греческими колонистами еще в VI веке до нашей эры.

 

С 355 года до нашей эры Феодосия входила в состав Боспорского царства. Позднее город перешел под контроль Римской империи, потом был захвачен хазарами, а еще позже снова перешел Византии.

В XII веке Каффа – именно так называлась Феодосия с X по XVIII век, попала под влияние Золотой Орды, а впоследствии была выкуплена генуэзскими купцами у золотоордынского хана Оран Тимура.

Именно генуэзцы в XIII веке создали процветающий средневековый город Каффа, который служил главным портом и центром управления всех генуэзских колоний в Северном Причерноморье. В середине XV века город уже превосходил по размерам Константинополь. В 1318 году генуэзцы окружили город оградой из бревен, скрепив их цементной смесью, но уже в 1352 году Каффа уже имела каменную стену с высокими башнями и крепко запирающимися воротами.

Город надежно защищали две линии укреплений – цитадель и внешняя часть. Цитадель была возведена вокруг Карантинного холма в 1343 году на крутых, в сторону моря склонах, которые могли служить первичной преградой для врагов. Башни наружных укреплений назывались либо по имени одного из римских пап либо по имени консула. Под крепостными стенами пролегал глубокий ров, наполненный водой, который служил в качестве оборонительного сооружения.

В цитадели размещался консульский дворец, казначейство, находилась там также резиденция латинского епископа, здание суда с балконом для объявления консульских постановлений, склады и магазины особенно ценных товаров – драгоценных мехов, камней и шелков.

Гуляя сегодня по Феодосии, а гулять лучше всего в Крыму в не сезон, т.е. поздней весной или ранней осенью, невозможно не отправиться побродить к этим древним свидетелям вечности. Величественно возвышаются они над морем и по сей день угрожая своим величием до самого горизонта всем, приближающимся к городу с недобрыми мыслями. К счастью, частично Генуэзская крепость сохранилась до наших дней.

genuezskaya-kreposti
Фото: Павел Лабутин

Это уже, конечно, не те 5 с половиной километров и более 30 крепостных башен, но все же даже то, что дошло до наших дней, впечатляет своей монументальностью: башня Св. Константина, башня Климента VI, башня Криско, Доковая, Круглая башня и фрагменты башни Святого Фомы.

«Генуэзские защитные укрепления Каффы высокой каменной каймой охватывают почти все пространство, занятое в настоящее время современной Феодосией» — пишет в 1903 году историк, директор феодосийского музея древностей Людвиг Колли, что дает нам представление, какой же бесконечной была Генуэзская крепость.

За много столетий своего существования крепость менялась с течением времени: она неоднократно отражала нападения врагов – венецианцев, татар, в процессе чего разрушалась или просто перестраивалась новыми владельцами.

Турками в XVII веке к башне Константина были пристроены еще башни. Однако после разорительных походов запорожских казаков, в том числе и на Каффу, турки, посчитав крепость ненадежной, разобрали часть ее северных укреплений.

С годами крепость потеряла свою стратегическую роль, к тому же ее укрепления пришли в полную негодность еще при турецком владычестве. В XIX веке город оказался буквально под руинами крепостных сооружений, сплошь заваленных камнем, для разборки которого были привлечены даже войска.

До наших дней сохранились южная стена цитадели с двумя башнями – башня Святого Климента и башня Криско, часть западной стены, пилоны ворот, несколько башен в разных частях города.

genuezskaya-kreposti
фото Павел Лабутин

На территории ближайшей к цитадели также сохранились мост, турецкие бани и даже несколько церквей XIV века: церковь святого Иоанна Богослова, церковь святого Георгия и церковь святого Стефана.

От башни Святого Константина, высота которой 21 метр, сохранилось лишь две стены, ширина которых около 13 метров. Башня играла важную роль в системе обороны Каффы, прикрывая главные ворота крепости. У основания толщина ее стен доходит до 2-х метров. Снаружи вверху четко рисуются на фоне неба каменные (после реставрации кирпичные) зубцы. Кстати сказать, над реставрацией башни Константина, ее зубцов, поработали приглашенные в 1914 году итальянские мастера.

В сентябре 1971 года, в дни празднования 2500-летия Феодосии, в ее южную стену башни Константина была замурована капсула с письмом — обращение жителей города к феодосийцам XXI века!

 

Стоит отметить еще один любопытный факт: во внутреннем пространстве башни Константина в XX веке была летняя сцена городского театра, на которой в разное время выступали известнейшие люди своего времени, артисты императорских театров. С этой сцены читали свои стихи Максимилиан Волошин и Владислав Ходасевич, Марина Цветаева и Осип Мандельштам.

После присоединения Крыма к России в 1783 году Екатерина II возвратила городу древнее имя Феодосия, а в 1787 году удостоила его своим посещением. За время войн многие здания древнего города были разрушены, торговля с другими странами была прекращена, вокруг царило запустение. Чтобы оживить торговлю в 1798 году порт даже освободили от пошлин на ввоз и вывоз товара. Но экономическое возрождение города началось лишь в конце XIX века, когда модернизировали порт и построили железную дорогу. Именно к этому времени и началось развитие Феодосии как курорта, на набережной стали появляться роскошные дачи и виллы.

Именно на Черноморскую набережную следует отправиться, чтобы продолжить знакомство с городом. Здесь к началу XX века сложился нарядный фасад преуспевающего приморского городка: рядом с домом художника Ивана Константиновича Айвазовского появились шикарные дома местных богачей. Дача «Флора», дачи «Виктория», «Милос», «Аида».

Особое внимание привлекает дача-особняк табачного магната Иосифа Вениаминовича Стамболи – феодосийского фабриканта, табачного магната.

stamboli
Фото: Павел Лабутин

Долгое время, до 2014 года, внутрь особняка попасть было сложно, да и нужно ли было? В особняке располагались в разное время санаторий, гостиница, и даже ресторан… Сегодня же этот архитектурный шедевр — музей с уцелевшими интерьерами и сохранившейся изысканной наружной отделкой. Пусть и нуждающийся в реставрации, но все же впечатляющий своей красотой.

dvoretc-feodosiya

Интересной личностью был владелец особняка – Иосиф Стамболи. Кроме того, что он был богатым фабрикантом, мало кому известно, что он также был членом Феодосийского Благотворительного общества, щедрым городским меценатом. Тот факт, что сын табачного фабриканта являлся единственным попечителем Феодосийской городской женской профессиональной школы, является о многом говорящим.

Он не скупился жертвовать большие суммы на содержание школы. На его средства осуществлялись командировки преподавателей в Москву и Петербург, проводились школьные вечера на Рождество, выписывались учебные пособия и периодические издания, организовывались экскурсии. Он постоянно выделял деньги на завтраки бедным ученикам и добавочные жалования преподавателям.

 

В 1909 году купец первой гильдии, табачный магнат Иосиф Стамболи решил жениться и в качестве свадебного подарка для своей будущей жены – Рахили Ильиничны Бобович задумал построить особняк, о котором и идет речь.

Проектировать здание был приглашен ялтинский архитектор Оскар Эмильевич Вегенер, уже известный на тот момент по участию в проектировании таких знаменитых построек, как дворец Александра III в Массандре, дворец первого морского министра графа Николая Семеновича Мордвинова в Ялте, а также по проектированию гостиницы Метрополь в Ялте.

В строительство особняка купец Иосиф Вениаминович вложил очень крупную по тем временам сумму – 1 миллион 100 тысяч золотых рублей. Для сравнения — императорский дворец в Ливадии, построенный в 1911 году по проекту архитектора Николая Петровича Краснова обошелся самому императору в 4 миллиона золотых рублей!

 

Здание сразу же с момента постройки стало визитной карточкой Феодосии и одним из символов Крыма.

da4a-stamboli

Интересен стиль архитектуры – мавританский со сложными композиционными переходами в оформлении фасадов здания, с ажурными куполами и изящными башнями-минаретами. Богатая внутренняя отделка с применением мраморов различных цветов, скульптур из белоснежного мрамора, майоликовые изделия, лепные украшения на потолках и карнизах, отделка комнат и кабинетов ценными породами дерева – все это поражает высоким мастерством исполнения. Качество строительства было столь высоким, что, несмотря на более чем почтенный возраст этого сооружения – ему уже 107 лет – почти все сохранившиеся элементы декора подлинные.

dacia-stamboli
Фото: Павел Лабутин

Феодосия была вторым после Севастополя городом Крыма, в котором победили большевики. В январе 1918 года советским стал весь полуостров. В доме Иосифа Стамболи большевики устроили свой штаб и учинили погром: топтали ногами дорогие картины, били посуду, вазы. Из воспоминаний подполковника Кришевского Н.Н.:

«В Феодосии солдаты расположились как у себя дома, заняв роскошные дачи на берегу. Я помню, как из дивной дачи Стамболи выносили изящную мебель красного дерева, тут же ломали и жгли на кострах, где варили себе еду в котелках».

К сожалению, Иосифу Вениаминовичу не суждено было прожить в своем особняке долго — всего два года с момента постройки. В 1916 году он, предчувствуя приближающуюся революцию, продал почти всю собственность – табачные плантации, фабрику и свои дома. Большевики вынуждали семью Стамболи покинуть свой дом. Некоторое время они прятались в семье одного из рабочих своей бывшей фабрики. Но вскоре в 1918 году Стамболи с семьей эмигрировал в Турцию, отплыв на английском корабле. Потом они переехали в Германию, а затем о Францию, где в возрасте 81 года Иосиф Вениаминович Стамболи умер. Больше никогда ни он сам, ни его родственники в этом особняке не жили.

Здание в 1920 году не обошла стороной национализация и большую часть времени в ХХ веке оно использовалось в качестве санатория: санаторий им. Т. Фина, потом им. В.И.Ленина, позднее санаторий №5 им. Иосифа Сталина, девятый корпус санатория «Восход». Кстати, в самом музее так и не знают до сих пор, кто такой товарищ Фин…

Во время Великой Отечественной войны здание использовалось как госпиталь, сначала для раненых советских солдат, потом для раненых немецких. В конце советского периода здание использовалось как наркологическая клиника знаменитого советского нарколога Александра Романовича Довженко.

Тем не менее, в отличие от владельца, у самого здания совершенно счастливая судьба. В период войны вид прекрасной Феодосийской набережной кардинально изменился. В результате ожесточенных боевых действий большинство зданий было разрушено. Например, от дачи Суворина осталось только название «Суворинские камни». Особняк Стамболи не просто не был разрушен, он вообще практически не пострадал.

Средневековая Генуэзская крепость, Дача Стамболи и сегодня являются одними из главных достопримечательностей старинного города. И будет самым настоящим счастливчиком тот, кто, побывав в Феодосии, прикоснется к уцелевшим и прошедшим сквозь войны, годы забвения и советского лихолетья памятникам истории и культуры древнего города Феодосия, дарованного богами.

Автор: Алина Ольшанская


Читайте также:

СОКРОВИЩА РУССКОГО СЕВЕРА: КАРГОПОЛЬСКОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ

КРЫМСКИЙ МОСТ — КАКИМ ОН БУДЕТ. КЛАССНЫЙ ВИДЕОРОЛИК

РОССИЯ, ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦА: ФРАНСУА АНСЕЛО И ЕГО 6 МЕСЯЦЕВ В РОССИИ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here