СУЕВЕРИЯ

Зато мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей.
А также в области балета
Мы впереди планеты всей!

Интеллигенция

Русская интеллигенция — это такая часть нации, какой ни у одной другой нации нет. Никоим образом нельзя смешивать интеллигента и интеллектуала — последних в любой цивилизованной стране множество. Если вы их спутаете, русские вам этого не простят.

— Вы знаете, какая разница между интеллигентами и неинтеллигентами?
— Конечно. Если вы интеллигент, вы говорите «Да», а если нет — «Ага».
— Вот спасибо. А вы сами интеллигент?
— Ага…

Если вы принадлежите к интеллигенции, вам, конечно, следует быть интеллектуалом, но одного этого недостаточно. Вы должны чувствовать то же, что весь ваш народ. Вы должны уметь сострадать, понимать ближнего, быть романтиком, быть готовым при необходимости поднять голос против любой несправедливости. Кроме того, вы должны быть человеком культурным, образованным и благовоспитанным.

Не всех писателей, музыкантов, профессоров или академиков можно зачислить в ряды интеллигенции. И сами себя объявить интеллигентом вы не можете: это всё равно, как если бы вы объявили себя мудрецом.

Считаться интеллигентом очень лестно, хотя нередко кто-нибудь, желая уязвить собеседника, к слову «интеллигент» добавляет эпитет «вшивый».

Русская интеллигенция — это своего рода рыцарский орден, члены которого избираются всенародным голосованием. Интеллигенты по определению противопоставлены власть предержащим. Если вдруг интеллигентам приходится признать, что они разделяют или когда-то разделяли взгляды правительства, они смущаются и спешат объяснить, что это — всего лишь незначительный эпизод в их биографии.

К числу самых известных русских интеллигентов недавнего прошлого можно смело причислить академиков А. Д. Сахарова и Д. С. Лихачёва.

Иметь или не иметь

Русские не особенно ценят деньги. С деньгами лучше, чем без них, потому что бедность — это крайне неприятно. Но иметь много денег — нехорошо. У людей честных много денег быть не может — по крайней мере, если они не эстрадные звёзды или чемпионы по теннису. Никогда не хвалитесь, что у вас водятся деньги, куда лучше жаловаться, что вам не хватает денег от получки до получки и регулярно приходится одалживать деньги у соседа.

Богатых всегда недолюбливают. «Новые русские», нувориши, на которых богатство свалилось, как цветочный горшок с балкона, подвергаются насмешкам:

Двое «новых русских» обедают в дорогом ресторане. Один из них швыряет толстую пачку денег официанту и важно говорит:

— Сдачи не надо!
Его приятель хочет не ударить в грязь лицом. Когда они подходят к гардеробу, он швыряет номерок служащему и беспечно говорит:
— Пальто не надо!

Если вы мало зарабатываете, нет ничего зазорного в том, что вы рассказываете окружающим о своей зарплате. Признавая, что вам так много недоплачивают, вы показываете, что ваш наниматель недооценивает вас и не понимает, какое бесценное приобретение он сделал, взяв вас на работу. Зарабатывать мало не унизительно — позор падает на того, кто вас эксплуатирует.

Мало кто не обращает внимания на жалкие фигурки нищих на каждом углу, обнажающих отсутствующие конечности и просящих подаяние. Ходят слухи, что некоторые из них за день зарабатывают достаточно, чтобы отправиться домой на такси — а это в России для среднестатистического труженика достаточно дорогое удовольствие.

Русские готовы помочь ближнему, даже если им доподлинно известно, что тот, кому они помогают, способен сам о себе позаботиться.

В стародавние времена крестьяне имели обыкновение выставлять на ночь за дверь ломоть хлеба и кружку молока на случай, если мимо будет проходить какой-нибудь беглый каторжник. Вполне возможно, что это будет тот самый грабитель, который в прошлом году забирался к вам в дом; но сегодня он среди тех, кому в жизни не повезло. «От сумы да от тюрьмы не зарекайся», — гласит русская пословица. К тому же, кто может поручиться, что этого несчастного посадили за дело? Всем ведь известно, на что способны наши власти!

Невозможно по одной одежде определить, богат или беден русский. Он может потратить последнюю копейку на то, чтобы щеголять в джинсах, модном галстуке или ботинках от известной фирмы (заграничной, разумеется). Быть хорошо одетым в России очень престижно, и молодая персона любого пола оценивается, прежде всего, по одёжке.

С пожилыми дело обстоит иначе. Молодёжи положено хорошо одеваться, но старым перечницам следует знать своё место. Почти неприлично выглядит старая женщина или, того хуже, старик, одетые по последней моде. Что этот старый дурень о себе думает? Он что, ненормальный какой-нибудь?

Общее и частное

В целом русские обладают меньшим чувством личной собственности и соответственно посягают на чужую собственность куда охотнее, чем западные народы. Отсюда поведение, которое кажется западным соседям слишком фамильярным.

Русские могут потрогать чужую одежду, спросить, где они такую вещь достали и сколько за нее заплатили. Для англичан (но не для американцев!) это полное табу, снимаемое разве что для близких друзей. Это нечто в высшей степени интимное, всё равно, что вопрос о зарплате: говорить об этом на людях так же неприлично, как о своей сексуальной жизни.

То же самое касается взгляда. Русский может пристально и бесцеремонно разглядывать чужую вещь. Носители западной культуры считают это неприличным и рассматривают как бесцеремонное посягательство на чужую собственность.

Другими словами, русские расценивают рассматривание как нормальное публичное поведение, жители западных стран — как нечто достаточно личное.

Правда, в то же время в разговоре русские бросают на собеседника короткий взгляд и тут же отводят его; англоязычными народами это расценивается как бегающий взгляд, потому что сами они смотрят на собеседника дольше. Ещё дольше смотрят арабы. Между тем, у русских долгий взгляд считается нескромным. Отведенный взгляд русского — признак уважения. Англоговорящие народы, напротив, много больше ценят прямой и длительный взгляд, который у них ассоциируется с уверенностью в своих силах, самоуважением и прямотой. Русские предпочитают соблюдать правила дисциплинированности, сдержанности, скромности, не желая выделяться на общем фоне.

Русские в своей тесной квартире чувствуют себя более или менее нормально, тогда как привыкшие к большему простору западные граждане ощущают себя в таком помещении стиснутыми, задавленными. Русскому, даже если у него есть своя комната, хочется выйти в гостиную или на кухню и пообщаться. Ему решительно непонятно, как может приехавший к нему в гости иностранец сидеть в отведённой ему комнате и не желать оттуда вылезти!

То же — в отношении жизни в общем доме. У русских общение соседей по подъезду гораздо более интимное. Но собственная территория у них заканчивается дверью их квартиры. У жителей Запада двор и улица у дома — часть личной территории. Немец моет свой двор, стены дома и мостовую перед ним особым шампунем, поэтому состояние русских подъездов и дворов нередко повергает его в состояние глубокой прострации.

Парадоксально отношение к ограждениям. Русские, желая объявить, что какая-то территория принадлежит им, обнесут её сплошным забором, чтобы никто не видел, что за ним происходит. Англичане и американцы сделают забор чисто условным — это живая изгородь или невысокая оградка: никто и не подумает покуситься на частную собственность, если видит, что это именно частная собственность.

Англоговорящий посетитель ресторана, сев за столик, считает его своей собственностью и будет недоволен, если кто-то захочет подсесть. Русский спросит разрешения, после чего усядется и будет полностью игнорировать другого (или другую пару). То есть он претендует только на непосредственно занимаемую им территорию и всячески стремится показать, что (из вежливости и уважения!) как бы не замечает соседей. В результате англичанин будет недоволен бесцеремонностью русского, который претендует на часть его столика, а русский будет косо смотреть на нахального англичанина, который один требует себе столько места.

Блат

«Рука руку моет», или, как выражаются англичане, «почеши мне спину, а я почешу тебе». Смысл тут один.

Блат

Когда вы начинаете новое дело, первое, чем вам предстоит заняться, — найти нужного человека, способного вам помочь. В идеале это ваш родственник или кто-то, кому вы в своё время помогли. После того, как такой человек найден, всё упрощается: ведь у него) тоже есть друзья. «Я направлю на строительство вашей дачи машину кирпичей, а вы попросите экзаменаторов быть снисходительнее к моему оболтусу-сыну, которому вздумалось поступать в ваш университет». Такие отношения нельзя назвать взяткой: ведь ни один рубль тут не перекочёвывает из кармана в карман.

Перед нами «блат», самое мощное оружие, каким когда-либо владела Россия; отмычка, открывающая любые двери. Вы оказываете кому-либо услугу не за деньги, а в расчёте, что в один прекрасный день вам может понадобиться его помощь.

Если в России есть хоть одна система, которая работает как часы, то это блат.

Суеверия

Русские достаточно суеверны. Чёрного кота, перебегающего вам дорогу, нельзя оставить без внимания; старайтесь не просыпать соль и не разбивать зеркала; если вы идёте на экзамен, не забудьте подложить пятак под пятку…

Русские соорудили небольшой памятник зайцу, который зимой 1825 года перебежал дорогу Пушкину, когда поэт выехал в Петербург, чтобы присоединиться к восстанию декабристов. Увидев зайца, Пушкин приказал повернуть сани назад. Если бы не это его суеверие, он, вероятно, окончил бы свои дни в сибирских рудниках.

Последний писк моды — восточные календари. В начале каждого года русские возбужденно расспрашивают друг друга, чей это будет год: Тигра, Вола, Лошади или Обезьяны…

ЭТИ СТРАННЫЕ РУССКИЕ - О СУЕВЕРИЯХ, ЦЕННОСТЯХ И БЛАТЕ...

Даже вполне благоразумная дама может на полном серьёзе заявить, что, коль скоро она родилась в год Крысы, то не может выйти замуж за вот этого мужчину, потому что его год рождения несовместим с её. И в то же время будет настаивать, что она истинно верующий человек, и регулярно ставит свечку в ближайшей церкви.

Святая вера

В дореволюционные времена Россия была богобоязненной страной, где тысячные толпы паломников маршировали от одного монастыря до другого в этаком бесконечном турпоходе, потому что число святых мест не поддавалось исчислению.

Коммунисты быстренько всё это прикрыли. Многие церкви были разрушены, нелояльные к новой власти священники были расстреляны или сосланы в Сибирь. Воцарился атеизм. В такие времена, заявляя, что он — верующий или, хуже того, посещает церковь, человек рисковал потерять рабочее место. С крушением коммунистической идеологии русские обнаружили, что, к сожалению, стало просто не во что верить. Последовал поворот на 180 градусов, и теперь все свои надежды они снова возложили на церковь. Стоит ли говорить, что такой ход им мало что дал.

Русская православная церковь, с её тысячелетней историей, стоит в оппозиции ко всем другим ветвям христианства, но, прежде всего, к католичеству и протестантизму. Православные христиане уверены, что только они одни истинно верующие, и что никто, кроме них, не имеет шансов на спасение.

Фактически даже неверные магометане считаются лучше, чем все эти западные отступники от веры отцов. Как, на первый взгляд, это ни странно, при всех религиозных разногласиях к татарам и монголам (которые, как учат в школе, когда-то жестоко угнетали русских) отношение скорее дружественное или безразличное, в то время как на западных христиан смотрят с недоверием и подозрением. Возможно, причина кроется в том, что у католиков наиболее популярным героем Священного Писания является активный и деятельный апостол Пётр, в то время как православные скорее соотносят себя с мудрым философом Иоанном Богословом, автором «Откровений». Это обстоятельство хорошо иллюстрирует главные различия в национальном характере русских и жителей Запада.

Древние российские храмы — часть архитектурного наследия, которым Россия очень гордится. Многие из тысяч разрушенных в советское время церквей в настоящее время уже восстановлены.

Во многих храмах на западной стене находятся впечатляющие фрески с изображением Страшного суда, где грешники в восточных тюрбанах и шляпах вроде тех, что носили американские отцы-пилигримы, послушно направляются на мучения в адское пламя к ожидающим их страхолюдным чертям, в то время как праведников, одетых в русские национальные одежды, благосклонно приветствует позванивающий райскими ключами апостол Пётр. Такие фрески говорят верующим, что гореть в аду суждено всем, кроме православных христиан.


 

Владимир Ильич ЖельвисАвтор: Владимир Ильич Жельвис.

Родился в Ленинграде (Санкт-Петербург). Ему удалось пережить террор сталинских «чисток», равно как и кровавую Вторую мировую войну (он был в Ленинграде во время блокады). После этого ему было уж вовсе легко прожить в годы послевоенной разрухи, при этом он смог получить университетское образование. Затем он отправился на Дальний Восток, где встретился со своей будущей женой, которая впоследствии родила ему двух дочерей. Семейная жизнь не помешала ему написать две диссертации, одну по филологии, другую по психолингвистике, а также книгу о психологических и социальных аспектах брани. Теперь он может ругаться приблизительно на 80 языках, что очень помогает ему в его преподавательской деятельности. Сейчас он живет в древнем русском городе Ярославле со своей женой Стеллой и доберманом Клиффом и преподает в местном педагогическом университете.


Читайте также:

ИЗВЕЧНЫЙ ВОПРОС: ТАК ЧТО ЖЕ ЗНАЧИТ БЫТЬ РУССКИМ?

ЭТИ СТРАННЫЕ РУССКИЕ, ЧАСТЬ 2: РУССКИЙ ХАРАКТЕР

ЭТИ СТРАННЫЕ РУССКИЕ — Какими они видят себя

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Как же автор не любит Россию и россиян и ДИКО завидует им. ))) Потому и выдает чье -то желаемое за действительное. И при этом совершенно нагло врет. Особенно повеселило высказывание вот это: «Это нечто в высшей степени интимное….. говорить об этом на людях так же неприлично, как о своей сексуальной жизни», Ну да ну да. А про марши, МАРШИ, Карл!!! извращенцев, АГРЕССИВНО выставляющих и навязывающих подробности своей личной жизни, автор «скромно» умалчивает. А уж про православие — этот, с позволения сказать, «аналИз» говорит о том, что автор ВООБЩЕ не понимает , о чем пытается умничать…В общем, врете вы, не уважаемый автор. И за вас стыдно. Особенно печально, что вас держат преподавателем в ПЕДАГОГИЧЕСКОМ университете.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ