«Мимо острова Буяна», который красочно описал Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане», проплывала не только пресловутая бочка с героем произведения Александра Сергеевича, но и армада датских конунгов, желавших покорить земли свободных прибалтийских славян.

Именно такую связь между о. Буяном и о. Руяном проводил историк Вилинбахов, доказывая тождество названий легендарного острова.

Руян со столицей Арконой был одной из последних языческих крепостей древнейшей и автохтонной славянской цивилизации, западного её крыла — земель полабско-ободритских славян.

В современной Германии реконструировано много славянских святилищ, и это неудивительно, ведь вся её территория за Одером (слав. название Одра) и Эльбой (соотв. Лаба) вплоть до Средних веков была населена многочисленными славянскими племенами, известными под именами лютичей, вильцев, бодричей, поморян, сербов-сорбов и многих других. Немцы и остальные германские и романские народы называли прибалтийских славян вендами. Часто венды-венеды упоминаются в качестве прародителей славян.

Со временем почти все эти племена были ассимилированы мощнейшим германско-католическим натиском на восток — нем. «drang nach Osten». Но до сих пор в Германии сохранили свою идентичность славяне-сорбы (их численность порядка 250 000 чел.).

Этот реликтовый этнос остался нам в память о былой славянской гегемонии в том регионе и упорном, длительном сопротивлении полабских славян немецкой колонизации. Ассимиляция носила кровавый характер, наблюдался мощный отток славянского населения этих земель в соседние братские страны — Польшу и Чехию. Но особенно ожесточённая борьба происходила на самом севере земель полабских славян — на острове Руян (совр. нем. Рюген) у мыса Аркона.

На мысе Аркона находился одноимённый культовый центр славян балтийского пространства. Посвящён он был славянскому божеству Свентовиту. Бог этот отвечал за плодородие и был центральным в пантеоне божеств жителей Руяна.

Датский хронограф XIV в. Саксон Грамматик в своей работе «Деяния данов» дал подробное описание Арконы и капища с жрецом Святовита (Свентовита).

Идол Святовита имел четыре лика, обращённые по сторонам света, и держал в своей длани рог с вином. По уровню вина в нём служитель культа определял степень урожайности на грядущий год.

Svetovid
«Световид», ил. из «Мифологии славянской и российской» А. С. Кайсарова, 1804 г.

Центральным праздником в солярном языческом цикле был день осеннего равноденствия — именно в сентябре начинался славянский новый год и организовывались гуляния с пиршествами и хороводами прямо в святилище Свентовита. Руяне готовили большой медовый пирог высотой с человеческий рост. Жрец становился за него и вопрошал собравшихся: «Видно ли меня?» Если было видно, то он желал, чтоб на следующий год пирог полностью затмил его.

На территории Арконы размещался склад всех богатств, добытых мирным и военным путём. Руяне отдавали жрецу Свентовита около трети добытых средств. В его амбарах и закромах находились драгоценности и одежда, много тканей и иные ценности. В конюшне при капище было около 300 лошадей. Можно даже говорить о том, что жрец был центральной фигурой в государстве непокорного острова. Именно он планировал маршруты и тактику военных походов, в том числе пользуясь широко применяемой гадательной практикой.

Саксон Грамматик описывал ритуал, связанный с белым конём, который перешагивал через символические ворота, сделанные из трёх копей. Если конь ступал правой ногой, то поход будет удачным, если левой, то стоит пересмотреть направление движения войска. Этот конь являлся неприкосновенной фигурой; ухаживать за ним мог только сам жрец, а вырвать даже волосок из его гривы считалось тяжелейшим проступком.
Ilya-Glazunov.-Ostrov-Ryugen.-ZHrets
Илья Глазунов. Остров Рюген. Жрец

Руяне занимались не только земледелием и скотоводством, но были поистине покорителями морских просторов. Они контролировали огромную территорию Балтийского моря, ведя постоянные войны с викингами. Некоторые датские провинции даже платили дань славянам Руяна.

Возможно, экспансионистская политика прибалтийских славян была отчасти связана с их ответной реакцией на известную германскую идеологическую парадигму «drang nach Osten». Ведь попытки колонизировать земли руян и обратить их в христианство имели место практически на всём протяжении славяно-германских контактов, начиная с франкских времён.

Существует мнение, что киевский князь Владимир Святославович «Красное Солнышко» воздвиг языческий пантеон в Киеве, на Подоле, в 980 году из солидарности с восставшими славянскими родичами Арконы.

Находясь в окружении агрессивных соседей, Аркона сопротивлялась долго, пока в 1168 году не была разрушена войском датского конунга Вальдемара I, победившим руянского князя Яромира.

Svyatovit
Епископ Абсалон уничтожает идол бога Святовита в Арконе в 1168 году

Камни святилища Арконы пошли на строительство католической церкви в Альтенкирхене в 1185 г. Камень с изображением жреца Свентовита до сих пор там хранится.

Kamen-Svantevita-v-tserkvi-Altenkirhen-na-ostrove-Ryugen
«Камень Свантевита» в церкви Альтенкирхен на острове Рюген

Величайший деятель Реформации Филипп Меланхтон писал, что после падения Арконы и её полного разграбления колонизаторами – католиками большинство славян-руян мигрировало на восток — туда, где сейчас побережье Рижского залива. Он также этимологически связывал имена Риги и руян. Вполне возможно, что руяне нашли пристанище у родственных им язычников-балтов, предков современных латышей. Ведь известно, что балтские и славянские племена наиболее близки генетически, культурно и лингвистически по сравнению с иными индоевропейскими народами.

С Арконой связана также антинорманистская доктрина Ломоносова, в которой великий русский учёный постулировал версию о руянских славянских корнях Рюрика и его окружения. Михаил Васильевич считал, что призванные в 862 году новгородцами варяги были выходцами с Руяна, либо иных земель прибалтийских славян, и никакого отношения к германцам не имели.

В славянских преданиях о легендарном старейшине Гостомысле (правителе Новгорода) повествуется о призвании его внуков во главе с Рюриком. Дочь седого вождя Умила была замужем за одним из князей балтийских славян, и Рюрик, таким образом, являлся представителем родов ободритов и новгородских словен, если отталкиваться от данной легендарной версии. И это вполне правдоподобно, так как археологами установлена преемственность археологических артефактов, типов построек славян Новгорода и южного балтийского побережья.

Кроме археологов, идею о едином культурном пространстве высказал выдающийся представитель отечественной лингвистики академик Зализняк, обозначивший в своих работах единый новгородско-западнославянский языковой континуум.

Славянская цитадель Балтики — Аркона — напоминает нам о великой эпохе господства развитой духовной культуры наших предков.

Arkona
Меловые скалы мыса Аркона на острове Рюген (Руян), где находилось главное святилище балтских славян.

Аркона сегодня

Мыс Аркона (нем. Kap Arkona) — один из самых популярных туристических объектов Рюгена. Ежегодно полюбоваться местонахождением древнего святилища руян приезжают около 1 млн. человек.

Место очень красивое, живописное. Высокий берег (45 м) из меловика и мергеля расположился на полуострове Виттов на севере острова Рюген (рядом с деревней рыбаков Витт).

Главные достопримечательности Арконы — два маяка, два военных бункера, славянская крепость и несколько туристических зданий (рестораны, сувенирные магазинчики). На западной стороне мыса находится кольцеобразный вал, в котором помещался храм вендского бога Святовита. Также вблизи древнего замка Яромарсбург, можно сфотографироваться на фоне современной деревянной резной статуи с изображением четырехликого славянского божества Световида.

Vid-s-mayaka-mys-Arkona
Вид с маяка, мыс Аркона
mys-Arkona
Мыс Аркона
Mys-Arkona
Мыс Аркона
Arkona-mys
Мыс Аркона

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Елена, благодарю! Я тоже много размышлял над этническими связями Прибалтики и Индии. Почему санскрит и литовский обладают такими сходствами? Но, кроме лингвистики, есть и данные этнографии, говорящие об идентичности орнаментов на вышивках крестьян Прибалтики и Индии, данные мифологии, как Вы правильно заметили, выраженные в общности композиции идолов Брахмы и Святовита.

  2. Опять таки интересная статья от автора. Обращает на себя внимание схожесть Святовита с индийским Брахмой. Хотелось бы более подробную статью о Рюрике, его происхождении, призвании и прочих «тёмных» пятнах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here