В конце XIX начале XX века Петербург был самым большим в России городом. Не только по численности населения, но и по значению экономического и культурного центра страны. В это время здесь строились крупные промышленные предприятия на которых устанавливали только передовое оборудование из Европы. Правда большинство этих предприятий принадлежало компаниям с участием европейского капитала.

Николаевский мост

С 1890 года и до 1914 года число рабочих увеличилось почти в пять раз. С 1880-х годов развивалось строительство теплоэлектростанций. Развитие промышленности Петербурга было связано с Морского порта. Морским путем в город доставлялись оборудование, английский уголь, металл и текстильное сырье для фабрик. Через порт проходило и две трети грузов внешней торговли всей России.

Вид на Васильевский остров

Петербург постепенно становится вторым после Москвы железнодорожным узлом страны. Железнодорожные пути связывают Петербург с Украиной, Уралом, Сибирью. В столицу для экспорта из разных частей страны шли древесина, зерно, нефть.

nikolaevskyi_vokzal, Николаевская железная дорога
Николаевская железная дорога, Николаевский Вокзал
Паровоз на Николаевской железной дороге
Паровоз на Николаевской железной дороге

В России в 1897 году была проведена первая всероссийская перепись населения. По ее данным в Петербурге было уже 1 миллион 265 тысяч жителей. Это в два раза больше, чем в середине XIX века. Петербург вышел на третье место среди таких европейских столиц как Лондон и Париж. Население его стало вдвое больше населения Москвы.

Литейный проспект. Окружной суд

Петербург находится в дельте Невы, поэтому нормальное сообщение между островами обеспечивают только мосты. К началу XX века были только Николаевский и Литейный мосты. В 1903 году открывается построенный французской фирмой Троицкий мост. Затем был построен мост Петра Великого, Финляндский железнодорожный мост и начали строительство Дворцового моста. К сожалению он был открыт лишь в 1916 году и так простоял до 1939 года незаконченным, без решеток, с деревянными поручнями.

Николаевский мост,1860-70-е
Николаевский мост,1860-70-е
Троицкий мост и панорама Невы..1880-е
Троицкий мост и панорама Невы..1880-е

До 1907 года главным городским транспортом была железная дорога на конной тяге. Правда с 1880-х годов зимой, по льду Невы от Английской набережной до Петроградской стороны укладывали рельсы для одновагонных трамвайчиков. Но к 1917 году трамвайное движение имело уже 39 маршрутов. Трамваи шли и по Невскому и по Каменноостровскому проспектам, по всем мостам. Это был самый удобный и дешевый транспорт.

Самсониевский проспект. Памятник Петру I (2) Зимний дворец со стороны Невы

В 1906 году появиляются таксомоторы, а через восемь лет их уже около 400. Но основным видом передвижения по городу был извозчик, их было около 10 тысяч.

Биржа Санкт-Петербург Знаменская площадь. Северная гостиница

Начиная с 1912 года Городская дума начала проектировать метрополитен и даже было намечено строительство первой линии от Нарвских ворот до Николаевского вокзала. Но с начавшейся мировой войной все работы были остановлены практически до 1940 года, а затем опять остановлены второй мировой войной.

Нарвские ворота

В 1887 году была построена телефонная станция, а в 1895 году уже было 3 тысячи абонентов в Петербурге, Петергофе, Царском Селе и Гатчине. В 1898 году телефонную связь протянули до Москвы.

Петербургская Сторона. Большой проспект

К 1917 году в Петербурге было больше тысячи начальных училищ. Уровень грамотности города был на первом месте в стране.большое значение уделялось и прессе, как доступному средству массовой информации. В начале XX века в Петербурге издавалось 40 газет и 140 журналов, в том числе на иностранных языках и на языках народов России.

Морской кадетский корпус Императорская Академия художеств Императорский университет Горный институт Санкт Петербург

C 1890 года и до революции в городе открыли около 30 музеев. Главные музеи города Эрмитаж и Русский музей привлекали большое число посетителей. По выходным открывали двери для бесплатного посещения резиденции Николая II — Зимнего дворца.

Васильевский остров. Зоологический музей

Русский музей имп. Александра III

Петербург, в конце XIX века был центром изобразительного искусства. Здесь работали такие художники как Добужинский, Остроумова-Лебедева, Лансере, Бенуа и многие другие. Они посвятили огромную часть своего творчества Петербургу.

Бурную эпоху переживал и театр. Огромным успехом пользовались Александрийский и Мариинский императорские театры. Кроме них существовали небольшие частные музыкальные и драматические театры. Были также десятки концертных залов и свыше ста кинотеатров.

Мариинский театр

Театральная площадь. Памятник Глинке

В Петербурге жили и творили литераторы «Серебряного века». Александр Блок, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Максим Горький и Леонид Андреев, Куприн и Алексей Толстой.

В это время в Петербурге были построены уникальные архитектурные шедевры: музей Суворова на Кирочной улице, Храм Воскресения Христова — «Спас на Крови», Нахимовское училище на Большой Невке, особняк балерины Кшесинской, Народный дом Николая II в Александровском парке и множество других. В этих зданиях мы можем видеть все многообразие стиля модерн.

Казанский собор Церковь Владимирской Божьей Матери

Петербург также являлся и центром религиозной жизни многих конфессий. В городе было четыре монастыря — Александро-Невская лавра, Троице-Сергиевская пустынь, Новодевичий и Иоанновский. Насчитывалось 290 православных соборов и церквей. На Сенатской площади находился Священный Синод, созданный при Петре I. Также было несколько католических костелов, лютеранская и армяно-григорианская церкви. В 1910 году открыли Мусульманскую соборную мечеть. Имелась иудейская Синагога, построенная в начале XX века, Буддийский храм напротив Елагина острова. Всего было 20 инославных и иноверческих культовых сооружений.

Александро-Невская лавра. Благовещенские ворота

Кроме культурной, художественной и религиозной жизни конечно была и светская жизнь. Она кипела во дворцах и салонах. Где собирались придворные, знать, чиновники. Устраивались приемы в императорских дворцах: Зимнем, Петергофском и других, коих было великое множество. Собиралась аристократия и знать на художественные выставки, театральные премьеры, и благотворительные вечера и концерты.

Императорский Мариинский театр.1908
Императорский Мариинский театр.1908
Члены Императорской фамилии на борту яхты в день 200-летия Санкт-Петербурга 16 мая 1903.
Члены Императорской фамилии на борту яхты в день 200-летия Санкт-Петербурга 16 мая 1903.

Развивался и спорт. В моду входил футбол. Петербургские спортсмены участвовали в Олимпийских играх.

Петербург, как столица Российской империи, был конечно же центром политической жизни страны. События эти часто выходили на улицы и площади города. Петербург — Петроград — Ленинград пережил три революции, всеобщие забастовки, многочисленные митинги и демонстрации, стрельбу в народ…


Смотрите также:

РЕДКИЕ ФОТО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НАЧАЛА XX ВЕКА

ПОЧЕМУ ПИТЕР НАЗЫВАЮТ «СЕВЕРНОЙ ПАЛЬМИРОЙ»

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here